Групповая технология на уроках математики.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) на тему

При подготовке к ОГЭ на трех последовательных уроках повторения с темой "Решение уравнений" применяла технологию работы групп. В материале у меня представлена теоретическая основа групповой технологии и разработки трех уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Общаться с теми, от кого можно научиться. Да будет твое общение с друзьями школой знаний, а беседа - изысканно приятным обучением: смотри на друзей как на наставников и приправляй пользу от умения наслаждаться от беседы. Дружба разумных взаимно выгодна: кто говорит, тому прибыль в похвале слушателя, а кто слушает, у того ума прибывает.

                                         Б. Грасиан

 

  Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных педагогических технологий и использование их в своей практике. 

  Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям. 

Технологий много, и одна из них - групповая технология. 

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин., и др

Ривин Александр Григорьевич (1877-1944) -русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава.

 Дьяченко Виталий Кузьмич - профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования, современный теоретик коллективного способа обучения (КСО).

По
 В.К.Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.
 В.К.Дьяченко подчеркивал,  что организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести:
- классно урочную организацию;
- лекционно-семинарскую систему
- формы дифференциации учебного процесса;
- дидактические игры;
- белл-ланкастерскую систему ;
- бригадно-лабораторный метод ;
- метод проектов ;
- метод Трампа .

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.
Групповая форма обучения решает три основные задачи: 

1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией. 
2) Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами. 
3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. 

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной партой);  динамической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами) при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку. 

Почему групповую технологию считаю одной из самых приемлемых на уроке математики?
  Во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

  Во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. 

Чаще всего на уроке из-за массового характера обучения проводится работа, которая не позволяет в полном объеме использовать потенциал каждого ребенка. Поэтому на своих уроках математики сочетаю такую работу с работой в паре и группе. В условиях такого обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики. 
При работе над этой темой, мною решаются следующие задачи: 
• Развивать познавательную активность учащихся на уроке. • Включать каждого ученика в учебную работу. 
• Развивать математическую речь. 
• Прививать интерес к предмету. 
• Создавать психологический комфорт на уроке. 

Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы.

Как показывает практика целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Однако процессом взаимного обучения управляет учитель, он контролирует работу учебных групп, вносит свои коррективы.


Также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные взаимоотношения между учащимися. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.  Ученики лучше узнают друг друга. Иногда возникают трения между ними, появляются желающие перейти из одной группы в другую. Оптимальный состав учебных групп формируется постепенно. В большинстве групп состав остаётся стабильным в течение учебного года. Учащиеся привыкают друг к другу, чувствуют локоть товарища в совместной работе. Это доставляет им удовольствие.


Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы. 
Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. 
При оценке деятельности каждого учащегося в группе используется оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу. 


Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке. 

Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы при обучении математике эффективно. Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения

Практика показывает, что групповая форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. В ходе групповой работы учащиеся младших и средних классов, общаясь между собой, создают излишний шум, усиливающийся, если не переключить их на другой вид деятельности. Шум во время урока может стать помехой для усвоения детьми учебного материала. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет:  в младших классах 5 – 7 минут, в средних - 10 – 15 минут,  в старших - 15 – 20 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю. Он, прежде всего, должен хорошо владеть дисциплиной учащихся. Такая форма обучения требует особых организационных усилий. Работа групп должна находиться в поле зрения учителя. Учитель должен поощрять учащихся к совместной работе. Необходимо в совершенстве освоить методику определения заданий для групповой работы, умело направлять деятельность учащихся. В ходе этой работы надо тщательно следить за ходом сотрудничества учеников в разных группах, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса. Учитель должен выступать в роли арбитра во всех спорах, направляя учебную деятельность в поступательном развитии. Учителю необходимо следить за тем, какое положение занимают в группах учащиеся с низкими учебными возможностями. Их необходимо включать в активную деятельность при изучении нового материала. Учителю необходимо побуждать учеников к взаимной проверке сделанного. Взаимная проверка, собеседования всегда вызывают столкновения разных точек зрения. Это способствует основательному разбору содержания учебного материала.  

Примеры применения групповых технологий на уроке алгебры 9 класс.  При итоговом повторении (подготовка к ГИА) попробовала следующую схему. Тема трех последовательных уроков одна и та же: «Решение уравнений».

Урок№1 .

Класс разбивается на три группы разного уровня (1-слабая, 2-средняя, 3- выше среднего уровня).  Из четырех уравнений можно выбрать три, если дети боятся, что не успеют (пропущенное уравнение можно дать на дом).

Задание для первой группы: «Линейные уравнения». Решить уравнения : а) 8х+10=0;                        б)  10х +3 =5 ;  в)   -7-х= 3х+17;  г)  3(х-3)= 6 - 2( х+5).

Задание для второй группы: «Квадратные уравнения». Решить уравнения : а) -8х+15 =0;

б) -5 +х =0;  в)  -45 =0; г)  -4х +4 =0.

 Задание для третьей группы: «Рациональные уравнения».  Решить уравнения : а) + =4; б)   = ;  в)  ;  г)   + = .                              

Группы выполняют задания 10 минут. Затем каждая группа рассказывает о своих решениях. На выступление каждой группы дается приблизительно 7 -8 минут. За это время учащиеся должны  у себя в тетрадях зафиксировать решения уравнений (которые выполняли другие группы). В конце урока еще раз проговаривается теоретическая база решения уравнений. Подводится итог урока, оценивается  работа каждой группы, выдается домашнее задание.

Урок №2.

Класс разбивается на 4 группы одного уровня (в группу входят и так называемые «слабые»  и более успешные). Группы получают одинаковое задание. Решить уравнения:

  1. 5х - 3 = 0;
  2. -4х + 4 = -6;
  3. -2х + 3 = -8х;
  4. 9 - 4х = - 9х- 4;
  5. 9х – 2( -1-х ) = х – 5;
  6. 8+х= ;
  7. -10;
  8. -7
  9. -.

На выполнение задания дается 30 минут. Затем проводится проверка и обсуждение полученных результатов. Подводится итог урока, оценивается  работа каждой группы, выдается домашнее задание.

Урок №3.  Проверочная работа по теме « Решение уравнений».

Проверочную работу составляю по аналогии с работой на прошлом уроке. Но на дополнительную отметку даю задания с параметром и модулем.

1 вариант. Решить уравнения:

  1. 6х-15=0;
  2. -2х-3=1;
  3. 6х+3=4х-1;
  4. 0,5( х-4)=2-2х;
  5. =;
  6. –х+

Дополнительное задание.

Решить уравнения: 1. ;

2.

3. При каком значении  параметра а уравнение  имеет 3 решения.  

2 вариант. Решить уравнения:

1.2х+5=0;

2.-5х-1=3;

3.3х+3=-2-7х;

4. 1,4(5-2х)=3-0.8х;

5.

6.

7.

8.

9.-5

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Дополнительное задание.

Решить уравнения: 1.

2.

3. При каком значении параметра а уравнение  имеет три корня.

При решении  15-14 заданий – оценка «5»;   11-13 заданий- «4»;    7-10 заданий- «3».

Литература

1. Виноградова М.Д., Первин КБ. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977.
2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

4.ГИА 3000 задач с ответами по математике под ред. А.Л.Семенова,И.В.Ященко.-М.:Экзамен,2014.

5. Интернет ресурс http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=747.YM5WOnrPdwct1ty3nzL8hqLDXr_wJFe_FLKCMzAbRg9ZHe2Wdpb53jS4iUJ-rAqEA4Jvcw73yhdn5vQLOnNoV8-S2sRVJVbYkf7_Zaw6f8k7p6wKBbPtXUKNAMEFxASw8w1ZlqdZbvafGi0ay7KseurJh4shW36saoSKB5Zpn6Dm-IMHRhqvuZqkNrkJ_NcH.3ac958aa686dc539c7b47b47065d8c4a14910007&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kpHnK9lio9T6U0-imFY5IWwl6BSUGTYnrZ_xNWq0QNJI_7tB8xYKggS7lQYait_Q&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1Ldmtxb3NSaG1hSkFVTWdfbGt1WUxtUlpoLUg1N09Fa0YxNG52eGJlRGZXeU93U2lHNXVtZXAtZ3Foa3o5YVAxdlVnbFByVkdJcmJnSkJ5WWMwVjdsN3RoVVZlODN0c1g3UzZ4aEZTRGJUZUJGLXRhRUFxSjM1SjFxdnM3ekRFNUxiOTVrRVNicTdtWkp1bEJvYVotd3EzOG16c3VtMXh0V3VEVGc&b64e=2&sign=d1d0c7f88f12909dcb67a03747bb9ec5&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ5fN_r-AEszk1JLcU8vtmBrgx2ixy8RGAEpNiBXpc_Cg3748zHEcXcGztOrHDXesiFF_H5Bbqw_XScybMDlVUqsZc2xMXwwz72mvQ57JUqgbB4XPCQFqu0yPHsz0I26sr3XP_9cixS01wGPBFUy_oYF6-HCFH7Xy7n2hubjMt5NuBQ_J422Pq6MZJM4UfU0kv8&ref=cM777e4sMOAycdZhdUbYHpMQ80108_UCfrsc9CaRM69E7IXeVVeAEcI9uSFa71wE3rb8JyddbeoGQkiG1cih1OxXtVgaHOfgSam60EOXTQs9U6MhZhKIl1phvuc5eRld5yh-LBEeMBrqpxZ9hE8OgjPWOJpGAjoOw08-M-iIuxMy3OJ4FmdYDp0Wz99cCcRY-ikj0gdf-aiKnE-EWzW4M5qqgff7mXk_ueWogKE6ptmf6VfZ5wKN6bNQTOAv1dMpbNhBcrMl_cV1f6ZnypuEeBg5_h1pYZYqOc1Nli7X7i33eR4lRwQWxvWXWzpcGPoASDR7y5S8lEqTn6hWKWNArMPudYCfunvfDQdPQuzKgwJJZftI48PcJqi6r0zrhLmE6DVrht3nOgjGPTrTtNAbF1rGWpFfsRWyhx0mXUgMPnbET2uia13jXhHjUQbG4SPGsWGBI2MRnnQ-jai4XIwXgrB6ig8SXdo1vQG0Xdvehhfdr9NkXmMCKr17plqsHCmd0u-Pb_sljGaNDb-B1D0bpb9p5xkbxqvVn1ewEy_DNqHyR1qIt51FzxmJ1Vb5Y3iyAfOUOAsV2IMHXKrQNFKXHefluFHRNup7QSSk1sdFAuUmi66kymC36lCD9vVYu6eVOhva28E9n8vMJLO666Kx8b36EwgRVFAabXeJY0EtDBTvO64u7X1n2kMb_tti99Q7wHXDK1lA7jYsV9aEQkPUxgVK1ocZkrvcRbjIqXEnHXX0lljwtl6Zg5KfHgDOL41Afs7-S3E1dkK32RVe29cUkJwtBQG1EOA3-eG3uRRlBI77fK-jVZsbQ53OmtXNc9qcPJ7NYHU2oMRYFhxZsqwKSFZ-v0mKTtoRv7rk574_zTi3kB5GjyV8bD4X0fxcnUg_guVLw3n7rLJfb3LaT0vKFcdQM-VJZb78m-6zEeRH-_U&l10n=ru&cts=1436731187604&mc=5.810563143001056


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы на уроках математики как средсво повышения качества урока.

Работа содержит теоретическое обоснование и разработку урока для 8 класса по теме  "Квадратные уравнения"....

Групповые технологии на уроках математики.

Рекомендации по использованию групповой технологии  технологии на уроках....

Групповые технологии на уроках технологии

Групповая работа - одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей....

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...

Технология группового обучения на уроках математики

Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходим...

Технология группового обучения на уроках математики.

Технология группового обучения на уроках математики.(выступление на ШМО учителей математики и информатики)...