Урок "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Поляева Татьяна Владимировна

Урок в 5 классе. Открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polyaeva_t.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Поляева Т.В.

Учитель математики МБОУ СОШ №6

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.

Темау рока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Цель урока: Познакомить учащихся с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.

Задачи урока:

Образовательные: изучение нового материала, закрепление умений и навыков по изучаемому материалу, применение полученных знаний на практике, по образцу, алгоритму.

Развивающие: развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы, развитие правильной математической речи.

Воспитательные: повышение заинтересованности в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей;
  • Уметь складывать (вычитать) десятичные дроби.

     Личностные: интерес к учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим, повышение самооценки.

Метапредметные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем, уметь понимать точку зрения другого, слушать, проводить рефлексию.

Основные понятия: десятичные дроби, сложение и вычитание.

Ресурсы: основные  -  доска, рабочая тетрадь, учебник; дополнительные - проектор, карточки.

Технология: ИКТ, проблемное обучение.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:  -Здравствуйте! Садитесь пожалуйста!

- Проверьте, все ли у вас готово к работе. (Учебник, тетрадь, дневник, пишущие принадлежности).

  1. Проверка домашнего задания.  (слайд 1)

Учитель:  Ребята, внимательно посмотрите ответы к заданию и сравните со своими.

(На слайде допущена ошибка. Необходимо, чтобы учащиеся нашли ее.)

№ 1184

Сравните величины:

а) 98,52 м > 65,39 м          д) 0,605 т < 691,3 кг

                                                   605 кг < 691,3 кг

б) 149,63 кг < 150,08 кг    е) 4,572 км < 4671,3 м

                                                   4572 м < 4671,3 м

в) 3,550С < 3,610С               ж) 3,835 га > 383,7 а

                                                    383,5 а > 383,7 а    

г) 6,781 ч > 6,718 ч             з) 7,521 л < 7538 см3

                                                    7, 521 дм3 < 7538 см3

                                                                              7521 см3  < 7538 см3

  1. Активизация полученных ранее знаний.

Учитель:  Какую большую тему вы сейчас изучаете?

Ученики: Десятичные дроби.

Учитель:  Что вы уже умеете делать с десятичными дробями?

Ученики:  Сравнивать, записывать, переводить.

Учитель: Давайте выполним устные упражнения (слайд 2)

1.1.Прочитайте десятичные дроби

0,761

13,75

5,8

0,80

8,02

1,200

11,100

17,09

1.2.Уравняйте количество знаков после запятой в десятичных дробях

(слайд №3)

0,761

13,75

5,8

0,80

8,02

1,200

11,100

17,09

1.3.Найдите равные дроби (слайд №4)

0.073;7.3;0.73;7.03;0.7300;7.30

1.4.Сравните десятичные дроби (Слайд №5)

6,99

7,1

21,9

21,59

0,701

0,71

1,434

1,43

1.5.Выразите в дм (слайд №6)

10 дм 5 см =      дм;

1 м 7 дм 4 см =     дм;

8 см =       дм.

  1. Постановка темы урока через создание проблемной ситуации.

Работа со слайдом №7.

Задача.

Найдите длину заготовки для изготовления детали.

 

Учитель: -Как мы можем решить эту задачу? Из каких частей состоит эта деталь?

Ученики:  Из двух частей, размеры которых даны.

Решение. Выразим длины в дециметрах и сантиметрах.

3,2 дм=3 дм 2 см

5,7 дм=5 дм 7 см

Теперь мы можем их сложить: 3 дм 2 см+5,7 дм =8 дм 9 см

Полученный ответ выразим в дециметрах: 8 дм 9 см = 8,9 дм

Учитель: Можете ли вы решить эту задачу, но другим способом?  Каких знаний вам не хватает?

Ученики:  Не умеем складывать десятичные дроби.

Учитель:  Кто догадался, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Ученики:  Тема нашего урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».

  1. Целеполагание.

Учитель: Как вы думаете, что вы должны знать, чтобы научиться выполнять сложение и вычитание десятичных дробей?

Ученики:  Правила сложения и вычитания десятичных дробей, алгоритм действий.

Учитель: Для этого вы должны уметь записывать дроби, уравнивать количество знаков после запятой. Какая цель нашего урока?

Цели:
- познакомиться с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей;

- узнать и научиться выполнять сложение и вычитание десятичных дробей по алгоритму.

Учитель: Запишите в тетради число, классная работа.

6. Изучение нового материала.

Учитель:  Давайте решим нашу задачу, с помощью алгоритма сложения десятичных дробей.

Алгоритм сложения десятичных дробей.

1. записать дроби одну под другой так, чтобы запятая была под запятой

2. сложить дроби не обращая внимания на запятую

3. поставить в сумме запятую под запятой

3,2 +5,7=8,9

Решим примеры.

№ 1213 (б).  Постановка проблемы: А если количество знаков после запятой различно? Можем ли мы решить данный пример по алгоритму, который я вам дала? Может не хватает какого – то пункта?

(Если учащиеся сами не смогут ответить на поставленный вопрос, то алгоритм формулирует учитель)

Слайд.

Алгоритм сложения десятичных дробей

1. уравнять количество знаков после запятой

2. записать дроби одну под другой так, чтобы запятая была под запятой

3. сложить дроби не обращая внимания на запятую

4. поставить в сумме запятую под запятой

4. Вычитание десятичных дробей

4.1 Сформулировать алгоритм вместе с учащимися

1. уравнять количество знаков после запятой

2. записать дроби одну под другой так, чтобы запятая была под запятой

3. вычесть дроби, не обращая внимания на запятую

4. поставить в сумме запятую под запятой

Пример № 1214 (д).

  1. Первичное закрепление.

Решение номеров : №1213 (а,в,г), №1214 (а,б,в,г,е). № 1216.

  1. Физкультурная минутка

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть.

  1.  Закрепление изученного материала.

Проверка знаний по теме

Учитель: Расставьте предложения в порядке их выполнения в алгоритме.

Учащимся раздаются бумажки, на которых написано только по одному предложению.

ПОСТАВИТЬ В СУММЕ (РАЗНОСТИ) ЗАПЯТУЮ ПОД ЗАПЯТОЙ

ЗАПИСАТЬ ДРОБИ ОДНУ ПОД ДРУГОЙ, ТАК ЧТОБЫ ЗАПЯТАЯ БЫЛА ПОД ЗАПЯТОЙ

УРАВНЯТЬ КОЛИЧЕСТВО ЗНАКОЙ ПОСЛЕ ЗАПЯТОЙ

СЛОЖИТЬ (ВЫЧЕСТЬ) ДРОБИ, НЕ ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЯ НА ЗАПЯТУЮ

Учитель: Ребята, кому не понятна тема сегодняшнего урока, кто не понял, как действовать при сложении (вычитании) десятичных дробей?

Если всем понятно, то перейдем к следующему этапу нашего урока – это самостоятельная работа.

  1.  Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа (слайд, на выполнение 8 минут)

1 вариант                                         2 вариант

а) 1,8 + 2,2                                       а) 1,3 + 3,1

б) 9,9 + 7,9                                       б) 8,5 + 10,2

в) 6,82 – 3,6                                      в) 7,57 – 5,4

г)18,6 – 4,38                                     г) 93,5 – 22,22

д)0, 166 + 0,91                                 д) 0,99 + 2,5

        

Самопроверка (слайд №15)

1 вариант                                           2 вариант

  4,0                                           4,4

17,8                                           18,7

3,22                                           2,17

14,22                                         71,28

1,076                                         3,49

Учитель: Меняемся с соседом по парте тетрадями и проверяем. Ответы на доске.

«5» - если нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3»- 2 ошибки

  1. Рефлексия.

Учитель: Давайте подведем итог урока

 - Над какой темой работали на уроке?

- Расскажите алгоритм выполнения сложения (вычитания) десятичных дробей.

- Поднимите руки, кто все понял и кому было легко на уроке?

 - Ребята, у кого были затруднения на уроке?  

 - Ребята, а кто совсем не понял тему урока?

- Докажите это выполнив задание «Верно ли выполнена запись?» (задание на слайде)


  1.  Домашнее задание.

Записываем домашнее задание

Стр. 190 – 192 §32, №1255 (а, б, в), №1256 (а,б,в,г), №1257.

         - Спасибо за урок. Можете идти.

Дополнительные задания на крточках.

Вместо _ поставьте знаки "+" или "-" так, чтобы равенства были верными

5,5 _ 2,3 _ 1,1 = 2,1

7,5 _ 3,4 _ 4,2 = 6,8

8,6 _ 6,1 _ 1,3 = 3,8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...