Дифференциальный подход к изучению математики в гуманитарных школах
статья по алгебре на тему

Коновалова Марианна Владимировна

статья о дифференцированном подходе к изучению математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциальный подход к изучению математики в гуманитарных школах

.

   До недавнего времени считалось, что главная задача школы состоит в том , чтобы

Дать каждому школьнику общее среднее образование в рамках государственной программы, независимо от его способностей. Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности и склонностям . Одним из путей решения проблемы индивидуализации обучения является его дифференциация.

    Индивидуализация обучения в старшем звене средней школы предполагает предоставление учащимся возможности получить образование в различных направлениях,

по разным учебным планам и программам , то есть осуществление профильной

дифференциации на базе фуркации. Но и при условии обучения учащихся по выбранным направлениям , учитывая возможности каждого подростка , предполагается обеспечить

достижение каждым из них некоторого обязательно базового уровня знаний по предмету.

    Хочу немного рассказать об истории профильной дифференциации школьно обучения в

России.

     В школе дореволюционной России проблема профильной дифференциации решалась

своеобразно. В определенной степени она обеспечивалась наличием различных типов

заведений, дающих среднее образование – это гимназии, технические и коммерческие училища , кадетские корпусы и так далее. Каждый тип учебного заведения имел свой учебный план и свои программы , посредствам которых осуществлялась дифференциация

обучения. Проблема дифференциации обучения была в центре внимания педагогической

общественности и находила решение в русской дореволюционной школе через фуркацию на старших ступенях обучения.

     Следует отметить , что и в советской школе был опыт обучения учащихся по

различным учебным планам и программам , то есть определенный опыт дифференциации

обучения. Так , например, учебный план 1 и 2 ступеней единой трудовой школы в 20-е годы допускал различное содержание обучения, связанное с географическим положением

школы: городская школа имела промышленную ориентацию, а сельская ориентацию на сельское хозяйство. Позднее на северо-западе России было организовано обучение по уклонам . Так в 1924 году 69 школ 2 ступени Ленинграда перешли на обучение детей по

следующим уклонам: индустриальному (5 часов математики в неделю),

промышленно-экономическому (4 часов математики в неделю), педагогическому

(3 часов математики в неделю).

     Однако в отмеченных случаях профильная дифференциация школьного обучения

больше походила на профессианализацию. Однако, такая интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки школьников оказалась недостаточной для успешного обучения в вузе.

   Анализ опыта работы русской и советской школы показывает:

  1. профильная дифференциация обучения может осуществляться благодаря наличию

разных типов учебных заведений с разными планами и программами

  1. профильная дифференциация без учета склонностей и способностей не приводит

к позитивным результатам

      3) частичная фуркация , изменение учебного плана в отношении одного предмета

          без коренной перестройки всего учебного плана нецелесообразно.

       Все это говорит о целесообразности профильной дифференциации в более старшем подростковом возрасте. На старшей ступени обучения следует обеспечить возможно

большее количество направлений обучения. Для учащихся, выбравших определенный профиль обучения, соответствующий своим желаниям и склонностям должны составляться программы не исключающие возможность изменить профиль обучения подростка при ошибке в его выборе.

     Существует мнение, что математика как учебный предмет гуманитариям не нужна.

Это – глубоко ошибочное суждение. Во-первых, мир вступил в эпоху «математизации

научных знаний». Во-вторых, математика более, чем любой другой учебный предмет школы, способна помочь в развитии логического мышления, развитие многих качеств научного мышления, таких, как обобщенность , критичность, способность к анализу и

синтезу. В-третьих, развивает такие качества речи, как краткость, ясность и сжатость.

Из всего этого следует сделать вывод, что математика должна входить в набор обязательных учебных предметов школы любого профиля.

     При составлении программ для гуманитариев необходимо руководствоваться

особенностями данного типа школьников. Эти школьники обычно обладают способностью к яркому и наглядному запечатлению объекта в памяти , более развитыми

чувственно-конкретными формами мышления , и в то же время могут испытывать трудности в произвольной регуляции поведения и оперирования абстрактными категориями. Это означает, что при составлении программ по математике для гуманитариев нельзя руководствоваться принципом « УРЕЗЫВАНИЯ» программы,

сокращения ее объема и «облегчения» Следует подходить к составлению программы с учетом изменения формы подачи учебного материала. Изложение материала должно

вестись на индуктивно-практической основе: от конкретных жизненных ситуаций к теоретическому обобщению, а от него к применению, оптимально использовать

принцип наглядности и художественной  иллюстративности , с целью знакомства развития математической науки использовать исторические сведения.

       Ясно , что преподавание математики в классах гуманитарного профиля имеет

свою специфику , а следовательно, требует определенной методической подготовки учителей.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ

Дифференциация обучения является в настоящее вре­мя одним из ключевых направ­лений обновления школы.  Перспективы введения про­фильного обучения на старшей ступени школы особенно актуа­лизировали...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье предложены примеры использования этнокомпонента при обучении математике на уроках и во внеурочное время...

Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)

Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует  активизации деятельности учащихся и  расширя...

Компетентностный подход в изучении математики

Описание системы работы учителя. Актуальность работы заключается в модернизации системы образования в соответствии с системно-деательностным подходом в обучении....

Педагогическая статья на тему:"Компетентностный подход при изучении математики с использованием проектной деятельности и ИКТ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ  ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИКТ...

Современные подходы к изучению страноведения в средней школе

Актуальность темы обусловлена недостаточной оснащенностью учебников лингвострановедческим и страноведческим материалом, а в частности элементами народного фольклора....