ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
материал по теме

В статье предложены примеры использования этнокомпонента при обучении математике на уроках и во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etnokomp_v_matematike_khabibullina_statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ    

Хабибуллина А.Я., учитель математики высшей категории,к.п.н.,

МБОУ «СОШ №177», г.Казань

Формирование творческой, культурно развитой личности учащихся - одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования.  Работая в условиях предпрофильного и профильного обучения, школа №177  в течение  нескольких лет работает в режиме образовательного учреждения с углубленным изучением отдельных предметов. При достаточно высокой мотивации к изучению математики в профильных естественно-математических классах, учитель встречается с прагматичным подходом учащихся к получению знаний, как таковых, а также с изучением математики с целью хорошей подготовки к итоговой аттестации.  Однако, односторонний подход к утилитарному восприятию сухого теоретического материала не позволяет формировать широкий кругозор и культурно развитую личность. Встает вопрос применения математических знаний не только в прикладном ее значении в смежных дисциплинах, но и в формировании умения увидеть окружающий мир средствами математики, как науки и искусства. Поскольку работа в этом направлении достаточно интересна, то приходится реформировать содержание образования при изучении предметов естественно-математического цикла. Обучение предполагает развитие учащихся в поликультурном ракурсе, когда каждый ребенок должен не только получить качественные знания по предмету, но и представлять единую картину мира, быть культурным и эстетически развитым человеком, уметь использовать достижения любой субкультуры в быту, на практике и в будущей специальности. В связи с этими особенностями наиболее актуальны следующие дидактические принципы обучения: наглядность, доступность, актуальность и практическая значимость. При работе со способными и одаренными детьми использование этнокультурного компонента также повышает интерес к истории развития математики, теории и практике применения различных разделов математики в конкретных исторических и ситуативных задачах. Особую роль играет вовлечение молодежи и школьников в работу по созданию положительного имиджа города и республики путем изучения истории края, воспитания бережного и созидающего отношения к ней, приобретения опыта социального проектирования и научно-исследовательской работы.  

На первом же заседании школьного методического объединения учителя естественно-математического профиля проводят взаимные консультации по внедрению этнокультурного компонента на этапе планирования работы и составления календарно-тематических планов. Особое внимание уделяется вовлечению школьников в работу по проектированию и научно-исследовательской деятельности с учетом использования этнокультурного компонента.  

 На следующих заседаниях учителя щедро делятся промежуточными достижениями и наработками, консультируются, советуются с коллегами и специалистами по этому профилю. Так, содержание образования обновляется не только историческими фактами из жизни российских ученых, но и проводится связующая нить между дисциплинами, как собственного цикла, так и литературоведческими, эстетическими и другими. Уроки геометрии позволяют активно использовать развитие человеческой мысли и навыков изобразительного искусства с древних времен по настоящее время. Уроки математики не только развивают вычислительные навыки, но и формируют умения применять различные формы мыслительного процесса: анализ и синтез, индукцию и дедукцию и другие.

Поскольку в школах помимо математического направления имеются гуманитарный и естественно-научный профили обучения, то нередко возникает разрыв между желанием учеников с невысоким уровнем математической подготовки иметь успешные результаты учебной деятельности и собственными возможностями при изучении математических дисциплин. Поэтому учитель, как настоящий волшебник, изыскивает такие средства и методы, чтобы учащиеся и с правополушарным мышлением усваивали сложный материал точных наук. Большую роль в достижении этой цели играют творческие задания для учащихся. Учитывая профилизацию классов, учителя максимально используют углубленные знания учащихся на пользу изучения своего предмета. Так, ученики классов с углубленным изучением русского языка и литературы пишут литературно-математические произведения; учащиеся класса с углубленным изучением английского языка придумывают математические работы с использованием знаний о стране - носителе языка; учащиеся эстетических классов активно применяют знания по культурологии, истории искусства, изобразительному искусству, музыкальному искусству; ученики экономического класса применяют свои знания,  как при выполнении творческих работ, так и на уроках.

С точки зрения методики обучения математике возникает ряд особенностей. Как дать ребятам более полные знания, не вступая в противоречие с их легкомысленным постулатом «мне математика не нужна, я поступаю в музыкальное училище (или на филфак и т.д.)»?

           Во-первых, пересмотреть методику преподавания математики в гуманитарных классах не с целью безграничного облегчения материала, а  с целью оптимизации знаний  мировой цивилизации в математической области.  

Во-вторых, показать красоту математики и ее прикладное значение в быту, связь с гуманитарными дисциплинами и жизненными ситуациями.

В-третьих, включить этнокультурный компонент в обучение математике, формирующий общечеловеческие ценности, являющийся фактором  нравственного воспитания и становления личности.

Стоит подробнее остановиться на следующем моменте: в работе с учащимися, мотивированными на исследовательскую деятельность использование поликультурного подхода является неотъемлемой частью компетенций образовательно-воспитательного процесса. Здесь можно использовать следующие приемы для выбора тем проектной работы:

  • Введение новых понятий, изучение их свойств
  • Биография и математическая деятельность авторов формул, теорем, математических задач (Леонтий Магницкий, Н.И.Лобачевский, С.Ковалевская, М.В Остроградский, ПЛ..Чебышев,  А.М.Ляпунов, Ф.Э.Молин,  М.В.Келдыш, А.Н.Колмогоров, Выгодский М.Я. и др.)
  • Обобщение теорем и задач (индуктивный подход)
  • Конкретизация теорем и задач (дедуктивный подход)
  • Расширение знаний по теме, изученной на уроке
  • Прием соединения (интегративный подход)
  • Самостоятельное изучение специализированных вопросов математики
  • Поликультурный (в том числе, этнокультурный) подход к изучению практической направленности конкретной исследуемой задачи

        В гуманитарных классах  в преподавании математики существенная часть времени на уроках отводится отработке практических  знаний, умений и навыков. Умелое сочетание эмоционального восприятия ребят и абстрактных понятий математики достигается большой наглядностью и постоянными примерами из практики. Так, при изучении натуральных чисел, учитель приводит сведения о системах исчисления, например, о числе 7 – числе мироздания (7 нот – звуковое мироощущение, 7 цветов радуги  - зрительное восприятие, 7 дней недели – временной интервал, 7 видов вкуса, 7 органов чувств, 7 чудес света). А какое богатое пространство для воображения появляется при использовании этнического материала! Например, применение натуральных чисел в русских и татарских народных сказках, пословицах, поговорках. При работе со  способными и одаренными учащимися полезно дать творческие задания по темам: «Роль числа три  (семь, девять) в русских народных сказках», «Число три в произведениях А.С.Пушкина», «Применение чисел в татарских народных поговорках».

        Уже с 5 класса ребята завораживаются магией чисел, разбирая дополнительно дружественные числа, аликвотные дроби, взаимно обратные числа и другие интересные взаимоотношения между числами.

        Приведем задачу по математике в 6 классе:

-     Первое упоминание на Руси о государственных промышленных заготовках лекарственных растений относится к 1630 году. А в 1638 году царь Михаил, прослышав, что в Зауралье используют «знатную» траву зверобой против хвори и для заживления ран, обязал сибирского воеводу собирать ее и в виде муки присылать в Москву « по всякий год».

     Какое количество травы в год велено было присылать, если собирали ее  58   кг, а потеря веса,  за счет испарения воды при сушке, составляла 72% массы. При решении получается ответ 16кг. А кто знает, как называли этот вес на Руси?  (Пуд) Вот и получается, что велено было  присылать в Москву 1 пуд травы.

После приведенного выше фрагмента урока кто-то из  шестиклассников, заинтересовавшись использованием старинных мер величин,  может взять исследовательскую работу по этой теме.

При изучении пропорции в 6 классе учитель проводит параллель с пифагоровым строем музыки. При изучении графиков в 7 классах учитель активно использует средства изобразительного искусства. В 8-9 классах при изучении функций учитель обращает внимание на отработку практических умений и навыков.

        В 10-11 классах принципиально пересматривается курс стереометрии в классах гуманитарного профиля. В связи с уменьшением количества часов по сравнению с общеобразовательными классами учителю следует отрабатывать с учащимися наглядно-образное представление о задаче, учить применять теоретический материал в доказательствах и формулы в решении задач. Избегая излишней научности теоретических положений, преподаватель упирается на выработку практических навыков. Активно используется исторический материал, упор на те знания, которые учащимся гуманитарных классов ближе и понятнее. Включая конкретные факты из истории России и Татарстана можно не только продолжить формирование устойчивого интереса к предмету, но и развивать умение применять теорию на практике. Так, при изучении темы «Изображение пространственных фигур на плоскости» полезно повторить историю возникновения видов проектирования. Например,  метод ортогонального проектирования описал и обосновал Гаспар М.Монж (1746-1818) соратник и советник Наполеона, отвечавший за построение фортификационных сооружений. Но сделал он это, будучи в ссылке под Саратовом, после Отечественной войны 1812 года. Первая оригинальная книга по начертательной геометрии была опубликована в 1821 году русским математиком Я.А.Севастьяновым. Огромный научный вклад в развитие начертательной геометрии внес русский кристаллограф и геометр Е.С.Федоров (1853-1919). А обратная перспектива – это основа для классической иконописной школы Руси. Андрей Рублев, работая над произведением «Троица», применял обратную перспективу со смещенным центром - точкой видения, что придает особенное восприятие этой иконы.

        Определенный потенциал имеет использование «золотого сечения» в архитектуре России и Татарстана. Именно, благодаря  «золотому сечению» достигается гармония в величественных минаретах мечетей и куполах церквей. Огромное значение имеет использование статистических данных на региональном материале в текстовых задачах.

        Необычен тот факт, что ученики классов любого профиля с удивлением открывают, что познание гармонии окружающего мира достигается средствами математики. Так, последовательность Фибоначчи заложена в коде спирали ДНК, она дает представление о многих представителях флоры, а теория множеств описывает закономерности эволюционного развития живого мира.

        При курировании исследовательской деятельности учащихся включение этнокультурного компонента – находка для грамотного педагога.  

С разумными коррективами содержания образования использование этнокультурного компонента позволяет выполнить не только дифференциацию обучения, но и формировать гражданскую ответственность, осуществлять нравственное и поликультурное воспитание школьников. Вне сомнения, включение этнокультурного компонента в обучение и воспитание в образовательном учреждении, а особенно, в работу с одаренными  школьниками на практике дает положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Компетентностный подход в изучении математики

Описание системы работы учителя. Актуальность работы заключается в модернизации системы образования в соответствии с системно-деательностным подходом в обучении....

Педагогическая статья на тему:"Компетентностный подход при изучении математики с использованием проектной деятельности и ИКТ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ  ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИКТ...

Дифференциальный подход к изучению математики в гуманитарных школах

статья о дифференцированном подходе к изучению математики...

Выступление по теме "Системно-деятельностный подход в изучении математики"

Предлагаю в использовании в работе свое выступление на семинаре учителей математики города...