«Дифференцированный подход при изучении математики».
статья по алгебре на тему

Логунова Наталья Николаевна

статья по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differents_podhod.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Дифференцированный подход при изучении математики».

                                                                                     Шапко Наталья Николаевна

                                                                                       преподаватель математики

Процесс реформирования системы образования в России сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. Большой акцент делается на необходимости максимального раскрытия и развития личности каждого учащегося, создании условий для его самореализации и дальнейшего самосовершенствования.

Тем не менее, работая в школе, мы все могли заметить, что отношение самих школьников к процессу обучения бывает не всегда однозначным. Важным вопросом в данной связи выступает проблема мотивации. Реальностью современной школы является разноуровневость учащихся. Существуют как успешно справляющиеся с программой школьники, так и испытывающие затруднения в учебе. В своей работе учитель зачастую ориентируется на среднего учащегося, что приводит к дезактивации слабых и сильных. Эффективность решения задач формирования учебной мотивации различно успевающих школьников во многом зависит от всестороннего исследования индивидуально-типологических особенностей личности обучаемых и осуществления на этой основе дифференцированной подготовки. Изучая достижения педагогической науки, я пришла к выводу, что лишь с помощью дифференцированного подхода возможно всесторонне подойти к решению данной проблемы.   Данная проблема представляется мне актуальной на сегодняшний день, так как она способствует решению задач, поставленных перед современной школой: повышению уровня обученности и воспитанности, развитию индивидуальных способностей, формированию личности, способной к творческому самоопределению в обществе.

Всех учителей волнуют одни и те же вопросы и проблемы: что надо сделать, чтобы за 40 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать самостоятельно.

И среди огромного числа этих проблем, мучительно решаемых отечественной школой и педагогикой, пожалуй, наиболее острой является: проблема дифференциации обучения, которая является наиболее актуальной на сегодняшний день.

Дифференцированный подход к учащимся в процессе коллективного обучения – один из важных принципов дидактики, реализация которого должна преодолеть многие противоречия свойственные классно-урочной системе.  

При решении педагогических вопросов особое внимание имеют социально-психологические особенности групп. Дифференцированный подход в обучении – это один из методов осуществления координированной деятельности, направленной на их учет. В сообществе существуют определенные группы, которые являются неформальными или структурными объединениями. Они выделяются преподавателем по похожим личностным характеристикам каждого ребенка. Дифференцированный подход в обучении – это метод, занимающий промежуточную позицию между фронтальной деятельностью и межличностным взаимодействием. Он существенно облегчает педагогический процесс. В условиях большой наполняемости класса далеко не всегда есть возможность определить содержание и формы взаимодействия с каждым ребенком. Использование дифференцированного подхода в обучении позволяет разработать их для конкретных групп или категорий.  

   Впервые понятие «дифференцированный» подход в обучении появилось за рубежом в начале двадцатого века. Основателями его считают представителей направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля.

   В России наиболее интенсивная разработка началась с 80-х годов двадцатого века. Мудрик А. В., Кон И. С. и другие разрабатывали модель дифференцированного образования в связи с трактовкой воспитания как субъект субъектного отношения.

   В настоящее время ряд учёных (Алексеев Н.А., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А., Демакова И.Д., Кушнир А.М., Куканова Е.В., Панюкова С.В., Якиманская И.С., Шадриков В.Д. и др.) исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении.

   Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

   Дифференцированное обучение:

-        это форма организации учебного процесса, при которой учитель работая с группой учащихся, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа);

-        это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает

специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

   Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении):

-        это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.

-       это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

   Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, - адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.

                  Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

                   В основе дифференциации обучения лежат индивидуальные психологические   особенности обучающихся, которые порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями   между наследственностью человека и средой.

                  Существуют различные классификации индивидуальных различий. Например, все особенности делят на группы в зависимости от значимости их для восприятия, хранения, воспроизведения, переноса знаний. Другая классификация делит все особенности на 2 группы: когнитивные (познавательные) и  мотивационные.

                   Так как процесс усвоения знаний начинается с этапа восприятия, то в качестве первой особенности рассматривается внимание, от которого в большей степени  зависит понимание того  материала, который изучается. Наиболее существенными показателями внимания являются устойчивость, переключение, динамика концентрации и объём.

                   Обучающимся с низкой степенью устойчивости надо давать задания не длительные по времени, а с высокой могут выполнять однообразные задания. При низкой степени переключаемости не должна быть резкая смена заданий, видов  деятельности. Например, на уроках решения задач нужно актуализировать знания, а затем выходить на новый вид задач.

При работе с обучающимися, обладающими высокой степенью распределения можно одновременно выполнять несколько видов деятельности. Например, оформлять доказательство теоремы, проведённое раннее устно и слушать информацию преподавателя из истории математики, связанную с теоремой.

Для того, чтобы учитывать такую особенность как объём внимания одним детям нужно укрупнять блоки информации, представлять их в комплексе, другим нужно сосредоточить внимание на отдельных объектах.

В организации учебного процесса особую роль имеет тип восприятия, которым обладает обучающийся.

Психологи выделяют 4 типа восприятия:

1) аналитический: обучающийся выделяет отдельные детали

2) синтетический: обучающийся охватывает в целом весь материал

3) смешанный: обучающийся не устойчив в восприятии, то воспринимает детали, то отношения между ними

4) аналитико – синтетический: обучающийся воспринимает изучаемый объект в целом со всеми его связями и отношениями.

Обучающимся первого типа полезно предлагать задания, где требуется выписать все изучаемые по теме понятия и определить связь между ними.

Пример:                                                 Призма

                                               прямые                 наклонные

                   правильные                неправильные

Обучающимся второго типа нужно предлагать задания, при выполнении которых используется не общая формула, а её частный случай; вопросы, связанные с рассмотрением частных случаев.

Пример: почему y = log3x возрастает?

При третьем типе восприятия  нужно учитывать недостатки первых двух типов.

К характеристикам памяти, в которых проявляется индивидуальность человека в процессе обучения, относятся: тип памяти, объём, прочность запоминания, соотношение между логической и механической памятью и скорость запоминания.

Если преобладает зрительная память, то процесс изучения можно строить следующим образом: чтение текста учебника, выделение в нём главного, составление плана, составление контрольных вопросов.

Если преобладает слуховая память, то используются устные методы: беседа, рассказ, лекция, семинар.

Если комбинированный тип, то словесная форма должна сопровождаться зрительными образами (чертежи, схемы).

При высоком объёме памяти материал изучается крупными блоками. При низком показателе объёма памяти идёт порционное изучение материала с последующем закреплением.

При среднем – сочетание лекционно – семинарской системы с традиционным обучением.

Обучающимся с низкой прочностью запоминания спрашивать при обосновании шагов решения задач, формулировании правил, использованных в задаче; давать задания не только на вновь изученный материал, а на совместное использование нового и раннее изученного.

Обучение математике  должно быть направлено на развитие логической  памяти (систематизация материала, классификация изучаемых объектов).

Лабильность нервной системы характеризует скорость протекания нервных процессов. Все обучающиеся делятся на инертных и подвижных.

При работе с инертными учениками:

1) нельзя требовать немедленного включения в работу;

2) они не могут проявлять высокую активность;

3) с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации, поэтому опрос в начале урока проводить не стоит.

4) не следует отвлекать в момент выполнения задания.

5) не рекомендуется спрашивать только что пройденный материал.

У подвижных учеников наблюдается обратное соотношение между характеристиками.

Сила нервной системы оказывает существенное влияние на работоспособность обучающихся, то есть умение в течение длительного времени выдержать нагрузку.

При работе с обучающимися с пониженной работоспособностью нужно:

1) разнообразить виды деятельности

2) не рекомендуется излагать новый материал крупными блоками, полезнее изложение небольшими порциями с последующим закреплением каждой из них

3) в конце урока не рекомендуется выполнение сложных заданий и тем более контролирующего характера.

4) не следует прерывать ответ ученика замечаниями и комментариями.

5) полезна работа в нешумной обстановке.

6) включение занимательных приёмов, позволяющих сделать отдых в работе.

Мышление.

Говоря о различиях обучающихся в мыслительной деятельности, психологи выделяют такое качество как обучаемость, которое включает в себя глубину ума, гибкость мышления, умение самостоятельно работать.

Обучающиеся делятся на группы:

1) с высокой обучаемостью;

2) средней;

3) пониженной.

При работе с подростками  первого типа (высокая активность, самостоятельность, гибкость, отсутствие шаблонов) предпочтение должно отдаваться самостоятельным работам при минимальной помощи со стороны преподавателя, предлагать задания высокой степени трудности, требующие применение знаний в новой ситуации.

При работе с подростками  третьего типа (действуют по шаблону) лучше использовать объяснительно – иллюстративный  метод обучения, работу по выделению существенных признаков, обобщений лучше проводить под руководством преподавателя. Нужно выполнить большое  количество однотипных упражнений, причём степень трудности должна повышаться очень медленно.

На уроках математики в силу самого содержания предмета имеется возможность развития мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, конкретизация, абстрагирование). При работе с обучающимися, у которых высокая степень сформированности этих операций полезно проводить на первом этапе эвристические самостоятельные работы, а в случае низкой степени сформированности целесообразна беседа под руководством преподавателя. При решении задач на этапе анализа условия и поиска решения большое значение имеет сформированность  мыслительных операций анализа и сравнения. А на этапе решения ведущая операция синтез. При обучении математике возможно формирование  мыслительных операций  за счёт специально сконструированной системы  заданий. Для этого обучающимся предлагается задача, в которой, либо  требуется выполнить  отдельные действия,  которые входят в алгоритм выполнения мыслительной операции,  либо  задачи, в которых требуется провести мыслительную  операцию с опорой на алгоритм или без опоры.

Учёт индивидуально–психологических особенностей обучающихся позволяет повысить результативность обучения, познавательный интерес к математике, активность обучающихся на уроке. В образовательном процессе для успешного обучения необходимо учитывать индивидуальные различия и возможности не только при изучении математики.

При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы. Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель. Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ

Дифференциация обучения является в настоящее вре­мя одним из ключевых направ­лений обновления школы.  Перспективы введения про­фильного обучения на старшей ступени школы особенно актуа­лизировали...

Дифференцированный подход при изучении темы: "Решение тригонометрических уравнений"

Данная работа представляет собой характеристику дифференцированного метода обучения при изучении темы: "Решение тригонометрических уравнений"...

Дифференцированный подход при изучении темы: "Решение тригонометрических уравнений"

В данной статье рассказывается о применении уровневой дифференциации на уроках алгебры при изучении темы: "Решение тригонометрических уравнений"...

Дифференцированный подход в изучении химии

         Чтобы добиться результативности, выявить ребят с необычными способностями, с повышенным интересом к предмету, я использую дифференцированный подход в обучении ...

Индивидуальный и дифференцированный подход в изучении русского языка к длительно болеющим детям в школе санатоия.

В статье излагается основы индивидуальной и дифференцированной работы с детьми, находящихся в учреждениях здравоохранения, с отрывом от основного места обучения. Материал основан на авторской ме...

Методическая разработка "Реализация дифференцированного подхода при изучении темы"Баскетбол"

Методическая разработка"Реализация дифференцированного подхода при изучении темы"Баскетбол"...