Урок математики в 5 классе "Деление дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Горских Людмила Николаевна

Представлены презентация и технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Деление дробей" (учебник Л.Г. Петерсон и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_drobey.rar408.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Учебный предмет: математика

Класс: 5В

Школа: МАОУ СОШ № 36 г.Тамбова

Учитель: Горских Людмила Николаевна

Тема урока: Деление дробей

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы организации взаимодействия на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая

Цели урока

 . 1) вывести правило деления дробей и сформировать способность к его выполнению;

2) научиться применять это правило при решении простейших примеров и задач.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

-  правило деления обыкновенных дробей;

-  понятие взаимно обратного числа для построения алгоритма деления дробей

уметь:

 -   уметь использовать приобретённые умения при решении различного вида задач;

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-  формировать навыки объективной самооценки и взаимооценки;

- работать в  группе  (планировать работу, распределять   её между членами   группы, совместно оценивать  результат работы, слушать собеседника и вести   диалог)

Основные понятия

 Обыкновенная дробь, взаимно обратные числа, числитель, знаменатель, правильная, неправильная, сократимая дробь.

Межпредметные связи

История, музыка, изобразительное искусство

Ресурсы

Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Часть2./ Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон.-М.: Издательство «Ювента», 2013.

-Презентация к уроку.

-  Мультимедийный проектор, нетбуки.

 -  Раздаточный материал.

- Лист самооценки и взаимооценки.

- Цветные карточки для рефлексии.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

 Мотивация к учебной деятельности и целеполагание

 

Регулятивные УУД:

формирование способности к организации своей деятельности

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

Коммуникативные

УУД:

оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений

 Здравствуйте, ребята,   начинаем наш урок, сегодня  мне бы хотелось сделать его ярким и увлекательным. А таким можете его сделать только вы.

      Постарайтесь на уроке,

     Интересное  узнать.

     Учитесь тайны открывать,

     Ответы полные давать,

     Чтоб в итоге  получать

     Только лишь отметку«5»!

И в начале урока сообщу вам формулу успеха: улыбка-настроение-вера в себя-результат.

Ну, что, готовы? Улыбнулись. Поехали.

 Отгадайте загадку.

Она бывает охотничья, барабанная, математическая.

Ответ зашифрован в анаграмме

БРЬОД

    На протяжении всей своей жизни мы постоянно сталкиваемся с дробями. А сейчас на уроках учимся выполнять различные действия с дробями. Я предлагаю каждой группе составить кластер: в центре-название дроби, а по сторонам- что умеем с ними делать.

  Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

- Тема урока: «Деление дробей».

 

 .А какие цели поставим перед собой на данном уроке?

Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Эмоциональный настрой

 

 

Ответ: дробь

 

Составляют кластеры-передают друг другу по цепочке-дополняют-обсуждают. 

Вместе с учителем  делают вывод,  определяют тему урока и цели урока.

.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

(создание проблемной ситуации)

 

 Личностные:

самоопределение; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело;

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, извлечение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

1)Проверим дом. задание Вам было задано повторить правила работы с обыкновенными дробями.

 Каждой группе выдается листок с вопросом по тому или иному правилу.

 .1. Как сложить две дроби с разными знаменателями?

2. Как сравнить дроби?

3. Как сократить дроби?

4. Как умножить дроби?

2) Устный счет

1.Выбери лишнее, объясни почему?

1) 5/6; 8/3; 1/2;

2) 2/4; 1/3; 4/6

3) 5/9; 1/9; 9/5

4) 25/100;.1/4;.1/5

2. Найди ошибку в вычислениях

Молодцы! А теперь выполните следующее задание.

При каких значениях переменной верно равенство:

1)а/5∙5/6=1; 2) 3/8∙8/в=1; 3)1/9∙с/1=1. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

Найдите х:

  1. 2/3х=1; 2) 4/5х=1;

3) 5/8х=1.

– Как бы вы назвали такие числа?

– В математике их называют обратными друг другу, или взаимно обратными. Давайте сформулируем определение  таких чисел, проверим себя с учебником и постараемся записать это правило в буквенном виде.

– Назовите взаимно обратные арифметические действия

Реши уравнения:

а) 5х=20; х=20:5; х=4

б) 5/8х=1/7; х=1/7:5/8.

Ребята, а умеем мы это делать?

Ребята готовятся, обсуждают, повторяют правила, отвечает от каждой группы 1 человек, выбранный учителем.

Находят лишнее число и поясняют ответ.

Находят ошибки и также поясняют ответ.

  1. при а=6
  2. при в=3
  3. при с=9

х= 3/2; 5/4; 8/5

Учащиеся делают выводы из своих наблюдений, стараются формулировать правило и записывают его в буквенном виде.

Решают первое уравнение

Не умеем

 Совместное «открытие» новых знаний

 

Регулятивные:

-целепологание, планирование своих действий

Предметные:формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е:моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные :  осознание необходимости новых знаний для ученика.

 

Запишем в тетрадь.

5/8х=1/7.

На какую дробь надо умножить левую часть, чтобы получился 1х?

Чтобы равенство сохранилось, что мы должны сделать с правой частью уравнения?

Получим: 5/8∙8/5х=1/7∙8/5 или х=1/7∙8/5

Т.е. 1/7: 5/8=1/7∙8/5?

Обратите внимание на дроби 5/8 и 8/5.  Какие они?

 Как называются числа при делении?

 Значит мы умножали 1/7 на дробь обратную делителю.

  Теперь вы можете сами сформулировать правило деления дробей.

    Открыли учебники. В параграфе нашли правило деления дробей. Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Запишите в тетрадь правило в буквенном виде.

 

 

Записывают в тетрадях.

На 8/5

Тоже умножить на 8/5

Взаимно обратные

Делимое, делитель, частное

Обсуждают в группах, пытаются формулировать правило.

Делают в тетради запись правила в буквенном виде.

Динамическая пауза

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Музыкальная физкультминутка

«Весёлая зарядка»

Включение в систему знаний и повторений

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

 умение выражать свои мысли, управлять поведением партнёров, планирование сотрудничества.

Личностные УУД: оценка своих и чужих поступков.

 

 

Ребята прежде чем продолжить работу,  давайте послушаем небольшую  историческую справку о дробях.( Презентация ученика № 1)

И послушаем второе выступление, которое связано с практической направленностью применения дробей.  (Презентация  ученика № 2)

Выступление учащегося

 Выступление учащегося

 

 Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи

  Регулятивные:

 овладение приёмами самоконтроля, сличения способов действий и его результата с заданным эталоном

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы  ;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении изученного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

А теперь закрепим нашу тему решением простейших заданий, постарайтесь объяснять свои решения вслух.

  Ребята, еще раз повторим правила. Работаем по карточкам. Вставьте в правила пропущенные слова.

1. Два числа, …которых равно…, называют …простыми.

2.Чтобы выполнить деление дробей, надо заменить:

- деление на …;

- делитель на … ему число;

- выполнить умножение дробей.

Образец:  

Далее решаем

  1.Обратным к числам 5/9;  5/2; 5/5; 5/6 являются числа…..Запиши их в порядке возрастания.

  2.Вычислите 2/5:3/7=  3.Вычислите =

4. Вычислите  7/15:7/12=

   5.Решите уравнение

6.Трубу 18 м разрезали на куски длиной по м.

    Сколько получилось кусков?

7. Выполни деление, если значения всех переменных- натуральные числа:

(ав)/n: ((3а)/n).

Ребята, какое слово получилось?

Очень скоро женский праздник 8 марта, давайте все открытия урока посвятим нашим мамам, для них главное чтобы вы хорошо учились и не болели. Дарите мамам цветы!

 

Произведение,1, взаимно.

умножение

обратное

2/5;5/5;6/5; 9/5

14/15

4/3

4/5

х= 4/7

81 кусок

в/3

Мамочке

Самостоятельное применение знаний

 Познавательные:

 выбор информации.

Регулятивные: 

планирование  действий для выполнения самостоятельного задания;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, вести доказательные объяснения

Выполнение интерактивного теста в двух вариантах.

 

Самоконтроль.

Учащиеся проверяют выполнение теста с помощью компьютера

Итог урока. Рефлексия

Коммуникативные: умение строить высказывание с учётом норм языка.

Личностные: личностное самоопределение.

Регулятивные:

умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей

- Как вы думаете, справились ли  мы с поставленными в начале урока задачами?

- Оцените свою работу  и работу своих товарищей, используя лист самооценки и взаимооценки.

Критерии оценивания

Могу похвалить одноклассников за то, что

Мне показалось трудным …

Мне показалось важным

Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2».

На этом наш урок окончен. Но прежде, чем вы уйдете нарисуйте свое настроение в виде одного из трех смайликов.

 

Дети оценивают свою работу  и работу своих товарищей с помощью оценочного листа.

Дети оценивают своё эмоциональное отношение к  уроку.

 

Домашнее задание.

1.Стр 73-75 правила № 360, 362, 436(а).

2. Составить практическую задачу на деление дробей.

3. Составить несколько практических задач и оформить в виде презентации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Умножение десятичных дробей" в 5 классе

разработка урока-путешествия в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей"....

Урок математики "Сложение обыкновенных дробей"

Информатизация образовательного пространства школы включает в себя оснащение их современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Интера...

Бинарный урок (математика+английский) "Город дробей"

Бинарный  урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут два учителя .Это творчество двух педагогов, которое перерастает  в творческий про...

урок математики "Деление обыкновенных дробей"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Деление обыкновенных дробей» с использованием ЭОР. На данном уроке были применены формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. Используемые педаго...

Урок математики "Деление обыкновенных дробей"

План - конспект урока математики по теме "Деление обыкновенных дробей"...

План - конспект урока математики "Основное свойство дроби"

Данная методическая разработка представляет собой план - конспект урока математики "Основное свойство дроби". Материал может быть полезен учителям математики....