Технологическая карта урока "Сложение и вычитание смешанных чисел" 6 класс.
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Епифанова Лилия Александровна

Вашему вниманию представлена технологическая карта урока, позволяющая

организовать деятельность учащихся по изучению темы «Сложение и вычитание смешанных чисел». Это первый урок по этой теме - урок открытия нового знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx14.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока:  «Сложение и вычитание смешанных чисел», 6 класс

 Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению темы «Сложение и вычитание смешанных чисел». 

Тип урока: урок открытия нового знания.        

 

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

-личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи;

-метапредметные:  развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

-предметные: развитие навыков устных и письменных вычислений.

Основные понятия: смешанное число, обыкновенная дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Техническое обеспечение урока: два конверта с основами и разрезанными частями правил на группы из 4-х человек,  дидактический материал, два плаката с правилами сложения и вычитания смешанных чисел.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

время

1. Самоопределение к учебной деятельности

Приветствие. Притча.

Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него было множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит.

Первый ученик ответил: «учитель, я вижу дерево и мишень на нём». Другой ученик произнёс: «Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе». Третий сказал: «Я вижу тебя, мой учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень». Остальные отвечали примерно тоже самое. Затем Дрона подошёл к своему лучшему ученику Арджуни и спросил: «Что ты видишь, Арджуна?»

«Прости, учитель. Наверное, у меня что-то случилось с глазами. Как я ни стараюсь, не вижу ничего кроме центра мишени», -последовал ответ. Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал: «...»

-Как вы думаете, ребята, что Дрона мог сказать и почему Арджуна ничего не видел кроме центра мишени?

Дрона повернулся к ученикам и назидательно сказал: «Знайте, только такой человек может стать попадающим в цель!»

-Действительно, попадающим в цель может стать только тот, кто настраивает себя на собранность и организованность своих действий. И я надеюсь, что мы достигнем своей цели, ведь главное на уроке собранность.

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок.

Познавательные: анализируют рассказ и высказывания других учеников  

для формулирования собственного мнения.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения.

3-4 мин.

2. Постановка учебной задачи.

-Давайте посмотрим на доску, где записано несколько примеров, и попробуем сформулировать тему урока.

16+19; 3-1;

5+3; 3-1.

-Откройте тетради и запишите число и тему урока.

-Чтобы научиться складывать и вычитать смешанные числа, что нам нужно сделать сначала на уроке?

 Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся, наводящими вопросами помогает определить цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Учащиеся формулируют тему урока, затем и цель урока, записывают в тетрадь.

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию формулируют тему, цель урока.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей.

Коммуникативные: выражают свои мысли, аргументируют свое мнение.

3-4 мин.

 3. Актуализация знаний.

Для того, чтобы справиться с нашими задачами, давайте повторим, что мы уже знаем и умеем.

1) Сократите дроби:

; ; ; ; ; .

2) Представьте числа так, чтобы дробная часть была правильной дробью.

3; 7; 8; 4; 5.

3)Уменьшите на единицу целую часть смешанного числа, перенеся её в дробную часть:

5; 1; 6; 5; 7;10.

4)Выполните действия:

+; -.

5) Сверху на доске с начала урока написано правило. Смешанные числа — это числа, состоящие из … части и … части. Вставьте пропущенные слова.

Выполняют задания, закрепляют умение выделения целой части из неправильной дроби, переноса единицы из смешанного числа в дробную часть, повторяют определение смешанного числа.

Личностные: самостоятельное выполнение заданий.

Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания.

Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения.

4-5 мин.

4. Пробное действие.

Давайте запишем пример сложения смешанных чисел и попробуем его выполнить. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях).

16+19=16+19=35=36.

-Какие вы испытали затруднения при выполнении этого примера?

-Ещё какие?

Учитель делает вывод, соотнося испытанные затруднения учеников с этапами формы записи. (В дальнейшем это будут части правила сложения смешанных чисел.)

Пробуют сложить два смешанных числа, делают необходимые записи, принимают участие в обсуждении затруднений, которые испытали при выполнении  пробного действия.

Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения.

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие, структурирование  собственных знаний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

2-3 мин

5. Открытие нового знания.

 Работа в группах (по 4 человека).

-На партах у каждой группы в пакетах с цифрой «1» находятся правила сложения  смешанных чисел. Посовещавшись, вы наклеите его части  в том порядке, который вы считаете правильным. При готовности групп, поднимаем руки.

Учитель может перемещаться от группы к группе, наблюдая как идёт работа, при необходимости оказать помощь.

После окончания работы групп, сравниваются их правила, выясняются различия. Организуется обсуждение и проверка их  по заранее заготовленному и на время закрытому плакату.

Работают в группах по  нахождению правила сложения смешанных чисел, предлагают свои гипотезы, наклеивают части правила на основу, выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор, сравнивают свои результаты работы.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование;

поиск необходимой информации; самостоятельное создание способов рещения проблем поискового характера;

самоорганизация;

построение речевого высказывания;

построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

познавательная инициатива;

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

учёт разных мнений;

формулирование и аргументация своего мнения.

5-6 мин.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Организую работу по выполнению № 376(а-д) один ученик комментирует решение у доски, остальные в тетрадях (проговаривание правила про себя); при возникновении каких-либо затруднений ученики могут сравнить свои решения с выполняемой работой на доске.

Самостоятельное решение  с самопроверкой.

Личностные: решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем,    координируют свои действия.

4-5 минут

7. Пробное действие.

Давайте запишем пример вычитания смешанных чисел и попробуем его выполнить. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях).

3-1=3-1=2-1=1.

-Какие вы испытали затруднения при выполнении этого примера?

-Ещё какие?

Учитель делает вывод, соотнося испытанные затруднения учеников с этапами формы записи. (В дальнейшем это будут части правила вычитания смешанных чисел.)

Пробуют вычесть два смешанных числа, делают необходимые записи, принимают участие в обсуждении затруднений, которые испытали при выполнении  пробного действия.

Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения.

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие, структурирование  собственных знаний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

2-3 минуты

8. Открытие нового знания.

 Работа в группах (по 4 человека).

-На партах у каждой группы в пакетах с цифрой «2» находятся правила вычитания смешанных чисел. Посовещавшись, вы наклеите его части  в том порядке, который вы считаете правильным. При готовности групп, поднимаем руки.

Учитель может перемещаться от группы к группе, наблюдая как идёт работа, при необходимости оказать помощь.

После окончания работы групп, сравниваются их правила, выясняются различия. Организуется обсуждение и проверка их  по заранее заготовленному и на время закрытому плакату.

Работают в группах по  нахождению правила сложения смешанных чисел, предлагают свои гипотезы, наклеивают части правила на основу, выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор, сравнивают свои результаты работы.  

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование;

поиск необходимой информации; самостоятельное создание способов рещения проблем поискового характера;

самоорганизация;

построение речевого высказывания;

построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

познавательная инициатива;

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

учёт разных мнений;

формулирование и аргументация своего мнения

5-6 минут

9. Первичное закрепление во внешней речи.

Организую работу по выполнению № 377(е-л) два ученика  у доски (полускрыты друг от друга), остальные в тетрадях работа в парах (проговаривание правила шёпотом).Открывается решение первого из решивших у доски учеников и остальные имеют возможность сверить ответы, найти ошибки.

Учатся применять определение в процессе парной  работы.

Личностные: решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре,    координируют свои действия.

4-5 минут.

10. Включение в систему знаний и повторение.

Организую решения задания (отпечатано на листе или заранее заготовлено на переносной доске).

1)3+1; 2)+4; 3)4+2;

4)2-; 5)5-; 6)5-.

Сильным учащимся - консультантам (по мере выполнения) предлагается  сдать свою работу учителю на оценку и оказать помощь другим ученикам.

Организует выявление и исправление допущенных ошибок.

Создаёт ситуацию успеха.

Самостоятельное решение  с самопроверкой.

Исправление допущенных ошибок.

Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам, самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку

Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой

4-5 мин.

11.Рефлексия.

1. Вопросы:

-Какова цель сегодняшнего урока?

-Достигли цели?

-Где вы будете применять полученные знания?

-А где будете применять эти знания уже сегодня вечером?

Верно, при выполнении домашнего задания.

2. Запишем в дневники домашнее задание: п.12 (правила),№414(а-г),415(а-д),418,425(б).

3. Предлагает продолжить

предложение

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …

Мне было интересно…

Мне было трудно...

У меня хорошо получалось...

Меня удивило...

Мне захотелось...»

 Оценивают собственную деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы, перечисляют темы для доработки.

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий.

Коммуникативные:  используют критерии для обоснования своих суждений, умение выражать свои мысли, аргументация.

3-4 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике для 5 класса в соответствии с ФГОС "Смешанные числа"

технологическая карта урока по математике для 5 класса  в соответствии с ФГОС  тема урока " Смешанные числа"...

Технологическая карта урока по теме "Смешанные числа"

Технологическая карта по  учебнику  Математика 5 класс, автор Н.Я.Виленкин...

Технологическая карта урока математики в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Заключительный урок по теме "Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел". После этого урока следует контрольная работа...

Презентация и технологическая карта к уроку математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентация и технологическая карта к уроку  математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Технологическая карта урока "Абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах"

Технологическая карта урока на тему "Абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах"...

Технологическая карта урока. Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел Класс: 5

УРОК  ПРОВЕДЁН  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  СИСТЕМНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  Л. Г. ПЕТЕРСОН , РАБОТА В КЛАССЕ ВЕЛАСЬ ПО ГРУППАМ, РЕЗУЛЬТАТ - СФОРМУЛИРОВАНЫ И СОСТАВЛЕНЫ ПРАВИЛА СЛОЖЕНИЯ СМЕ...