«Старинные системы записи чисел»
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему

Использование исторического материала по теме «Старинные системы записи чисел» на уроках и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starinnye_zapisi_sistemy_chisel.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Использование исторического материала

по теме «Старинные системы записи чисел»

 на уроках математики

Исторический материал по теме «Старинные системы записи чисел»

1. Иероглифическая система древних египтян.

Около 3-2,5 тыс. лет до нашей эры древние египтяне придумали свою числовую систему. В ней ключевые числа: 1, 10, 100 и т.д.- изображались специальными значками- иероглифами. Египтяне высекали их на стенах погребальных камер, писали тростниковым пером на свитках папируса.

Для записи чисел они употребляли следующие иероглифы:

2. Римские цифры.

Среди множества иероглифических систем счисления, которые существовали в разные времена у разных народов, только одна используется до сих пор. Эти цифры встречаются на циферблатах часов, фронтонах старинных и современных зданий, памятниках, страницах книг. Речь идет о римской системе счисления.

Римским цифрам около 2,5 тыс. лет. Как читать римские цифры? Правило записи римских чисел гласит: « Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей». В наши дни любую из римских цифр запрещается записывать в одном числе более трёх раз подряд. ( V1111)

Единицы

Десятки

Сотни

Тысячи

1

I

10

X

100

C

10000

M

2

II

20

XX

200

CC

20000

MM

3

III

30

XXX

300

CCC

30000

MMM

4

IV

40

XL

400

CD

5

V

50

L

500

D

6

VI

60

LX

600

DC

7

VII

70

LXX

700

DCC

8

VIII

80

LXXX

800

DCCC

9

IX

90

XC

900

CM

Эта таблица позволяет обозначить любое число от 1 до 3999. Вот как будет выглядеть число 3999- МММСМХС1Х.

У многих народов для обозначения числа 1 применялся один и тот же символ- вертикальная чёрточка. Это самое древнее число в истории человечества. Оно возникло из простой черты на земле, из зарубки на дереве или кости.

3. Алфавитные системы.

В древности широко применялись системы, в которых числа обозначались буквами. Для обозначения чисел над буквами сверху ставили специальный значок- титло (~).

Единицы

Десятки

Сотни

1

А

10

I

100

P

2

В

20

К

200

С

3

Г

30

Л

300

Т

4

Д

40

М

400

У

5

Е

50

N

500

Ф

6

S

60

З

600

Х

7

З

70

О

700

Y

8

И

80

П

800

W

9

О

90

Ч

900

Ц

С помощью этой таблицы можно легко записать любое целое число от 1 до 999 включительно, например.

 77- ЗО, 288- СПИ, 498- УЧИ.

Использование исторического материала

по теме «Старинные системы записи чисел »

Темы уроков, на которых данный материал целесообразно использовать:Натуральный ряд. Десятичная система счисления.

Цель урока:

Познакомить со старинными системами записи чисел

Задачи урока:

- Развивать представление о числе, познавательный интерес к математике, её истории, речь, логическое мышление.

-Расширять кругозор учащихся, повышать их общую культуру

Этапы урока: актуализация знаний или «открытие» новых знаний

Формы преподнесения исторического материала:сообщение учащихся, презентация

Виды учебной деятельности:

- уметь читать старинные записи чисел;

- выполнять задачи, анализируя и осмысливая текст задачи;

-извлекать необходимую математическую информацию,строить логическую цепочку рассуждений.

Планируемые образовательные результаты:

- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития;

- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;

-развитие представления о числе, овладение символьным языком математики, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и  символику.

Использование исторического материала

по теме «Старинные системы записи чисел »

во внеурочное время

Форма организации внеурочной деятельности –занятие математического кружка.

    Формы преподнесения исторического материала:сообщение учащихся, показ  презентации.

Виды учебной деятельности:

- уметь читать старинные записи чисел;

- выполнять задачи, анализируя и осмысливая текст задачи;

-извлекать необходимую математическую информацию,строить логическую цепочку рассуждений.

Планируемые образовательные результаты:

- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития;

- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;

-развитие представления о числе, овладение символьным языком математики, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и  символику.

Считай несчастным тот день и час,

в который ты не усвоил ничего нового

и ничего не прибавил к своему образованию.

Я.А.Коменский

Историческая справка:

Более 2000 лет назад в Древней Греции существовала легенда: «Темна была жизнь первых людей: у них не было огня, и они не знали чисел. Титан Прометей похитил у богов и огонь, и числа, принес на землю людям. Разгневался на него всемогущий бог Зевс и приковал Прометея к скалам. Каждый день прилетал к титану орел и клевал ему печень, которая снова восстанавливалась».

Красив подвиг Прометея, но это всего лишь легенда, сказка. Числа – не дар Божий, а творение ума человека. Считать начали на пальцах, через счет на пальцах прошли все народы. Следы этого встречаются и в русском языке. Кисть руки – по-старинному пясть. Отсюда название числа «пять».

В далекие времена в Египте числам попытались придать форму. Поставил вертикальную черту – это один, нарисовал дугу – это уже десяток.

В Индии около полутора тысяч лет тому назад подумали: «А что если одному и тому же значку (цифре) придавать различные значения в зависимости от занимаемого им места в записи?» Так и сделали.

Изобрели в индии и еще одну хитрость – придумали цифру нуль.

В Европу этот способ записи чисел завезли арабы, поэтому его и называют арабским. По-арабски нуль называется сифр. Поэтому цифрами мы называем значки, с помощью которых записываются числа.

Наряду с арабскими иногда пользуются «неудобными» римскими цифрами.

I

V

X

L

C

D

M

1

5

10

50

100

500

1000

Цифра C – начальная буква латинского слова санти (сто), цифра M – первая буква слова милли (тысяча). Цифра I, возможно, изображала когда-то палец, а цифра V – раскрытую ладонь.

Если в записи числа большая цифра стоит левее меньшей или равной ей цифры, то надо находить их сумму. XV – это десять да пять: 15.

Если меньшая цифра стоит левее большей, то надо находить их разность. IX – это десять без одного: 9.

Практическая работа

1. Задумала улитка на пятиметровый стол забраться. За первый день проползла вверх 3 м, устала. Засомневалась, стоит ли на этакую высоту взбираться, да и сползла за ночь на 2 м вниз. Засветилось утром солнышко. Хорошо на душе у улитки стало, и поднялась она за день по столбу на 3 м вверх, а за ночь снова спустилась на 2 м вниз. Так и пошло. Посчитайте, на какой день улитка достигнет вершины столба. Ответ: за 3 дня.

2. В далеком прошлом число 10 000 на Руси называли тьмой, а число 100 000 – неведо: такими темными и неведомыми казались эти большие числа. Узнали об этом любители небылиц Стасик с Колей и стали наперебой рассказывать:

- Я взял в библиотеке книгу. В ней тьма страниц, – сказал Стасик.

- Как же ты ее нес?

- В портфель положил и – на плечо.

Коля почесал затылок и начал:

- Я купил карандаш неведомо миллиметров длины.

- Как же ты его домой принес?

- Положил в карман и принес. У меня карманы глубиной до пят. Могло ли такое быть на самом деле, или это фантазии ребят? Посчитайте: 200 страниц учебника имеют толщину около 1 см.

Ответ: книга толщиной 50 см, карандаш длиной 100 м.

3. Имеется запись из спичек:

Исправьте допущенную ошибку, переложив только одну спичку.

Ответ:

                                        VI

4. Положите на стол три спички. Добавьте еще две спички так, чтобы из них получилось восемь.

Ответ:

5. Запишите число 100:

а) пятью тройками;

б) пятью единицами;

в) пятью пятерками.

Ответ:        а) ;

                б) ;

                в) .

Подготовила Бурлуцкая. Т.Ю.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старинные системы записи чисел (Моисеенко Илья)

Конкурсная работа ученика 9 класса. Победитель в своей номинации....

Ряд натуральных чисел. Десятичная система записи натуральных чисел_5 класс_первый урок математики

Урок изучения нового материала, схемы, задания для устной работы....

Презентация к уроку "Десятичная система записи чисел"

Презентация составлена по учебнику Никольского, 5 класс, соответствует требованиям ФГОС ООО...

Урок по теме «Десятичная система записи натуральных чисел»

Конспект урока по математикк по теме «Десятичная система записи натуральных чисел» к учебнику Никольского...

Десятичная система записи натуральных чисел

Конспект урока по теме "Десятичная система записи натуральных чисел" (по учебнику С. М. Никольского)...