Из опыта работы по теме "Деловая игра на уроке математики как средство повышения учебной и познавательной мотиваций"
материал по алгебре на тему

Выступление на МО учителей физико-математического цикла учителя математики МОУ Сергеихинская СОШ Секушенко А.Е. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_po_teme.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по теме  «Деловая игра на уроке математики как средство повышения учебной и познавательной мотиваций»

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия c установленным режимом работы. Поэтому из всего существующего многообразия различных технологий  я с удовольствием провожу  уроки - деловые игры.  Деловая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.   Учебная направленность и игровая форма – позволяет в непринуждённой форме овладевать учебным материалом.

Основная идея деловой игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место строителя, конструктора, редактора, проектировщика, продавца и т.д. смогут увидеть и оценить значение математических знаний на производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике.  В любом случае деловая игра — это модель процесса принятия решений в реальной ситуации с четко выраженной структурой. В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. Особенно ценно то,  что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с большим желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде. Во время игры дети  очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.

Итак, я считаю, что деловая игра позволяет создавать производственные ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре.

Приведу  примеры использования деловой игры на уроках математики.

Деловая игра

Тема урока

Структура урока

«Магазин»        или  «Покупатель–продавец»

Сложение и вычитание», «Проценты», «Пропорция»

- знакомство с реальной ситуацией, т.е. с профессией;

 - построение  имитационной модели производственного объекта;

 - постановка главной задачи группам, определение  их роли в игре;

 - создание игровой проблемной ситуации;

 - выявление необходимого для решения проблемы теоретического материала;

 - разрешение проблемы;

 - обсуждение и проверка полученных результатов, коррекция если это необходимо;

 - реализация принятого решения;

 анализ итогов работы (рефлексия);

-  оценка результатов работы.

«Ярмарка»        

Можно использовать для любой темы урока.  Я использовала для таких тем:

«Сравнение дробей»

«Преобразование рациональных выражений»,

 «Решение дробных рациональных уравнений»

 «Проектировщик»

 «Движения», «Равнобедренный треугольник»

«Углы. Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые»

«Строитель»        

«Четырехугольники», «Окружность и круг»,

«Площади многоугольников»,

«Построение некоторых правильных многоугольников»

 

«Путешествие»        

«Декартова система координат», «Координатная плоскость», Обобщающий урок по любой теме урока.

Редакция газеты «В мире математики»

Можно использовать на любом обобщающем уроке и результата работы оформить в виде газеты

«Математическая поликлиника»        

«Пропорции, отношения»

«Банкир» или  «Кассир и вкладчик»

«Проценты», «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел», «Геометрическая прогрессия»

 «Конструкторское бюро»

«Преобразование фигур на плоскости. Симметрия в природе и технике», «Геометрические места точек»

«Кондитерская фабрика «Сладкоежка»

«Умножение дробей»

«Экскурсовод»

«Теорема Пифагора», «Теорема Виета»

 Основные требования, на которые следует ориентироваться при подготовке и проведении деловой игры в классе:

 1. Описываемые производственно-технические задания или ситуации должны соответствовать задаче исследования и быть достаточно простыми, чтобы учащиеся хорошо понимали цель игры и способы достижения результатов.

 2. Учитель математики — ведущий игры — должен четко представлять все особенности моделируемой ситуации, уметь быстро проверять полученные при решении задач результаты и интерпретировать их согласно производственной задаче.

 3. Игра должна проводиться оперативно. Нельзя допускать потери интереса к игре и утомления учеников. Для поддержания интенсивной работы во время игры надо предусмотреть способы стимулирования учащихся, отмечать в процессе игры наиболее отличившихся, подбадривать отстающих.

 4. В процессе игры нужно учитывать факторы, порождающие конкретные ситуации, а также то, что на «выигрыш» команды или ученика оказывают влияние действия не только отдельных учеников, но и всего коллектива.

Вообще игровые элементы использую на различных этапах урока:

 - при изучении нового материала;

- при актуализации знаний;

- при закреплении полученных знаний и умений;

- при контроле знаний.

Очень важно, что дидактические деловые игры предоставляют возможность развивать у учащихся  память и внимание. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, умения соблюдать правила игры, выдержки.

Каждая деловая  игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила  игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.

Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.  Как правило,  групповая форма работы повышает учебную и познавательную мотивацию учащихся, снижает уровень тревожности, страх оказаться не успешным, некомпетентным в решении каких-то задач.  В группе выше обучаемость, эффективность усвоения  знаний. Группа содействует личностному росту и развитию коммуникативных качеств ученика, способствует развитию толерантности. Работа в командах  является хорошей школой, так как в жизни: в профессии, в семье, в любом коллективе необходимо уметь принимать участие в коллективном решении проблемы.

Ценность деловой  игры заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При наличии интереса дети занимаются с большим удовольствием, что благотворно влияет  на усвоение ими знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического  обучения на уроках математики как средство повышения  познавательной  и...

Представление собственного педагогического опыта. «Групповая работа учащихся на уроках математики, как средство повышения учебной мотивации и качества образования».

Групповая форма деятельности является актуальной и перспективной, ведь  современное образование требует сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, само...

Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках математики как средство повышения учебной мотивации

Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении, являясь общим дидактическим принципом, распространяется на работу по подготовке учащихся к самообразованию. Одним из эффективных путей учета в обу...