Рабочая программа по алгебре для 8 класса_Мордкович
календарно-тематическое планирование по алгебре (8 класс) на тему

Вознесенская Марина Васильевна

Рабочая программа по алгебре для учащихся 8 класса к чебнику А.Г.Мордковича

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_algebra_8_klass_mordkovich.docx59.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативная база преподавания предмета:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  4. Учебный план МБОУ СОШ №2 г. Слюдянки на 2015-2016 учебный год.
  5. Примерная (авторская) программа (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по алгебре.
  6. Распоряжение Министерства образования Иркутской области «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области № 920-мр от 12.08.2011 г.»

         Основным учебным пособием для обучающихся является:

  • Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразовательных учреждений. -  3-е изд. доработанное –М.: Мнемозина, 2011. – 223 с.: ил.
  • Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразовательных учреждений/А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е. Тульчинская. -3-е издание исправленное  – М.: Мнемозина, 2011. – 239 с.: ил

Выбранный учебник входит в логически завершенную линию алгебры А.Г.Мордковича и является логическим продолжением курса алгебры в 7 классе.

Роль математической подготовки  в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математики в школе: овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения профессионального образования;    интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;    формирование представлений об идеях и методах  математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;      формирование представлений о математике  как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики  для общественного прогресса.

Целью изучения курса алгебры в 8 классе  является развитие  вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений  до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и  смежных предметов (физика, химия, информатика и другие),  усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществления функциональной  подготовки школьников.

Курс характеризуется повышением теоретического  уровня обучения.


Задачи

  • Выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
  • Расширить класс функций, свойства и графики которых известны учащимся; продолжить формирование представлений о таких фундаментальных  понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, ограниченности. Непрерывности, наибольшего и наименьшего значений на заданном промежутке.
  • Выработать умение выполнять несложные преобразования выражений, содержащих квадратный корень, изучить новую функцию http://festival.1september.ru/articles/590064/img2.gif.
  • Навести определённый порядок в представлениях учащихся о действительных (рациональных и иррациональных) числах
  • Выработать умение выполнять действия над степенями с любыми целыми показателями.
  • Выработать  умения решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, и применять их при решении задач.
  • Выработать умения решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной; познакомиться со свойствами монотонности функции.

Особенностью курса является то, что он является продолжением курса алгебры, который базируется на функционально-графическом подходе. Это выражается в том, что какой бы класс функций, уравнений и выражений не изучался, построение материала практически всегда осуществляется по жёсткой схеме:
Функция – уравнения – преобразования.

В программе используются педагогические технологии: технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии); технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности); технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов).

     Методы:  

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:  словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (опорные схемы, слайды  и др.); практический (упражнения, практические работы, решение задач, моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;
  • методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;
  • методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты) и др.

 Формы текущего и итогового контроля: самостоятельная работа, тестирование, теоретические диктанты, контрольные работы.

Общая характеристика учебного предмета:

    Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  •  изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  •  сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

      В ходе преподавания алгебры в 7 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Рабочая программа составлена для учащихся 8а и 8б  классов МБОУ СОШ №2, рассчитана на 102 часа в год,  3 часа в неделю.

Содержание учебного курса

Алгебраические дроби (21 час)

Понятие алгебраической дроби. Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение алгебраических дробей. Сложение и вычитание алгебраических дробей. Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень. Рациональное выражение. Рациональное уравнение. Решение рациональных уравнений (первые представления). Степень с рациональным показателем.

Функция y=√x. Свойства квадратного корня(18 часов)

Рациональные числа. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. Иррациональные числа. Множество действительных чисел.

Функция y=√x, ее свойства и график. Выпуклость функции. Область значений функции.Свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби. Модуль действительного числа.

Квадратичная функция. Гипербола(17 часов)

Квадратичная функция, ее свойства и график. Гипербола. Асимптота. Квадратный трехчлен. Квадратичная функция, ее свойства и график. Понятие ограниченной функции. Построение и чтение графиков кусочных функций. Графическое решение квадратных уравнений.

Квадратные уравнения (22 час)

Квадратное уравнение. Приведенное (неприведенное) квадратное уравнение. Полное (неполное) квадратное уравнение. Корень квадратного уравнения. Решение квадратного уравнения методом разложения на множители, методом выделения полного квадрата.

Дискриминант. Формулы корней квадратного уравнения. Параметр. Уравнение с параметром (начальные представления).

Алгоритм решения рационального уравнения. Биквадратное уравнение. Метод введения новой переменной. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Частные случаи формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Иррациональное уравнение. Метод возведения в квадрат.

Неравенства (15 часов)

Свойства числовых неравенств. Неравенство с переменной. Решение неравенств с переменной. Линейное неравенство. Равносильные неравенства. Равносильное преобразование неравенства. Квадратное неравенство. Алгоритм решения квадратного неравенства. Возрастающая функция. Убывающая функция. Исследование функций на монотонность ( с использованием свойств числовых неравенств).

             Приближенные значения действительных чисел, погрешность приближения, приближение по недостатку и по избытку. Стандартный вид

              числа.

Обобщающее повторение (9 часов)

ПОУРОЧНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

1 четверть: 9 уч.недель*3 часа=27 часов

2 четверть: 7 уч.недель*3 часа=21 час

3 недель: 10 уч.недель*3 часа=30 часов

  1. четверть: 8 уч.недель*3 часа=24 часа

Изучаемый материал

Дата

Примечания

Требования к уровню подготовки учащихся

1 четверть

Глава 1. Алгебраические дроби

§ 1. Основные понятия

Уметь распознать алгебраические дроби, находить множество допустимых значений переменной алгебраической дроби

§ 2. Основное свойство алгебраической дроби

Уметь применять основное свойство дроби при преобразовании алгебраических дробей и их сокращении

Основное свойство алгебраической дроби

§ 3. Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями

Уметь складывать дроби с одинаковыми знаменателями

Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями

§ 4. Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями

Знать алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями

Уметь находить общий знаменатель нескольких дробей

Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями

Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями

Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями

      Контрольная работа № 1 «Алгебраические дроби»

§ 5. Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень

Уметь пользоваться алгоритмами умножения и деления дробей, возведения дроби в степень, упрощая выражения

Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень

§ 6. Преобразование рациональных выражений

Уметь преобразовывать рациональные выражения, используя все действия с алгебраическими дробями

Преобразование рациональных выражений

Преобразование рациональных выражений

§ 7. Первые представления о

 решении рациональных уравнений

Знать, как решать рациональные уравнения и как составлять математические модели реальных ситуаций

Первые представления о

решении рациональных

уравнений

§ 8. Степень с отрицательным целым  показателем

Уметь упрощать выражения, используя определение степени с отрицательным показателем и свойства степени

Степень с отрицательным целым       показателем

Степень с отрицательным целым       показателем

Контрольная работа № 2 «Действия с алгебраическими дробями»

Глава П. Функция у =.

Свойства квадратного корня корня

§ 9. Рациональные числа

Знать понятие рациональные числа, бесконечная десятичная дробь

Рациональные числа

§ 10. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа

         неотрицательного числа

Уметь извлекать квадратные корни из неотрицательного числа

Понятие квадратного корня из неотрицательного числа

§ 11. Иррациональные числа

Знать понятие иррациональное число

§ 12. Множество действительных

 чисел

Знать о делимости целых чисел; о делении с остатком

2 четверть

§ 13. Функция у =, ее свойства и график

Уметь строить график функции

у = , знать ее свойства

Функция у =, ее свойства и график

§ 14. Свойства квадратных корней

Знать свойства квадратных корней

Уметь применять свойства квадратных корней для упрощения выражений и вычисления корней

Свойства квадратных корней

§ 15. Преобразование выражений,

 содержащих  операцию извлечения корня  извлечения квадратного корня

Уметь выполнять преобразования, содержащие операцию извлечения корня, освобождаться от иррациональности в знаменателе

Преобразование выражений,

 содержащих  операцию извлечения корня  извлечения квадратного корня

Преобразование выражений,

 содержащих  операцию извлечения корня  извлечения квадратного корня

Преобразование выражений,

 содержащих операцию извлечения корня  извлечения квадратного корня

 Контрольная работа № 3 «Свойства квадратного корня»

§ 16. Модуль действительного числа

Знать определение модуля действительного числа.

Уметь применять свойства модуля

Модуль действительного числа

Модуль действительного числа

Глава Ш. Квадратичная функция. Функция у = к/х

§ 17. Функция у = kx2, ее свойства и график

Знать свойства функции и их описание по графику построенной функции

Уметь строить график данной функции

Функция у = kx2, ее свойства и график

Функция у = kx2, ее свойства и график

§ 18. Функция у = к/х, ее свойства и  график

Знать свойства функции и их описание по графику построенной функции

Уметь строить график данной функции

Функция у = к/х, ее свойства и

 график

 Контрольная работа № 4

« Квадратичная функция.  Функция у = к/х»

§ 19. Как построить график функции у = f(x+l), если известен график функции у = f(x)

Иметь представление, как с помощью параллельного переноса вправо или влево построить график функции у = f(x+l)

Как построить график функции у = f(x+l), если известен график функции у = f(x)

§ 20. Как построить график функции у = f(x) + m, если известен график функции у = f(x)

Иметь представление, как с помощью параллельного переноса вверх или вниз построить график функции у = f(x) + m

3 четверть

Как построить график функции у = f(x) + m, если известен график функции у = f(x)

§ 21. Как построить график функции у = f(x + 1) + m, если известен график функции у = f(x)

Иметь представление, как с помощью параллельного переноса вверх или вниз построить график функции у = f(x + 1) + m

. Как построить график функции у = f(x + 1) + m, если известен график функции у = f(x)

§ 22. Функция у = ах2 + bх + с, ее свойства и график

Уметь строить график функции

у = ах2 + bх + с, описывать свойства по графику

Функция у = ах2 + bх + с, ее свойства и график

Функция у = ах2 + bх + с, ее свойства и график

§ 23. Графическое решение квадратных уравнений

Знать способы решения квадратных уравнений, применять на практике

 Контрольная работа № 5 «Построение графиков функции с помощью движения»

Глава IV. Квадратные уравнения

§ 24. Основные понятия

Уметь решать неполные квадратные уравнения и полные квадратные уравнения, разложив его левую часть на множители

Основные понятия

§ 25. Формулы корней квадратных

уравнений

Уметь решать квадратные уравнения по формулам корней квадратного уравнения через дискриминант

Формулы корней квадратных

уравнений

Формулы корней квадратных

уравнений

§ 26. Рациональные уравнения

Уметь решать рациональные уравнения по заданному алгоритму и методом введения новой переменной

Рациональные уравнения

Рациональные уравнения

 Контрольная работа № 6 «Квадратные уравнения»

§ 27. Рациональные уравнения как

математические  модели реальных ситуаций

Уметь решать задачи на числа, на движение, выделяя основные этапы математического моделирования

Рациональные уравнения как

математические  модели реальных ситуаций

Рациональные уравнения как

математические  модели реальных ситуаций

Рациональные уравнения как

математические  модели реальных ситуаций

§ 28. Еще одна формула корней

 квадратного уравнения

Уметь решать квадратное уравнение с четным вторым коэффициентом

Еще одна формула корней

 квадратного уравнения

§ 29. Теорема Виета

Уметь применять теорему Виета и обратную теорему Виета, решая квадратные уравнения

Теорема Виета

§ 30. Иррациональные уравнения

Уметь решать иррациональные уравнения методом возведения в квадрат обеих частей уравнения, применяя свойства равносильных преобразований

Иррациональные уравнения

Иррациональные уравнения

 Контрольная работа № 7 «Квадратные и иррациональные уравнения»

Итоговое повторение за четверть

4 четверть

 Глава 5. Неравенства

§ 31. Свойства числовых неравенств

Знать свойства числовых неравенств

Уметь применять свойства числовых неравенств и неравенство Коши при доказательстве числовых неравенств

Свойства числовых неравенств

Свойства числовых неравенств

§ 32. Исследование функций на монотонность

Уметь построить и исследовать на монотонность функции: линейную, квадратную, обратной пропорциональности, функцию корень

Исследование функций на

 монотонность

Исследование функций на

 монотонность

§ 33. Решение линейных неравенств

Уметь решать неравенства с переменной и системы неравенств с переменной

. Решение линейных неравенств

§ 34. Решение квадратных неравенств

Уметь решать квадратные неравенства по алгоритму и методом интервалов

Решение квадратных неравенств

Решение квадратных неравенств

 Контрольная работа № 8 «Неравенства»

§ 35. Приближенные значения

действительных чисел

Знать о приближенном значении по недостатку, по избытку, об округлении чисел, о погрешности приближения, абсолютной и относительной погрешностях

Приближенные значения

действительных чисел

§ 36. Стандартный вид положительного числа

Знать о стандартном виде положительного числа, о порядке числа, о записи числа в стандартной форме

Обобщающее повторение

Обобщающее повторение

Обобщающее повторение

Контрольная работа №9 «Итоговая за курс алгебры 8класса»

Обобщающее повторение

Обобщающее повторение

Обобщающее повторение

Обобщающее повторение

Обобщающее повторение

 Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Перечень компонентов учебно-методического комплекса

 1. А. Г. Мордкович, Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2010г.

 2.А. Г. Мордкович, Алгебра. 8 класс: задачник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2010г.

       3.А.Г. Мордкович Алгебра-8. Методическое пособие для учителя. М.: Мнемозина,  2009.

4.Л. А. Александрова, Алгебра 8 класс: самостоятельные работы для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2010г..

5.А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская Алгебра: тесты для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2009г..

6. Ю. П. Дудницын, Е. Е. Тульчинская Алгебра. 8 класс: контрольные работы для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2009.

Интернет-ресурсы:

        http://fcior.edu.ru/

http://urokimatematiki.ru

http://intergu.ru/   

http://www.openclass.ru/

http://festival.1september.ru/articles/subjects/1 

http://www.uchportal.ru/load/23

http://easyen.ru/ 

http://karmanform.ucoz.ru 

http://polyakova.ucoz.ru/

                       http://le-savchen.ucoz.ru/

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа;

должны уметь:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени;
  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные выражения рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученные результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
  • работать в группах;
  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

  • текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;
  • тематический контроль в виде  контрольных работ;
  • итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.

Контрольная работа №1 «Алгебраические дроби»

Контрольная работа №2 «Действия с алгебраическими дробями»

Контрольная работа №3  «Свойства квадратного корня»

Контрольная работа №4 « Квадратичная функция.      Функция у = к/х»

Контрольная работа №5 «Построение графиков функции с помощью движения»

Контрольная работа №6 «Квадратные уравнения»

Контрольная работа №7 «Квадратные и иррациональные уравнения»

Контрольная работа №8 «Неравенства»

Контрольная работа №9 «Итоговая за курс алгебры 8класса»

Перечень контрольных работ

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого

Контрольные работы

2

2

2

3

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 7 класс Мордкович

Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов:1.    Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего обра...

Рабочая программа по алгебре 7 класс Мордкович А.Г. (140 часов)

Пояснительная записка. Характеристика содержания основного общего образования по математике. Характеристика технологии. Содержание курса. Учебный план. Тематическое планирование. Требования к уровню п...

рабочая программа по алгебре 7 класс Мордкович

Составлена к учебнику 7 класса автор Мордкович...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 7 класс Мордкович А.Г.

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:Программы. Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М....

Рабочая программа по алгебре 7 класс Мордкович А.Г.

Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на осно...

Рабочая программа по алгебре 9 класс Мордкович А.Г

Рабочая программа по алгебре для 9 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы о...