План урока по алгебре и началам анализа в 11 классе " Показательные уравнения".
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Макарова Людмила Ивановна

Учебник Алгебра и начала анализа 10-11 класс. / Колмогоров А.Н и др./ М.: Просвещение,  2010г.  В программе на тему « Показательные уравнения» отводится 3 часа.

Данный урок первый-урок изучения нового материала'>  Данный урок – первый по указанной теме. На нем мы  знакомимся лишь с простейшими показательными уравнениями, отрабатываем  навыки их решения. Урок построен так, что  вначале него,  в ходе знакомства с проектом «Применение показательной  функции» возникает проблема- невозможность нахождения аргумента показательной функции, если известно значение функции. Затем погружение в  материал, в ходе которого обучающиеся, используя свой учебный опыт формулируют тему урока, находят  метод решения простейших уравнений.  Закрепление изученного проходит с помощью системы голосования, с помощью которой проводится обучающий тест, с контролем правильности выполнения на интерактивной доске. В конце урока рассматривается решение проблемы, поставленной в начале урока. Таким образом,  происходит логическое завершение процесса: возникновение проблема-разрешение проблемы.

На уроке, применялись ИКТ технологии - система голосования, интерактивная доска, камера. Все эти средства активизируют деятельность обучающихся, позволяют проводить оперативный контроль, учат обучающихся работать в режиме времени.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx59.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Макарова Л.И учитель математики  МКОУ « Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»

Конспект урока  в 11 классе по алгебре и началам анализа по теме :
«Показательные  уравнения». 

Урок проводится в 11классе базового уровня. 

Цели урока: 
а) образовательные
-ввести понятие показательных уравнений; 
-ввести понятие простейших показательных уравнений и научиться их решать
-учиться применять полученные знания в практической деятельности.
-изучать методы решения показательных уравнений; 
-начать классификацию методов решения показательных уравнений; 
б) развивающие:
Развивать познавательные, общеучебные,  (Способствовать развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать теоретический материал и представлять его в сжатой форме в виде блок-схем, алгоритмов, умений отбирать ключевые задачи по теме и методы их решения.) коммуникативные компетенции (работать в группе, оценивать себя и товарищей),информационной (работать с учебником, справочником, дополнительной литературой, выступать перед аудиторией).
 в) воспитательные: 
-организация совместных действий, ведущих к активизации учебного процесса; 
-стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности; 
-учащиеся работают над решением проблемы, поставленной учителем. 

Задачи урока: 1. Актуализировать необходимые знания и умения. 
2. Организовать мыслительную деятельность учащихся для решения проблемы (выстроить необходимую коммуникацию), направленной на овладение новыми знаниями и умениями.
3. Через анализ и присвоение нового способа деятельности воспитывать уважение к чужому мнению и чужому труду. 
4. Первичный мониторинг уровня овладения новыми знаниями.
Тип урока: открытие новых знаний. 

Оборудование урока: проектор, компьютер, интерактивная доска, индивидуальные пульты контроля знаний, презентация к уроку, карточки с заданием для работы в группах; карточки с индивидуальными тестами. 

Формы работы: 
• Фронтальная; 
• Индивидуальная; 
• Групповая; 

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская, информационно-коммуникативная. 

План урока:
1.
Организационный момент
2.Знакомство с информационным проектом : « Показательная функция в жизни, науке и технике»Постановка  проблемы.
3.Актуализация опорных знаний для разрешения проблемы. Формулировка темы и целей урока.
4. Формирование новых знаний.
5.Индивидуальная работа по овладению новыми знаниями. Мониторинг уровнем овладения.
6.Применение изученного к решению проблемы поставленной в начале урока.
7.Подведение итогов урока.
8.Домашнее задание.
9.Рефлексия.
                                         Ход урока

№ п/п

Этап урока

Время работы

 на этапе.

1

Организационный момент

1 мин.

1045-1046

2

Знакомство с информационным проектом : « Показательная функция в жизни, науке и технике»
Постановка  проблемы.

8 мин

1046-1054

3

Актуализация опорных знаний для разрешения проблемы. Формулировка темы и целей урока.

5мин

1054-1059

4

Формирование новых знаний

5мин

1059-1104

5

Индивидуальная работа по овладению новыми знаниями. Мониторинг уровнем овладения.

12 мин

1104-1116

6

Применение изученного к решению проблемы поставленной в начале урока(Работа в парах)

10 мин

1116-1126

7

Подведение итогов урока.

1 мин

1126-1127

8

Домашнее задание.

1мин

1127-1128

9

Рефлексия.

2 мин

1128-1130

Сценарий урока.

  1. Оргмомент 1045-1046
    Учитель : Слайд №1  
    Какую тему мы изучали ,ребята, несколько уроков? (Показательная функция)
    И как связаны эти красивые строки с нашим уроком.
    Каждый учитель мечтает о том, что бы его ученики имели не только глубокие и прочные знания по изучаемой теме, но и понимали, значимость и красоту математических знаний. Чтобы ваше мировоззрение формировалось на твердом убеждении того, что математика-наука, дающая важнейший аппарат и источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Понять и почувствовать это помогают информационные и исследовательские проекты, над которыми вам часто приходится работать. Чичканева Даша подготовила проект по теме « Показательная функция в жизни, науке и технике», с которым мы сейчас познакомимся.
  2. Знакомство с информационным проектом : « Показательная функция в жизни, науке и технике».Постановка  проблемы. 1046-1054

Учитель:  Слушаем сообщение по проекту. 
Результаты выполнения проекта:
1. Раскрыта широта и многообразие применения показательной функции в различных областях реальной жизни.
2. Показана роль показательной функции как инструмента описания многих физических, биологических, общественных и других процессов.
3. Поставлена проблема перед обучающимися 11 класса: недостаточность знаний , чтобы находить величины стоящие в показателе степени.
Мы видим что практические задачи, требуют от нас научиться находить такие величины. А что бы приступить к решению проблемы, мы актуализируем , приведем в готовность наши знания.

  1. Актуализация опорных знаний и умений .    1054-1059

На данном этапе можно предложить учащимся выполнить следующую систему устных упражнений :
Слайд №2Возведите в степень:

  1. ;  
  2. ;
  3. ;
  4. ;
  5. ;

    Представьте в виде степени числа:
     Слайд №3
  1. 0,01;
  2. 81;
  3. 144;
  1. Примените свойства степеней: Слайд №4
  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. ;
  1. .
    Назовите и решите уравнение:
     Слайд №5
  1. x2-4x=0
  2. =0
  3. -64=0
    ;
  4. .
  5. ;

Следует обратить внимание учащихся  на 4 задание. Выполнение  этого упражнения позволяет ввести понятие показательного уравнения и выделить характеристическое свойство уравнений данного вида – неизвестное содержится в показателе степени.
 Беседа учителя: Что привлекло вас на слайде?(Ответ: Некоторые уравнения выделены ярким цветом)
Как вы считаете почему эти уравнения выделены яркими пятнами?( Ответ это новый вид уравнений, которые мы еще не изучали и не знаем как их решать)
 Давайте попробуем увидеть характеристическое свойство уравнений этих уравнений.(Ответ: переменная содержится в показателе степени.)
Как вы можете назвать эти уравнения?  (Показательные уравнения)
Для изучения какой темы актуализировали свои знания?  (Решение показательных уравнений).
Давайте сформулируем цели нашего урока. Слайд №6

4. Формирование  новых знаний и умений .   1059-1104

Вот мы стоим вначале пути открытия новых знаний.

Проверим сможете ли вы распознать  показательные уравнения. В процессе выполнения которых обучающиеся овладеют действием подведения объекта под понятие.

  1. Среди уравнений выбрать показательные: Слайд №7
  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. ;
  5. ;
  6. ;
  7. ;
  8. .


Какие из показательных уравнений  вам показались проще других? ( Ответ :b,g)
Тогда назовем их простейшими показательными уравнениями. Какой вид они имеют?
 
Слайд №8

Рассмотрим простейшее показательное уравнение

где  a> 0     и    a ≠ 1.

Встает вопрос о количестве корней простейшегопоказательного уравнения.

Для ответа  на него давайте вспомним свойства показательной функции( перечисляют) Значит:Область значений функции   y = ax- множество положительных чисел.

 Поэтому, в случае  b<0    или    b=0    уравнение не имеет решений.

Пусть  b>0. Тогда функция  y = ax на промежутке (-∞; +∞)   возрастает при a> 1 (убывает при 0 ) и принимает все положительные значения. Применяя теорему о корне (п. 8),(формулируют) получаем, что уравнение   y = axпри любом положительном a, отличном от 1, и b> 0 имеет единственный корень.
Слайд №9

Для того, чтобы его найти, надо bпредставить в  виде b = ac. Очевидно, что по свойству степеней с одинаковыми основаниями c является решением уравнения  ax = ac


Слайд №10
По свойству степеней с одинаковыми основаниями решаются уравнения вида

 или уравнения/они равносильны соответственно

уравнениям f(x)=c      и    f(x)=g(x)

Простейшие уравнения решаются методом приведения к одному основанию

( уравнивания оснований) Слайд №11

Разобрать решение  двух примеров:
 Устно решить упражнение а) у доски б) самостоятельно в)

 а)2 2х-4 = 64;   б)

в)

Слайд №12

.При решении показательных уравнений, главные правила -действия со степенями.  Без знания этих действий ничего не получится!!!

5.Индивидуальная работа по овладению новыми знаниями (выполнение тренировочного обучающего теста) Мониторинг уровня усвоения с помощью системы для голосования.(ФЛИПЧАРТ ТЕСТ)    1104-1116\[ \fbox{\begin{array}{l} a>0,\, b>0: \\ a^0 = 1, 1^x = 1; \\ a^{\frac{k}{n}}=\sqrt[n]{a^k} \, (k\in Z,\, n\in N);\\ a^{-x} = \frac{1}{a^x}; \\ a^x\cdot a^y = a^{x+y}; \\ \frac{a^x}{a^y}=a^{x-y}; \\ (a^x)^y = a^{xy}; \\ a^x\cdot b^x = (ab)^x; \\ \frac{a^x}{b^x}=\left(\frac{a}{b}\right)^x.\\ \end{array}} \]

 Мониторинг уровнем овладения.
Тренировочный обучающий тест.

Номер задания

А

Б

В

1

X

2

Х

3

Х

4

Х

6.Работа в парах по разрешению проблемы и применению полученных знаний к решению практической задачи. 1116-1126 
Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно.” (А.Энштейн).
Работа в парах: Применение изученного к решению проблемы поставленной в проекте.
Ребята обсуждают проблему и применяют полученные знания к решению. Первая, решившая уравнение ,группа демонстрирует и объясняет свое решение. С помощью камеры и интерактивной доски.
В ходе распада радиоактивного изотопа, его масса уменьшается по закону    
,где -начальная масса изотопа, t(мин)-прошедшее от начального момента время,T-период полураспада в минутах. В лаборатории получили вещество, содержащее в начальный момент времени  мг изотопа Z, период полураспада которого Т=2 мин. В течении скольких минут масса изотопа станет равной 12,5 мг?        


                                                   t=8            Ответ:
 Через 8 минут.

8.Подведение итогов урока. Слайд №13

9.Домашнее задание. Слайд  №14

п.36   № 460, № 461( а, б ). Карточка готовимся к ЕГЭ

10.Рефлекия:(Флипчарт рефлексия) Голосуют системой голосования. Результаты видны на интерактивной доске.
Слово учителя. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?».  И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

 У второго мудреца спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».
 А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
Ребята, как вы соотнесете эту притчу с  сегодняшним уроком и ответите на мой вопрос: Что ты сегодня делал целый урок?
В строительстве храма науки и мы принимали участие, где математика-царица наук.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по алгебре в 7-ом классе. Линейное уравнение с одной переменной

Цель урока. Формирование навыка решения уравнения с одним неизвестным, сведением его к линейному уравнению с помощью свойств равносильности.Тип урока: комбинированный.Задачи урока:...

план урока по алгебре и началам анализа.

презентация на тему решения показательных уравнений...

Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа «Решение тригонометрических уравнений»

Разработка урока с использованием коллективного способа обучения....

Урок по алгебре и началам анализа «Графическое решение уравнений»

В материале содержится разработка урока для учащихся 10 класса по теме «Графическое решение уравнений». Составлена технологическая карта урока, позволяющая грамотно организовать  уроки максимальн...

Урок по алгебре и началам анализа "Решение показательных уравнений"

Конспект урока, презентация . Алгебра и начала анализа , 10 класс.УМК Ш.А.Алимов и др....