Главные вкладки

    План урока по алгебре в 7-ом классе. Линейное уравнение с одной переменной
    методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

    Цель урока. Формирование навыка решения уравнения с одним неизвестным, сведением его к линейному уравнению с помощью свойств равносильности.

    Тип урока: комбинированный.

    Задачи урока:

              1) образовательная -           развитие личностных качеств учащихся;

              2) формирование общеучебных навыков;

              3) воспитательная.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План урока по алгебре в 7-ом классе.

    Линейное уравнение с одной переменной.

    Цель урока. Формирование навыка решения уравнения с одним неизвестным, сведением его к линейному уравнению с помощью свойств равносильности.

    Тип урока: комбинированный.

    Задачи урока:

            1) образовательная

            развитие личностных качеств учащихся;

            2) формирование общеучебных навыков;

            3) воспитательная.

    Ход урока

    I. Проверка домашней работы фронтально.

    II. Устная работа (на карточках)

    Цель устной работы: диагностика формирования навыков решения линейных уравнений с одной переменной.

    1. Вместо (*) поставить знак «+» или «-», а вместо точек – числа:

    а) (*5)+(*7)=2;

    б) (*8)-(*8)=(*4)-12;

    в) (*9)+(*4)=-5;

    г) (-15)-(*…)=0;

    д) (*8)+(*…)=-12;

    е (*10)-(*…)=12.

    2. Составить уравнения, равносильные уравнению:

    а) х-7=5;

    б) 2х-4=0;

    в) х-11=х-7;

    г) 2(х-12)=2х-24.

    III. Обобщение умения решать уравнения сведением их к линейному уравнению.

    Коллективная работа с классом.

    Форма коллективной работы: фронтальная

    Решим уравнение

            12 - (4х-18)=(36+5х)+(28 – 6х).                                                       (1)

    Для этого выполним следующие преобразования:

    1. Раскроем скобки. Если перед скобками стоит знак «плюс», то скобки можно опустить, сохранив знак каждого слагаемого, заключенного в скобках. Если перед скобками стоит знак «минус», то скобки можно опустить, изменив знак каждого слагаемого, заключенного в скобках:

            12 - 4х+18=36+5х+28 – 6х.                                                       (2)

            Уравнения (2) и (1) равносильны.

            2. Перенесём с противоположными знаками неизвестные члены так, чтобы они были только в одной части уравнения (или в левой, или в правой). Одновременно перенесём известные члены с противоположными знаками так, чтобы они были только в другой части уравнения.

            Например, перенесём с противоположными знаками неизвестные члены в левую, а известные – в правую часть уравнения, тогда получим уравнение

            -4х-5х+6х=36+28-18,                                                               (3)

    равносильное уравнению (2), а следовательно, и уравнению (1).

    3. Приведём подобные слагаемые:

    -3х=46.                                                                                      (4)

            Уравнение (4) равносильно уравнению (3), а следовательно, и уравнению (1).

    4. Разделим обе части уравнения (4) на коэффициент при неизвестном. Полученное уравнение х=46/-3 или -15 1/3 будет равносильно уравнению (4), а следовательно, и уравнениям (3), (2), (1).

    Поэтому корнем уравнения (1) будет число -15 1/3.

    По этой схеме (алгоритму) решаем уравнения на сегодняшнем уроке:

    1. Раскрыть скобки.

    2. Собрать члены, содержащие неизвестные, в одной части уравнения, а остальные члены в другой.

    3. Привести подобные слагаемые.

    4. Разделить обе части уравнения на коэффициент при неизвестном.

    Примечание: следует отметить, что приведённая схема не является обязательной, так как часто встречаются уравнения, для решения которых некоторые из указанных этапов оказываются ненужными. При решении же других уравнений бывает проще отступить от этой схемы, как, например, в уравнении:

            7(х-2)=42.

    IV. Тренировочные упражнения.

    №№ 142(а, г), 149 (а, г), 150 (в), 151 (г) – с записью на доске.

    №142. Найдите корень уравнения:

    а) (13х-15)-(9+6х)=-3х

    Раскроем скобки:

    13х-15-9-6х=-3х.

            Перенесём с противоположными знаками неизвестные члены в левую, а известные – в правую часть уравнения, тогда получим уравнение:

    13х-6х+3х=15+9.

    Приведём подобные слагаемые.

    10х=24.

    Разделим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном.

    х=2,4

    Ответ: 2,4

    г) (0,5х+1.2)-(3.6-4,5х)=(4.8-0,3х)+(10,5х+0,6);

    0,5х+1,2-3,6+4,5х=4.8-0,3х+10,5х+0,6;

    0,5х+4,5х+0,3х-10,5х=4,8+0,6-1,2+3,6;

    -5,2х=7,8;

    х=-1,5

    Ответ: -1,5

    №149 Найдите корень уравнения:

    а) 5(3х+1,2) + х = 6,8,

       15х + 6 + х = 6,8,

       15х + х = 6,8 – 6,

       16х = 0,8,

       х = 0,8 : 16,

       х = 0,05,

      Ответ: 0,05

    г) 5,6 - 7у = - 4(2у – 0,9) + 2, 4,

       5,6 – 7у = - 8у + 3, 6 + 2,4,

       8у – 7у = 3,6 + 2.4 – 5,6,

       у = 0,4,

      Ответ: 0,4

    № 150. Решите уравнение:

    в) 0,8х – (0,7х + 0,36) = 7,1,

       0,8х – 0,7х – 0,36 = 7,1,

       0,1х = 0,36 + 7,1,

       0,1х = 7,46,

       х = 7,46 : 0,1,

       х = 74,6

      Ответ: 74,6.

    № 151. Найдите корень уравнения:

    г) -3(у + 2.5) = 6,9 – 4,2у,

        - 3у – 7,5 = 6,9 – 4,2у,

       4,2у – 3у = 6,9 + 7,5,

       1,2у = 14,4,

       у = 14,4 : 1,2,

       у = 12,

      Ответ: 12

    V. Самостоятельная работа с учетом индивидуальных способностей учащихся.

    I. Вариант.

    1.  Чтобы решить уравнение 5х = —40, надо —40 разделить на 5. Чему равен корень этого уравнения?

    2.  Подчеркните коэффициент при х и решите уравнения:

     а) 7х = 49;        

    6) — Зх = 111;      

    в) 12х = 1.

    3. Решая уравнение 12х = —744, Коля нашел, что х = —62. Подставив вместо х число — 62, проверьте, правильно ли найден корень уравнения.

    4. Решите уравнения.

    а) 6х = 24;      

    б) 13х = —39;        

    в) 8х = 4;      

    г) 6х = 7,5; д)7х = 63;    

    е)— 4х = 12;        

    ж) 9х = — 3;      

    з) 9х = 0,36.

    5.  При каком значении х:

    а)  значение выражения 8х равно —64;

    б)  значение выражения 7х равно 1;

    в)  значение выражения —х равно 11?

    6.  Перенесите слагаемые, содержащие х в левую часть уравнения, а остальные в правую, изменив при этом их знаки на противоположные:

    а)  2х — 3 = 5х + 8;               в) —2х — 5 = 6х — 8;

    б)  4х — 12 = —Зх + 3;         г) —4х — 2 = —13х + 21.

    7. Доведите решение уравнения до конца:

    а) 2х — 4 = —8х + 12;          б) Зх — 2 = 7х — 14;

    в) 2х + 8х = 12 + 4                 г)Зх — 7х = —14 + 2

    8. Решите уравнение:

    а) Зх + 8 = х — 12;                

    б) х + 4 = 3 - 2х;

    в) 5у = 2у + 16;                    

    г) —2х + 9 — 8= х — 1.

    9. Решите уравнение:

    а) 1,2х = —4,8;        г) Зх — 4 = 11;               ж) 2х — 1 = Зх + 6;

    б) -6х = 7,2;          д) 5 — 2х = 0;                 з) х — 8 = 4х — 9;

    В)-Х = -0,6;            е)—12 — х = 3;                 и) 5 — 6х = 0,3 — 5х.

    10. При каком значении а

    а) значение выражения 3 + 2а равно 43,

    б) значение выражения 12 — а равно 100;

    в)  значения выражений 13а+17 и 5а + 9 равны;

    г)  значения выражений 5а + 14 и 2а + 7 являются противоположными числами?

    II. Вариант

    1. Для каждого уравнения вида ах = в запишите, чему равно а и чему равно в:

    а) 2,3х = 6,9;

    б) –х = —1;

    в) — х = 6;

    г) 1,2х = 0.

    2. а) Закончите запись: чтобы решить уравнение ах = в, в котором а = 0, надо...

    б)  Решите уравнение 12х = —60 и выполните проверку.

    3. Решите уравнение:

    1) а) 2х = 12;         б) —5х = 15;             в) — х = 32;       г) —11х = 0;

    2) а) 3х = 5;          б) — 6х = —15;        в) 29х = - 27;     г) 16х = - 1;

    3) а) 5х = 1/3|;       б)4х = - 2/7;                в) 1/3х = 6;        г) -2/7х = 14.

    4) а) 0,01х = 6,5;    б)— 1.4х = 0,42;        в) 0,Зх = 10;     г)—0,6x = - 0,5.

    4.  При каком значении х:

    а)  значение выражения 5х равно — 1;

    б) значение выражения —0,1х равно 0,5;

    в)  значение выражения 16х равно 0?

    5.  На доске было записано решение уравнения вида ах = в, но правую часть уравнения стерли. Восстановите ее:

    а) 5х = ...             б) Зх = ...                в) 4х = ...

    х = —12;                  х=1/6;                       х = 0,8.

    6.  Найдите такое значение а,  при котором уравнение ах = 114 имеет корень 6.

    7. Решите уравнение:

     а) Зх—4 = 20

     б) 54 — 5х ~ —6;                

    в) 1,2 — 0.Зх = 0;

    г)16-7х = 0;                

    д) 5/6—х = 1/6

    8. Решите уравнение:

    а)  5х—11 = 2х+8;                 г) 0,8х—4 = 0,5—7;

    б)  6—7х = 11— 6х;              д) 2,6х+8 = 2—х;

    в)  3 - х = х+13;                    е) 12 + 1/3x = 15 — 1/6x

    9. При каком значении а:

    а)  значение выражения 5—За равно 17;

    б)  значение выражений 3—2а и 5а+10 равны;

    в) значение выражения 5 - 9а на 4 больше значения выражения а+1;

    г) значение выражения 7+8а на 5 меньше значения выражения 2а+1?

    10. Решите уравнение:

    а)  15(х+2) = 40;                            в) 5(2х+1) = 3(2—х);

    б)  - 2(1—х) = х;                            г) —6(2—х)-5(1+х).

    11. Решите уравнение:

    а)  43+4х+(11—5х) = 7;               г) 6(х+11)—7х = 73+х;

    б)  12—4х – (2+х) = 5х;               д) 8(3—х)— 12+6х = 25—х;

    в)  5х+12—3(х+16) = — 20;          е) 6—х—3(2—5х) - 12+8х.

    Для самоконтроля: после раскрытия скобок получается уравнение:

    а)  43+4х+11—5х = 7;                  г) 6х+66—7х = 73+х;

    б) 12—4х-2—х = 5х;      д) 24—8х—12+6х - 25—х;

    в) 5х+12—Зх—48 = —20;   е) 6—х—6+15х = 12+8х.

    III. Вариант

    1. Решите уравнение:

    а) 6х = 36;         в) —х = 18;           д) 49х = 0;            ж) 21х = - 3;

    б) 5х=5/7;         г)11х = -1/3;           в) 1/3х = 0;           д) -3/7х = - 1;

    2.  Решите уравнение и выполните проверку:

    а) 0,08х - 1;        в) – 0,1х = 1;          д) 0,6х = - 5;       ж) – 0,3х = - 1,1;

    б) 0.Зх = 1/3;      г) – 1/7х = 0;          е) 0,2х = 1/7        з) - 3,6х - - 6.

    3.  Составьте какое—либо уравнение вида ах = в, которое

    а)  имеет корнем число 3;

    б)  имеет корнем число 0;

    в)  не имеет корней;

    г)  имеет бесконечно много корней.

    4.  При каких значениях х

    - а) значение выражения 1/3х равно 3;

    б)  значение выражения - 0,8х равно 0;

    в)  значение выражения 0,01х равно 30;

    г)  значение выражения -15х равно – 0,1.

    5. Решив уравнение вида ах = в, ученик стер коэффициент а. Восстановите его, если это возможно:

    а) …х = 1/8               б) …х = -4                    в) …х = 0

         х=4                                х= - 1                         х = 0

    6. При каких целых значениях а корнем уравнения ах = 8 является целое число?

    8.  Даны выражения За+2 и а—5. При каких значения а

    а)  значения этих выражений равны;

    б) значение первого выражения на 12 больше значения второго;

    в) значение первого выражения на 7 меньше значения второго;

    г)  значение первого выражения в 5 раз больше значения вто-

    рого ?

    9.  Решите уравнение:

    а)  - (2х+1) = 41;                          г)  5(х—1) - 3(2х+2) = - 1;

    б)  5(12—х) = 27;                        д)  12(1—х) - 4 = 2(4х+6);

    в)  1,2(2х—1) = 3,6;                    е)  0,5(2х—1) - х = 6,5.

    10.  Для уравнения ах—11 = Зх+1 найдите

    а) значения а, при которых корнем этого уравнения число 6;

    б)  значения а, при которых это уравнение не имеет корней;

    в)  натуральные значения а, при которых корнем уравнения является натуральное число.

    11.  Решите уравнение:

    а)  5(х - 18) - 7х = 21+х;                г)  6(х - 1)+12(3 - 2х) = 45 - 17х;

    б)  Зх+6(1 - х) = - 2(2+х);              д)  15(3 - х) - 5(х+11) = 1 - 19х;

    в)  1,7 - 8(х - 1) = 3,7+2х;              е)  - (5 - х) - 8(6+х) = 11,8+х.

    VI. Итог урока. Алгоритм сведения уравнения к линейному уравнению.

    VII. Домашнее задание: п. 3, №№ 146, 148, 152, 153

    Проверка показала, что учащиеся выполнили эти задания, т. е усвоили данную тему.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок по алгебре в 7классе по теме"Линейные уравнения с двумя переменными"

    Урок формирования новых знаний имеет важное место в главе"Линейная функция"...

    Презентации к урокам алгебры 7 класс по теме "Линейные уравнения с одной переменной"

    Презентации к трём последовательным урокам, соответствующим программе по алгебре для  7 класса , содержат как теоретический , так и практический материал, а также упражнения для устного счёта. В ...

    Урок алгебры в 7 классе "Линейное уравнение с одной переменной"

    Предмет: математика, урок-повторение.Тема: «Линейное уравнение с одной переменной».Продолжительность: 1 урок - 45 минут.Класс: 7Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку в ср...

    Урок по алгебре в 7,8 классе "Линейное уравнение с параметром и его решение в общем виде"

    На уроке даётся определение линейного уравнения с параметром, рассматриваются способы его решения, Изучается схема исследования линейных уравнений с параметрами. Формируются навыки решения линейн...

    7 класс. Линейное уравнение с одной переменной.

    Урок с применением интерактивной доски Учи.ру...

    Презентация к уроку по алгебре для 7 класса "Линейные уравнения с одной переменной"

    quot;Линейные уравнения с одной переменной" - презентация к открытому учебному занятию по алгебре для 7 класса...