Главные вкладки

    урок математики в 5 классе " Сравнение дробей"
    план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

    Тимошенкова Ольга Михайловна

    Материал содержит Конспект урока, технологическую карту и презентацию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    3)Конспект сценария урока

    • Тема: Сравнение дробей

     Цель: познакомить учащихся с правилом сравнения дробей с одинаковым знаменателем и одинаковым числителем, научить учащихся применять данные  правила при выполнении практических заданий, развивать умение работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, умения моделировать реальные ситуации на языке  математики,  интерпретировать полученный результат;

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

     формирование целостного мировоззрения,   осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,  ценности  здорового и безопасного образа жизни.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

     умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение.

    • Оборудование урока:  компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочие тетради, планшеты для устного счета, конверт с заданием, карточки для рефлексии.

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Учитель:

     Здравствуйте, ребята! Проверьте  свою готовность к уроку. На парте учебник, тетрадь, дневник, чертежные инструменты, планшет для обратной связи,  2 конверта с заданиями.

     

    − Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на предыдущих уроках?

    (Мы узнали, что такое доли и обыкновенные дроби, как записать и как прочитать дробь, как изобразить дробь на координатном луче.)

    − Сегодня вы продолжите знакомство с обыкновенными дробями, а значит, будете открывать новые знания. Как вы будете это делать?

    (Мы выясним, что мы не знаем и сами откроем новые знания.)

    2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    − Но для того, чтобы работа была успешной,  начнем урок с   повторения и  устного счета. Минутка тишины. Ответ показываем на планшетах.

    − Расположи ответы примеров в порядке убывания, поставь в соответствие букву. На планшете напишите получившееся слово.

    15·3

    16·4

    50·7

    216:2

    150:30

    315:3

    170: 17

    306:9

    1500:25

    е

    в

    с

    р

    е

    а

    и

    н

    н

    45

    64

    350

    108

    5

    105

    10

    34

    60

    − Какое слово вы получили? (Сравнение.)

    − Какими знаниями вы воспользовались, чтобы выполнить задание? (Устными способами умножения и деления натуральных чисел, правилом сравнения натуральных чисел.)

    − Вы умеете сравнивать натуральные числа? (Да, умеем.)

    − Тогда сравнению, каких чисел будет посвящен урок? (Сравнению дробей.)

    Запишем в тетрадях число, классная работа и тема урока.

    − Что надо повторить, если вы так определили тему урока?

    (Что такое дроби, что показывает числитель дроби, знаменатель дроби.)

     Математический диктант. (1 ученик на обратной доске)

    1) Запишите дробь:   одна  шестнадцатая

    2) Запишите дробь, у которой числитель 7, а знаменатель 9

    3) Запишите дробь, у которой знаменатель 8, а числитель 1.

    4) Какую из дробей называют половиной?

    5) Запишите дробь, у которой числитель 3, а знаменатель в 3раза больше

    6) Запишите дробь, у которой числитель 4, а знаменатель на 5 больше.

      , ,,,,,

    Придумайте, пожалуйста, вопросы или задания к этим дробям.

    Учащиеся придумывают свои вопросы и задания с данными дробям, например:

    1.Как называются записанные числа? 

    2. Назовите числители дробей, знаменатели дробей.

    3. Что показывает числитель дроби, знаменатель дроби?

     (Далее следуют ответы учащихся  на поставленные вопросы, т.е. идёт повторение изученного ранее материала).

    − На какие группы можно разбить все дроби?

     (Дроби, у которых одинаковые числители, дроби, у которых одинаковые знаменатели.)

    На доске:  , ,                             ,,

     

     − Назовите знаменатели дробей первой группы.  ( 8,2,16)

    − Что показывает знаменатель дроби?

    (Знаменатель показывает, на сколько равных долей разделено целое.)

    − Назовите числители дробей второй группы. ( 7,3,4)

    − Что показывает числитель дроби?

    (Числитель показывает, сколько равных долей целого взято.)

    Ребята, могли бы вы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую, расставить дроби в порядке убывания? Сомневаетесь?

     3. Выявление причины затруднения.

    - Какое задание вы должны были выполнить?

    (Надо  определить для каждой группы дробей, в какой последовательности они стоят.)

    - Почему возникли затруднения?

    (Не знаем способа сравнения дробей.)

     Значит, вам не всё ещё известно о дробях. В средние века учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. У немцев до сих пор существует поговорка «Попасть в дроби». Эта поговорка равнозначная русской  «попасть в переплет».   Это говорит о трудном, а то и безвыходном положении. Так вот  ребята, чтобы мы с вами не попали «в дроби» мы  должны хорошо научиться сравнивать дроби. И научимся мы это делать  сегодня только используя правило, а на следующем уроке рассмотрим еще один способ сравнения дробей.

     4. Построение проекта выхода из затруднения.

    − Сформулируйте цель вашей деятельности на уроке.

    (Узнать правило сравнения дробей.)

    − Какие дроби входят в каждую группу?

     (В первую группу входят дроби с одинаковыми числителями, а во вторую с одинаковыми знаменателями.)

    − По какому признаку будем сравнивать дроби?

     (По одинаковым числителям или одинаковым знаменателям.)

    − Уточните цель вашей деятельности. (Открыть  правило сравнения дробей с одинаковыми числителями и правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.)

    − Открывать знания вы будете в группах.  

    − Первая группа будет работать с первой группой дробей, а вторая – со второй группой дробей.

     На парте  в первом конверте лежат круги, разбитые на несколько частей.

    Сколько и какие круги  возьмет 1 группа?  Вторая группа?

    (  3 - 16,8,2)  (  3  - 9 )

    5. Реализация проекта выхода из затруднения.

    Работают самостоятельно. Озвучивают ход реализации проекта.

    Вывод 1:

    Из двух дробей с одинаковыми числителями та дробь больше (меньше), знаменатель, которой меньше (больше).

    Вывод 2:

    Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше (меньше), числитель, которой больше (меньше).

    На доске   и в тетрадях составляем кластер сравнения дробей:

     

     .

            

     

    Найдем эти правила в учебнике.

     6. Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи.

    Работаем в парах.

    Теперь мы сможем выполнить задание, которое было в начале урока?

     Расставить дроби в порядке убывания. Т.е начинаем с самого большого.

    Сравнить дроби, проговаривая правило сравнения.

    Сверить с образцом.

     Т.к   16<8<2                                7>4>3, то

     > >                             >>.

    − У каких пар возникли затруднения?

    − При сравнении, каких дробей?

    − Какой шаг алгоритма нарушили?

    − У каких пар не возникло затруднений?

    Физкультминутка  «Раз — мы встали»
    Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    − А теперь проверьте, как каждый из вас понял  правила сравнения дробей.

    №946,    №947

    После выполнения задания, учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки.

     8.Включение в систему знаний и повторение.

    № 945 устно.

    9.Рефлексия деятельности на уроке.

    -Ребята, мы ответили сегодня на все вопросы, которые задали себе в начале урока ?

     -Что узнали нового?   Над чем надо поработать дополнительно?

     «Для меня сегодняшний урок…»

    Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

    Урок

    Я на уроке

    Итог

    1. интересно

    1. работал

    1. понял материал

    2. скучно

    2. отдыхал

    2. узнал больше, чем знал

    3.безразлично

    3.помогал другим

    3.не понял

     

    10.Домашнее задание: п.24 прочитать, выучить правила, ответить на вопрос: Как можно сравнить дроби с помощью координатного луча ?

     №966,   РТ зад 2 стр. 80.    

                           

    Вы отлично поработали! Всего доброго!



    Предварительный просмотр:

    п/п

    Этап урока

    Задачи этапа урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Время

    в мин.

    Формирование УУД

    познавательные

    регулятивные

    коммуникативные

    личностные

    1

     Мотивация к учебной деятельности

    Создать  благоприятный психологический настрой на работу

    Приветствие уч-ся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания; объявляет группы на одном из этапов урока.

    Включаются в деловой ритм урока. Отвечают на вопросы

    2

    Восприятие информации и,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    Организация своей учебной деятельности  

    Умение слушать и вступать в диалог

    Мотивация учения

    2.

    Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Актуализация опорных знаний и способов действий

    Минутка тишины.

    Математический диктант

    Выполняют умножение и деление натуральных чисел.

    Записывают в порядке убывания. Записывают дату в тетрадь, определяют тему урока.  Выполняют математический диктант.

    7

    Структурирование собственных знаний

    Участие во взаимоконтроле, внесение корректив

    Организация и планирование своей деятельности и деятельности сотрудничества с учителем и сверстником

    Осознание ответственности за результаты своей деятельности и деятельности сверстника

    3

    Выявление причины затруднения.

    Перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного.

     Учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

    Информация из истории математики

    1

    Анализ, сопоставление, отбор информации, построение речевого высказывания

    Выделение и осознание того, что уже пройдено и что предстоит. Постановка цели учебной задачи

    Умение выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог по поводу формирования  темы, цели

    Формирование интереса к изучению математики

    4

    Построение проекта выхода из затруднения.

    Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию.

    Учитель оказывает необходимую помощь.

    Определяют   цель урока.

    2

    Анализ, сопоставление, отбор информации, построение речевого высказывания

    Выделение и осознание того, что уже пройдено и что предстоит. Постановка цели учебной задачи

    Умение выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог по поводу формирования  темы, цели

    Формирование интереса к изучению математики

    5

    Реализация проекта выхода из затруднения.

    Переход к решению, разработка проекта, образование нового знания   в сознании учащихся

    Организация и контроль за процессом решения задач

    Решают задачи, делают выводы, составляют кластер.

    8

    Анализ, сопоставление, отбор информации, построение речевого высказывания

    Регулирование своей деятельности

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Смыслообразование.

    6.

    Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи.

     

    Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

    Организует самостоятельную работу в парах  

    Проверяют ответы и оценивают свою работу

    3

    Выбор наиболее эффективных способов решения задачи

    Прогнозирование

    Контроль

    Планирование учебного сотрудничества с одноклассником

    Адекватное понимание причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности

     

    Физкультминутка

    Смена деятельности

    Организует физкультминутку и смену деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку

    Учащиеся сменили вид деятельности, готовы продолжить работу

    1

    7.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

     Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин

    Устанавливает правильность и осознанность изученной темы.

    Организует самостоятельную   работу  с  самопроверкой.  

    Оказывает индивидуальную  помощь   обучающимся при выполнении  заданий.

    Обращает внимание на осанку.

    Работают  самостоятельно, сопоставляют работы с эталоном для самопроверки.

    9

    Анализируя и сравнивая приводимые примеры ищет нужную информацию для подведения под новое понятие.

     Планирует, контролирует и корректирует свою деятельность.

    Умение слушать, вступать в диалог с   учителем.

    Осознание ответственности за результаты своей деятельности  

    8.

    Включение в систему знаний и повторение.

     

    Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

    Устанавливает правильность и осознанность изученной темы.

    Предлагает  устно решить задачу

    Отвечают на вопросы.

    3

    Умение строить высказывания, формулировать ответы на вопросы

    Осуществление самоконтроля, участие во взаимоконтроле, внесение корректив

     Умение выражать свои мысли

    Смыслообразование.  

    9

     Рефлексия деятельности на уроке 

    Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

      Дает оценку работы учащихся на уроке.

     Инициирует рефлексию детей, характеризующую их  работу   на уроке по трем направлениям.   

    Подчеркивают   фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. 

    2

    Общеучебный комплекс компетенций

    Осознают качество и уровень усвоения.

     Умение выражать свои мысли

    Смыслообразование.  

    10

    Домашнее задание

    Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения задании

      Задает задание на дом.

    Обеспечивает понимание цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

    Учащиеся записывают в дневники задание.

    2

    Технологическая карта урока « Сравнение дробей»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МБОУ « Мелеховская основная общеобразовательная школа № 2 им. Симонова С.Г.» Учитель 1 квалификационной категории Тимошенкова Ольга Михайловна

    Слайд 2

    Сравнение дробей 5 класс

    Слайд 3

    Расположи ответы примеров в порядке убывания, поставь в соответствие букву. На планшете напишите получившееся слово. 15 · 3 16 · 4 50 · 7 216 : 2 150 : 30 315 : 3 170 : 17 306 : 9 1500 : 25 е в с р е а и н н

    Слайд 4

    45 64 350 108 5 105 10 34 60 е в с р е а и н н

    Слайд 5

    СРАВНЕНИЕ ДРОБЕЙ

    Слайд 6

    Вывод 1: Из двух дробей с одинаковыми числителями та дробь больше (меньше), знаменатель, которой меньше (больше).

    Слайд 7

    Вывод 2: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше (меньше), числитель, которой больше (меньше).

    Слайд 8

    Сверим с образцом

    Слайд 9

    № 946

    Слайд 10

    №947

    Слайд 11

    №945

    Слайд 12

    Рефлексия

    Слайд 13

    Домашнее задание п.24 прочитать, выучить правила, ответить на вопрос: Как можно сравнить дроби с помощью координатного луча? №966, РТ зад 2, стр. 80.

    Слайд 14

    Молодцы! Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 6 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями"

    Цель: научить сравнивать дроби с разными знаменателями при решении экологических задач, показать необходимость предотвращения загрязнения окружающей среды пластиковыми бутылками....

    Интегрированный урок по математике 5 класс "Сравнение дробей".

    Данный урок приурочен к  70-ти летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады....

    Конспект и презентация урока математики "Образование и сравнение дробей"

    Конспект открытого урока математики, проведенного в 6 классе ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы № 8 VIII вида г. Ейскана тему «Образование и сравнение дробей »Учитель : Ванюкова Ксения Владимиро...

    Урок математики 5 класс "Сравнение дробей" с элементами ФГОСа

    В данном материале помещена разработка урока и к ней презентация...

    Урок в 6 классе. "Сравнение дробей"

    Сравнение рациональных дробей, творческая деятельность при решении заданий на решение уравнений и неравенств содержащих модуль....

    Технологическая карта фрагмента урока в 5 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями"

    Технологическая карта фрагмента урока в 5 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями" по учебнику Е.А.Бунимовича...

    Самоанализ фрагмента урока в 5 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями"

    Самоанализ  фрагмента  урока в 5 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями"...