Определение и график квадратичной функции
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 34 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект открытого урока
Определение квадратичной функции.
График функции y=x2.
9 класс.
Учитель
Фабрикова Елена Анатольевна
Образовательные задачи:
- Систематизирование знаний учащихся по теме «Функции и графики».
- Формирование понятия «квадратичная функция».
- Формирование действия построения графика функции y=x2
Развивающие задачи:
Развитие логического мышления.
Воспитательные задачи: Воспитание культуры оформления работ, связанных с построением графиков функций.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: сигнальные карточки, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник
- Организационный этап
- Приветствие.
- Определение отсутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Организация внимания.
У1: Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Владиславовна, я проведу у вас урок математики. Начнем мы урок с того, что напишем себе в тетради число: 18 марта и оставьте место для темы нашего урока, а вот один математический термин мы запишем сразу в тетрадь - «координата». И у меня к вам вопрос: Какие математические знания, понятия стоят за этим словом. Назовите, пожалуйста.
У2: Ордината, абсцисса, точка, ось, система координат, координатная плоскость, число, место положения и записывает на доске все слова вокруг слова «координата» (пишу на доске).
У1: Из всех названных слов обратим внимание на «систему координат», скажите мне, что я должна сделать, чтобы её увидеть?
У2: Построить 2 перпендикулярные прямые.
У1:(Слайд 1– Система координат показывает на экране)
У2: называют оси, направление отсчета, начало координат.
У1: Система координат есть дом для множества точек плоскости. А как найти адрес этой точки (Слайд 1 экран -точка на ДПСК)
У2: (определяют её координаты)
У1: А теперь дан адрес точки, вам нужно найти её место положения на плоскости. Я думаю, что вы готовы справиться с заданием: Последовательно соединив точки по их адресу, вы увидите конкретную фигуру на плоскости.
(Свернуть презентацию, запустить программу + парус)
У2: 1уч на компьютере, остальные в парах строят парусник. (проверка)
(Вернуться к презентации, подготовить слайд 3)
У1: Итак, ребята, точки на плоскости можно изобразить произвольно, но можно и в определенном порядке, подчиняясь какому-то закону. Что получим? (Слайд 2,3 – точки превращаются в прямую)
У2: Графики.
У1: Как в математике называются законы, по которым можно получить графики на плоскости? (выводит через дополнительные вопросы: зависимость и т.д. на понятие функции)
У2: Функция.
У1: Да, мы приступаем к изучению раздела функции, но не можем пока идти дальше, не зная, что означает это слово. Что такое функция?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к математическому дому - координатной плоскости.
Слайд 2, 3.
Если точки ложатся по определенному порядку, значит, между двумя ее координатами устанавливается определенная зависимость. Этот порядок и есть функция. Значит, какое главное слово присутствует в определении функции?
У2:(называют слова)
У1: на доске итог: ФУНКЦИЯ = Зависимость y от x. У2: записывают.
У1: В 7 классе вы уже познакомились с определенной функцией, назовите эту функцию, вспомните ее закон, т.е формулу, и её график.
У2: линейная, у=kх+b график прямая (Записываю на доске линейная функция у=kх+b - график прямая записывают в тетради).
У1:Давйте приведем пример линейной функции.
У2: у=2х+5
У1: Перед нами формула линейно функции, давайте попробуем её изменить! (подписываем и получаем у=2х2+5х+6. На ваш взгляд, какое отличие новой формулы от исходной.
У2: 2-ая степень
У1: Да. Действительно это 2 степень, прочитайте! Еще раз.
У1: Может придумаете название для этой функции?
У2: Квадратичная.
У1: вы сами сформулировали тему урока, запишите «КВАДРАТИЧНАЯ Функция»! Слайд 4 -тема
И перед нами стоит задача научится узнавать ее,
записывать форму квадратичной функции и знать ее облик.
У1: Мы с вами записали лишь один пример, а как записать общий вид формулы квадратичной функции.
У2: у=ах2+вх+с, где а, в, с - числа.
(Слайд 5 – определение квадратичной функции).
У1: Запишите определение квадратичной функции в тетрадь.
У2: записывают.
У1: Одно из чисел не должно быть равно нулю. Какое? И почему?
У2: а (рассуждения) а не равно нулю.
У1: Итак, а не равно нулю, так как квадратичная функция исчезает, превращаясь обратно в линейную. Давайте придумаем несколько квадратичных функций с помощью формулы, которую мы записали. Но при моем условии, я вам даю конкретные значения а, b, c.
- Этап усвоения новых знаний
(Слайд 6– значения по а, b, c по рядам)
1ряд: а= 3, b= -4, c=1.
2ряд: а= 6, b= 5, c=0.
3ряд: а= 1, b= 0, c=0.
У1: вызываю по одному человеку с ряда к доске – пишут функции.
Работа с сигнальными карточками.
У1: Важно научится среди множества формул находить формулы квадратичных функций. Над чем мы сейчас и будем работать. У вас на столе лежат сигнальные карточки – я показываю вам формулу и если она задает квадратичную функцию, то вы поднимаете зеленую карточку, как зеленый свет на пропуск в мир квадратичных функций, если же нет – то красный цвет, поднимаете красную карточку. Готовы?
(Слайд 7 – вопросы 4 )
У1: организация работы.
Работа у доски
Молодцы, ребята, уверена, что вы определите всегда квадратичную функцию. А как же работает сама формула и чем хороша любая формула? В формулу вместо переменной х может зайти любое число и выполняя действия по закону формулы мы получим соответственное число. Давайте попробуем жить по закону квадратичной функции. Какой?
У2: называют – я записываю ее на доске, учащиеся в тетради.
У1: Какому числу мы позволим зайти в эту формулу?
У2: называют – я записываю ее на доске, учащиеся в тетради. Выполняем действия. Решение.
У1: Только ли это число может зайти?
У2: Любое.
У1: Я приглашаю трех учеников от каждого ряда со своим числом. Решение. Каждый ряд пишет со своим учеником.
У1. То задание, которое мы выполняли, называется так – найти значение функции при указных х. И это задание поможет нам увидеть силуэт квадратичной функции. Хотите посмотреть?
У1. Раздаю листы. Заполните таблицу, а после этого в системе координат по полученному адресу, то есть по абсциссе и вычисленной ординате расположите точки.
У1. Пройти посмотреть как выполняют задание. Корректировка.
У1: Давайте посмотрим, что у нас получилось – посмотрим как расположились точки в системе координат. (Слайд 8 - точки)
У1: Осталось только соединит эти точки (Слайд 8– появление параболы). Соедините и вы свои точки. Кривая, которую вы получили, имеет свое название – парабола (Слайд 8 - подпись). Давайте подпишем график функции и название.
Физ. Минутка:
У1: Вы плодотворно поработали, необходимо немного отдохнуть, положите ручки, но от темы мы отходить не будем.
- Поднимите подбородок наверх и поверните влево, а теперь изобразите движением головы нашу параболу (слева направо, справа налево)
- Обеими руками изобразить параболу. (слева направо)
- правой рукой-параболу, левой-прямую сверху вниз. А потом закрытыми глазами.
Итак, ребята, мы выполнили большую работу: по формуле мы смогли построить график квадратичной функции, что позволило увидеть, как выглядит этот закон в системе координат. Мы даже порой не подразумеваем, что во многих рисунках прячется график квадратичной функции: (Слайд 9 –рыбка, тюльпан …)
Покажите рукой, какая основная линия присутствует в рисунке.
У2: взмах рукой.
У1: не трудно догадаться, что это …
У2: ПАРАБОЛА.
- Этап закрепления новых знаний
У1: Чему мы должны были научиться на этом уроке?
У2: Узнавать, писать, строить квадратичную функцию.
У1: Проверим свои новые знания? (Указываю вариант, объясняю задаю – подписать карточки – работа в парах). Первый вопрос я задаю 1-му варианту, вы даете ответ соседу по парте, который должен поставить + или – как результат ответа только после того, как я назову правильный ответ. Второй … Итак каждому по три вопроса.
Вопросы: (Слайд 10)
- Назовите формулу квадратичной функции (1вариант)
- Какое число в формуле квадратичной функции. (2 вариант)
- Как называется первая координата точки? (1вариант)
- Как называется вторая координата точки? (2 вариант)
- Как называется множество точек на плоскости, расположенных по определенному закону? (1вариант)
- Как называется график квадратичной функции? (2 вариант)
- Рефлексия
Учащиеся отвечают на любой из вопросов или заканчивают фразу:
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать… (Слайд 11 – вопросы )
- мне больше всего удалось…
- меня особенно удивило…
- для меня было открытием то, что …
- я могу себя похвалить за…
- я могу похвалить одноклассников за…
- мои достижения на уроке.
- больше всего мне понравилось …
- у меня пока не совсем получается…
- Сегодня я понял(а), что …
- Сегодняшний урок показал мне …
Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.
- Этап информирования учащихся о д/з и инструкции по его выполнению
Решение кроссворда, Сделать рисунок из парабол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/01/picture-44573.jpg)
Методика построения графика квадратичной функции и использование графика для решения неравенств. (развивающее обучение)
Каждому учителю необходимо помнить о следующих структурных элементах урока:· Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.·...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/06/picture-376866-1389027073.jpg)
Урок по теме «Квадратичная функция. Построение графика квадратичной функции»
Урок контроля и коррекции знаний.Основная дидактическая цель: выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/06/picture-376866-1389027073.jpg)
Презентация к уроку "Квадратичная функция. Построение графика квадратичной функции"
С использованием данной презентации построен мой урок....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-169286-1356283235.jpg)
Определение знаков коэффициентов квадратичной функции по графику
Данный материал поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса . Материал можно использовать как на уроках математики, так и на дополнительных занятиях...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-469158-1415652193.jpg)
Определение значений коэффициентов квадратичной функции по графику
Данная презентация наглядно демонстрирует способы нахождения коэффицентов квадратичной функции. Теоретический материал помогает находить коэффициенты a,b,c. На конкретных примерах, задачах, подобных з...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-469158-1415652193.jpg)
Определение значений коэффициентов квадратичной функции по графику
Дается теоретический материал по нахождению области определения и области значения элементарных функций. Закрепляется данный материал на конкретных примерах. Материал излагается наглядно, доступно.Дан...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-856607-1480258718.jpg)
Квадратичная функция. График квадратичной функции.
Систематизация и обобщение изученного материала....