Статья "Проектная деятельноять"
статья по алгебре на тему

Фабрикова Елена Анатольевна

Выступление на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_proektraya_deyatelnost.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Фабрикова Е.А., воспитатель

ГБОУ школа № 34

Невского района

 Санкт_Петербурга

Семинар "Проектная деятельность"

Проекты в системе работы с учащимися с ОВЗ.

В последнее время мы всё чаще слышим  о том, что  обучающийся должен обладать современными ключевыми компетенциями,   которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

Проект есть всякое действие совершаемого от всего  сердца и с определённой целью..."

В нашей школе проектная деятельность используется как основа формирования ключевых компетенций учащихся. Творческой группой учителей разработана программа воспитательной работы «Будущее начинается сегодня» .    Сформулированы цель, задачи, направления реализации программы.  Суть программы состоит в том, чтобы  проектную деятельность, правильно организованную в школе, сделать средой для формирования и развития ключевых компетенций.

В процессе реализации проектной деятельности решаются задачи:

1.     развитие познавательных способностей учащихся;

2.     повышение мотивации к обучению;

3.     совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;

4.     развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;

5.     обучение школьников рефлексии;

6.     обучение умению публично выступать;

7.     развитие критического мышления.

 

      2 год реализовывается воспитательная программа. Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся  нашей школы, можно отметить следующие моменты.

Проектная деятельность осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и во внеурочной деятельности.

Проектная деятельность в учебном процессе  используется педагогами как начальной школы, так и среднего звена, но  особенно широко она представлена в старшей профильной школе. Учебное проектирование учащиеся осваивают на уроках литературы, биологии, географии, ит.д.  Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов, оформление альбомов, написание репортажей, исследований, изготовление поделок и т.д.

Но согласитесь, ведь за 45 минут урока педагог можем только обозначить проблему или увидеть и услышать результат проекта, а работе над проектом требуется время. На помощь нам приходит внеурочная деятельность. Согласно образовательной программе, в состав которой входит программа дополнительного образования, помимо кружков и спортивных секций в нашей школе имеет место общественно-полезный труд и проектная деятельность.    

Существует большое разнообразие типов, видов проектной деятельности, но мы для себя определи наиболее приемлемые:

По кол-ву участников

1) личностный

2) групповой

3) коллективный

По продолжительности:

1) краткосрочный

2)средней продолжительности

3) долгосрочный

По типу деятельности

1) творческий

2) исследовательский

3) игровой

4)информационный

По кол-ву предметов

1) монопроект

2)межпредметный проект

Согласно положению о проектной деятельности и в рамках реализации долгосрочного проекта воспитательной программы «Умные игры – умные дети» в апреле месяце проводятся  следующие мероприятия:

- в начальном звене  «  Фестиваль идей»(1-4 кл.);

- в среднем и старшем звене научно-практическая конференция  « Всё обо всём» (5-9 кл.); 

Девиз: «Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить». На мероприятиях обучающиеся выступают с презентациями своих проектных работ.

 Учащиеся начальной школы традиционно представляют интересные, содержательные проекты, выполненные с использованием различных методов исследования (поисковых, эвристических, ролевой игры и т.д). например проект « Плавание. Гравитация тел.» (кружок «Мир науки»). Часто проекты учащихся начальной школы носят долговременный характер и представляют собой групповую работу («Раздолье чудес русской масленицы», «В мире сказок», «Дети войны», и др.).

 Практикуется разработка совместных творческих, игровых проектов детей  и родителей

«Овощи и фрукты – полезные продукты», « Дары Осени».

научно-практическая конференция  « Всё обо всём»

Школьная научно-практическая конференция - основная и ключевая форма  презентации  достижений учащихся  в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности. Целью конференции является выявление одаренных детей, поддержка творчества школьников, конкурсный смотр самого яркого и интересного, что сделано учащимися за последний год во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности.

Наша школа имеет давние традиции патриотического воспитания, поэтому большое место в проектной деятельности учащихся мы уделяем проектам военно – патриотической, краеведческой и поисковой направленности. Данная работа осуществляется в рамках деятельности Комнаты БиТ Славы. Члены группы « Поиск» исследуют и собирают материал о подвигах земляков – участников военных событий. Их проекты направлены на охрану памятников истории района, области, а также на организацию просветительской и  культурно-массовой работы среди учащихся и жителей села. В Комнате БиТ Славы  на основе материалов поисковой работы проводятся уроки Мужества и экскурсии (используются материалы исследовательских проектов ________________________

В рамках работы школьной  реализовывается  ещё одно направление проектной деятельности – это разработка эколого – социальных проектов, связанных с природоохранной деятельностью и благоустройством родного села. Проекты, реализуемые школьниками, направлены на повышение уровня экологического образования населения, вовлечение его в природоохранную деятельность путем привлечения к экологическим акциям и работе по благоустройству территории сел. Социальный проект « Сельский парк».

Таким образом в школе сформирована определённая система работы в которой огромное значение отводится  проектной деятельности.

 

Программа воспитательной работы школы « Будущее начинается сегодня» реализовывается через следующие  проекты:   

Проект  « Умные игры – умные дети»

Проект « Шаги к здоровью»

Проект « Умелые руки не знают скуки»

Проект« И в шутку и всерьёз»

Каждый проект имеет свои цели, задачи, определены координаторы проекта. Участниками проектов являются: дети, администрация, учителя – предметники, классные руководители, руководители ШМО, старшая вожатая, руководители кружков, родители.

 

  В рамках реализации каждого проекта проводятся не только традиционные мероприятия, КТП, но разрабатывались и реализовывались краткосрочные проекты ( мини- проекты), игровые, творческие  проекты, проводились контрольные мероприятия. Совместная реализация общешкольных проектов позволяет увидеть работу как школы в целом, так классного коллектива и каждого учащегося в отдельности. Хочется отметить наиболее интересные проекты « Гравитация. Плавание тел.» ( 4 класс, кл. руководитель - Чеснокова Т.И.),  « Дети в годы войны» ( 5 класс, Хохлова Л.И.), поисковый проект « Талантами село богато» ( 11 класс. Кл. руководитель Хохлова Л.В.). игровые проекты « Алфавит», « Кроссворд»  ( 8 класс, кл. руководитель Громова Н.В.», « Всё обо всём» ( 11 класс, классный руководитель Хохлова Л.В.) и многие другие.

   В 2010-2011 учебном году  ДОО «ЛПФ» организован и работает Культурно – досуговый  центр(КДЦ), который назван  «Союзом - окрыленных». Цель  : сделать жизнь школы  интереснее  и веселее, предоставить возможность каждому самореализоваться, воспитать культуру общения. КДЦ « Союз окрылённых» реализовывает школьный проект « И в шутку и всерьёз».

      включённость обучающихся в мероприятия и конкурсы муниципального, регионального Всероссийского уровней;

Для успешного осуществления проектной деятельности в школе есть необходимое информационно – технологическое оборудование: компьютерный класс, выходом в Интернет, 5 мультимедийных проектора, интерактивные доски, два цифровых фотоаппарата, химическая лаборатория,  медиатека.

1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.
4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в человека, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
5. Возрастает нагрузка на учителя.

Как же их разрешить? Предложим такой вариант:

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Для успешной реализации компетентностного подхода, проектной деятельности необходима грамотная организация методической поддержки учителей. С этой целью в школе были разработаны и проведены обучающие семинары «Технология компетентностно-ориентированного образования. Метод проектов», «Педагогическая технология портфолио», проведены заседания методического совета по темам: «Технологии компетентностно-ориентированного образования». На заседаниях школьных методических объединений  кл. руководителей рассмотрен вопрос «Разработка тематического поля проектной деятельности во внеурочное время».

Такая работа имеет свои положительные результаты: с каждым годом растет количество участников школьной научно – практической конференции, качество самих исследовательских работ становится лучше, требования к содержанию и оформлению соблюдены в большинстве из них. Увеличилось количество учащихся, занимающих призовые места на конкурсах проектов и исследовательских работ муниципального и регионального уровней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная методика как форма работы с одаренными детьми"

Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Решение этой проблемы невозможно без ...

Статья "ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ИНФОРМАТИКЕ"

В данной статье рассматривается проектный метод в изучении информатики. Дается определение методу проектов. Определение учебного проекта в основном совпадают у разных авторов. Характеристики уче...

Статья "Проектная деятельность по технологии в девятом классе"

В данной статье представлен опыт работы и рекомендации по проектированию в девятом классе....

Статья "Проектная деятельность как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития школьников"

Важнейшей задачей творчества  школьников  является стимулирование их к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Первостепенной задачей учебной и воспитательно...

Статья "Проектная деятельность на уроках математики..."

Из опыта работы по методу проектов учителя математики...

Методическая статья "Проектная методика и особенности ее использования при обучении иностранному языку (английскому)"

В данной статье рассматриваются особенности применения проектной деятельности в преподавании иностранного языка. Рассматриваются основные виды проектов при обучении иностранному языку, поднимается воп...

Статья статьи «Проектная деятельность по составлению нестандартных задач с использованием исторического содержания родного края»

В статье представлена проектная раьота по составлению нестандартных задач по математике с использование исторического содержания родного края....