Статья "Проектная деятельность как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития школьников"
статья по биологии по теме

Важнейшей задачей творчества  школьников  является стимулирование их к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_5.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития школьников

Важнейшей задачей творчества  школьников  является стимулирование их к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Необходимо отметить, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры.

  Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности учащихся. В этой связи П.П. Блонский видел задачу учителя в том, чтобы «не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию». «Мы должны... – писал он, – воспитывать человека, способного создавать собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться – значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его».

Как указывает известный исследователь школьных технологий Г.К. Селевко, метод проектов – система действий, позволяющая «учебный материал сделать индивидуальным для ребёнка, позволяет проявить ему самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности».

Вариант выхода из создавшейся ситуации – это использование в педагогической практике особых приемов организации учебной деятельности и принципов её усовершенствования. «Праксеология объединяет в единую систему все, что накоплено человечеством в области организации работы, но при этом синтезирует только то, что имеет всеобщий характер, применимо к любой деятельности». Руководствоваться этим концептуальным положением, выдвинутым более 30 лет тому назад, педагоги могут и сейчас. Так, вступая на путь решения своих четко дифференцированных предметных педагогических задач, они придут к тому, что у их общих учащихся сложится единая система работы с информацией. Но для этого у самих педагогов должна существовать эта система проектной деятельности.

Несмотря на различные толкования проектной деятельности, все исследователи отмечают её творческий преобразующий характер. Включаясь в проект, человек любого возраста получает возможность, по-другому взглядывая на мир, проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинают развиваться творческое (продуктивное) воображение и критическое мышление. Кроме того, участникам проекта требуются воля и упорство, самостоятельность и ответственность, самодисциплина, наличие коммуникативной культуры, способность к рефлексии. Без этого затруднительно последовательно пройти шаги, которые предусматривает логика проектирования.

Кроме этого проектную деятельность следует рассматривать в качестве междисциплинарного комплексного способа приобретения знаний. Поэтому на наш взгляд это наиболее оптимальное и эффективное средство для решения поставленной в нашем исследовании задачи в условиях школьной образовательной практики. Это объясняется тем, что сама эта технология имеет скрытый большой педагогический потенциал.

Проектная деятельность преобразует практически все конструкты личности. Она становится средством развития и саморазвития как специфических проектных способностей, так и личности в целом, выступая источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия детей и взрослых.

Слово «проект» в последнее время приходится слышать все чаще: каждый день нам представляются новые проекты на телевидении, в образовании, медицине, организации разных сторон жизни и быта. Этот процесс – признак современной культуры. Что касается школы и образования – в настоящее время широко обсуждается вопрос о модернизации образования, цель которого – создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В основе стратегии модернизации лежит компетентный подход. Выбор понятия компетентности в качестве ключевого понятия не случаен. В него заложена идеология интеграции содержания образования, оно объединяет интеллектуальную и навыковую  составляющие образовательного процесса, обладает интегрированным и системным характером. Проблема поиска решения задач модернизации заключается в том, чтобы практически осуществить переориентацию доминирующей образовательной парадигмы на современную, соответствующую требованиям 21 века? Как решить задачу образовательного процесса, обеспечивающую высоко качественное обучение , формирующую у учащихся культурную, коммуникативную, исследовательскую, проектировочную способность.

Одним из главных условий решения названных проблем является создание такого механизма и образовательного пространства, которые обеспечили бы готовность учителей к преподаванию разноуровневых и интегрированных курсов, а также осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении. Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем.

При разработке содержания проекта важно опираться на традиционные предметные знания, без которых довольно сложно в доступной форме объяснить причинно-следственные связи, проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала. С помощью технологии проекта можно и нужно добиваться интеграции содержания образования, формировать предметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизиологических особенностей ребят. Технология проекта помогает преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельного», позволяющего продуктивнее усваивать знания, научится их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными, что в конечном счете и преследует программа модернизации образования.

К сожалению, бывает и так, что проектная деятельность в школе иногда становится просто данью моде, а проект – это творческое изобретательное начало. Таким образом, научно-методическая задача сегодня заключается в том, чтобы очистить эту важную идею от всего случайного и выявить истинную сущность проектной деятельности. Проектная деятельность как один из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения должна быть направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, получаемые в ходе учебного процесса, приобщает школьников к необходимости решения жизненно важных проблем. Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования. Практика его организации так многообразна, что невозможно охватить все реально существующие варианты. Однако есть нечто общее, что позволяет выделить направления.

Первое направление – проектирование и создание проектов в интенсивных формах (инновационные, продуктивные игры, проектировочные сборы, коллективная творческая деятельность по разработке конкретного проекта и т.д.)

Второе направление – пошаговое совместное проектирование образовательного проекта всеми его участниками. Проектирование – специфический индивидуально-творческий проект, требующий от каждого участника оригинальных новых решений и в то же время это процесс коллективного творчества.

Творчество предполагает наличие у личности творческих способностей, а также возможность получения и применения на практике знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Для обеспечения психологических условий творческой деятельности главное значение имеет не объем знаний, а тип их усвоения, который, в свою очередь, предопределяет способы использования и широту переноса усвоенных знаний. Проектная деятельность школьников представляет как раз тот тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности их использования в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, обеспечивая возможность применения школьных знаний в реальные жизненные ситуации.

В качестве поддержки каждый участник проекта получает материалы, в которых содержится все необходимое для работы, описывание методик; с каждым участником проекта поддерживается связь через его участие в семинарах, обсуждение отчетов. Старт для начала проектов сложно приурочить к традиционным экологическим мероприятиям (неделя окружающей среды, день защиты от экологической опасности).

Проект может содержать следующие разделы:

  1. Обоснование актуальной проблемы
  2. Перечень выявленных экологических проблем, причины их появления.
  3. Предлагаемые методы исследования.
  4. Теоретическое обоснование выбора определенного решения экологической проблемы.

Рекомендации по подготовке проекта:

  1. Выбор проблемы исследовательской работы, четкого формулирования темы проекта, идей, задач. Проблема должна быть актуальной, интересной, доступной для школьников.
  2. Составление плана работы, разбитие на этапы сроки выполнения этапа с указанием ответственных.
  3. Выполнение проекта может проходить под руководством учителя или педагога дополнительного образования, но при обязательном участии специалиста или его консультацией.

Проект состоит из следующих разделов:

  1. Введение, в котором обосновывается актуальность и выбор темы;
  2. Обзор литературных источников, тексты его научных работ по выбранной теме;
  3. Краткое описание методики работы с обязательными ссылками на автора, чьи данные используются;
  4. Описание практической части работы с результатами исследования, обработанными статистическими данными;
  5. Обсуждения и интерпретации полученных данных, выводимых в результате исследований;
  6. Рекомендации и предложения по практическому использованию результатов проекта, их социальная значимость, предложения, список литературы

Проект должен быть не более 20-25 страниц машинописного текста, без учета приложений, фотографий, схем, диаграмм, таблиц со статистическими данными.

При написании работы следует обратить внимание на стиль изложения, глубину проработанности темы, соответствие видов задачам исследования, а также на использование учебной и научной литературы, о чем должны говорить ссылки, сделанные в тексте.

Оформление проекта. Конкурсное прослушивание. Обязательно стендовое оформление. На стенде размером 1 *1,5м должны быть представлены: основное содержание работы; методики, использованные в оформлении проекта; полученные результаты в виде графиков, таблиц. Обязательны карты-схемы объектов, рисунки, фотографии объектов исследования. Могут предлагаться различные коллекции. Все эти рекомендации лежат в основе проектной деятельности как средстве социального, интеллектуального, творческого саморазвития школьников и учителей школы, педагогов дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство социальной реабилитации.

Проектная деятельность как средство социальной реабилитации....

Художественно-творческая деятельность как средство и условие формирования творческого потенциала у учащихся.

Художественно-творческие  занятия  по  предмету «ДПИ», в пришкольных  ДОЛ (Детский оздоровительный лагерь».Методический материал   может быть реализован во время ДО...

Художественно – творческая деятельность как средство социально-культурного развития детей

В статье рассматривается художественно - творческая деятельность как средство социально - культурного развития детей...

Современный танец как средство развития физической и творческой личности школьника.

В статье рассматривается возможности формирования физической и творческой личности учащегося по средству современного танца....