Современный танец как средство развития физической и творческой личности школьника.
статья

В статье рассматривается возможности формирования физической и творческой личности учащегося по средству современного танца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_karpenko_t.s.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Современный танец как средство развития физической и творческой личности школьника.

   В статье рассматривается возможности формирования физической и творческой личности учащегося по средству современного танца. Так же в статье делается упор на тот факт что современный танец является своего рода импровизацией, которая в свою очередь и формирует творческую личность.

 

 В условиях современного мира, где в последнее время уделяется особое

внимание развитию творческой личности человека, так как творчество является

одной из основных линий, на которых строятся и осуществляются инновационные преобразования. Развиваться творческая личность может многими путями,и современный танец является одним из таких.

     

 Танец – это один из самых древних видов искусства, и наиболее совер-

шенный способ самовыражения человека из всех существующих. По средству

танца можно передать свои эмоции, желания, чувства. Танец является подлин-

ным выражением глубочайших душевных чувств.

    Современный танец(contemporary dance)-направление искусства танца,

включающее танцевальные техники и стили конца XX начала XXI вв. сформи-

ровавшегося на основе американского танца модерн и постмодерн. На данном

этапе развития искусства современная хореография появляется путём смешение

различных танцевальных стилей и направлений, развивавшихся на протяжении

XX века, она существует как единое целое.

    Для современного танца характерна исследовательская направленность

обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающийся философии

движения и комплексом знаний по возможностям человеческого тела и движе-

ниям, в свою очередь рассматривается как средство выражения внутреннего со-стояния танцовщика и хореографа, служит для создания индивидуальной хо-

реографической лексики.

Художественными приемами современного танца считается смесь танце-

вальных стилей и техник.

Возможно выделить главные техники современного танца:

а) технику релиз (основанную на освобождении разных групп мышц с це-

лью использования лишь тех, которые станут необходимы в ходе танца);

б) направление Соматик (совокупность дисциплин, изучающие взаимо-

связи в человеческом теле, влияние сознания и на функции и строение телес-

ных тканей и применяющих концепцию целостности тела, разума и духа);

в) контактную импровизацию (основой является физический контакт как

отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого те-

ла).

Необходимо соотнести возможности выше представленных техник с их

педагогическими возможностями. Таким образом, техника релиза в практике

работы с детьми прежде всего бережёт их психологическое и физическое здо-

ровье, дает возможность расширить запас хореографических движений танцу-

ющего, учит его преодолевать зажимы как внутренние душевные так и мышеч-

ные, помогает расслабиться и раскрепостится.

Занятия танцем имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку, избавляются от сутулости, опущенной при ходьбе головы, привычки ставить ноги вовнутрь носками, физические недостатки постепенно исправляются. Также улучшается координация движений, сила мышц, развиваются динамические возможности и дыхательная система, укрепляется сердечно – сосудистая система. Так же занятия танцами позволяют разработать позвоночник, его гибкость, накачать мышечный корсет и определённые группы мышц, помогает растянуть ребёнка, избавить или предотвратить «косолапие», сколиоз, кифоз.

    Главной особенностью обучения современной хореографии школьников, пришедших в коллектив без танцевальной подготовки, но с большим желанием овладеть техникой современного танца, является то, что педагогу необходимо не только сформировать танцевальные навыки у школьника, за короткий период времени, но и исправить недочеты в уже сформировавшемся теле учащегося. Важно обучить их терминологии современного танца, манере и технике его исполнения, развить физические данные, силу и выносливость.

     Авторский подход в методике преподавания современных направлений в хореографии показала известный отечественный теоретик и хореограф нашего поколения О. Н. Вернигора. Автор сосредоточил свое внимание, прежде всего, на определенном видении движенческих принципов и опирается в своей работе на некоторые положения, отражающие наиболее эффективные и продуктивные методы и приемы обучения современному танцу; организационную специфику, содержание и нормативы, соответствующие программным требованиям, предъявляемым государственным стандартом к данной дисциплине. Последовательная систематизация накопленных знаний является важной, но не единственной в процессе внедрения авторской методики. В соответствии с первым принципом педагогики природ сообразности, важным звеном в становлении являются физические данные, двигательные предпочтения, характерные для автора как для творческой индивидуальности в пластическом и хореографическом выражении своего телесного «Я». Данный принцип является генератором зарождения и становления пяти технических принципов методики преподавания современного танца. Занятие является базой для практической реализации авторской методики педагога, предоставляя ему возможность непрерывно модернизировать и совершенствовать её. Занятие, в соответствии с авторской методикой, начинается с партера, где выполняются упражнения на дыхание, упражнения для разогрева позвоночника, различные перевороты, перекаты и свинги. Далее изучаются более сложные кувырки, стойки на руках и трюковые элементы, характерные для данной возрастной категории. Такая динамика в начале занятия заставляет школьников быстро сконцентрироваться на техническом материале, а также подготовить свое тело для дальнейших нагрузок. Для лучшего усвоения материала, вторая часть занятия строится на контрасте с первой и посвящена изучению мелких движений в положении стоя, в основном делается акцент на мелкую моторику и координацию. За это время двигательный аппарат учащегося успевает отдохнуть от тяжелой физической нагрузки и переключиться на мелкую технику с меньшим физическим напряжением. Третья часть урока — танцевальные комбинации, где используются элементы из первой и второй частей урока, а также прыжки и вращения. Авторская методика заимствует основные принципы техник современного танца — во время занятия исполняются не только самые разнообразные движения тела, передвижения, акробатические трюки, но также большое внимание уделяется качеству исполнения: чередованию напряжения и расслабления, резким остановкам, падениям, подъемам, текучести и плавности движений. Танец полностью зависит от фантазии исполнителя и единения внутреннего мира танцора с окружающим его пространством. Это должен быть непрерывный поиск и эксперимент. Одним из основных теоретиков и исследователей в области современного танца является В. Ю. Никитин, который разработал собственную методику преподавания и изучения современного танца. Формы движений в современном танце, по его мнению, тесно связаны с понятием техники. Значение исполнительской техники движений заключается в практических результатах. Почти все практикуемые в жизни движения являются комбинациями простых движений отдельных частей тела, которые характеризуются рядом существенно важных элементов. К наиболее эффективному развитию силы движений, мышц у танцора с помощью современного танца относится такое упражнение как «диалог частей тела». В этом упражнении танцоры учатся осознавать силовые характеристики движений (тяжелые-воздушные), а также понимать их эмоциональную окраску. При постоянной практике данного упражнения, у танцоров укрепляется осознание взаимосвязи характера движения и силовой характеристики. Упражнение для индивидуальной работы. Следует мысленно поделить тело на 2 части. Как вариант — правая часть тела выполняет гармоничные и плавные движения, а левая часть жесткие и акцентированные. Исполнитель должен выстроить диалог между правой плавной частью и левой жесткой. Также делить тело можно и по горизонтали — верхняя часть, нижняя. Либо создавать диалог между рукой и ногой, и использовать различные части тела. На занятиях с учащимся, только начавшими свой танцевальный путь, важно уделить большое количество времени основам современного танца, терминологии и технике его исполнения. На первых этапах обучения основными формами занятий являются информационные и практические занятия. Информационное занятие предполагает беседы и лекции, знакомство с терминологией (специальные наименования, предназначенные для обозначения упражнений или понятий) современного танца. Некоторые движения современного танца заимствованы из движений классического танца, так как он является основой хореографического искусства. Поэтому и терминология современного танца состоит из терминов классического танца, на половину английских. Практическое занятие строится на изучении определенных элементов и соединений. В ходе изучения новых элементов, подросток развивается физически, также происходит воспитание музыкальности, выразительности исполнения. Именно в ходе практического занятия, педагог уделяет особое внимание формированию двигательных качеств. Художественными средствами современного танца выступает синтез различных техник и танцевальных стилей.

     Из вышесказанного стоит сделать вывод о том, что, занимаясь хореографией, учащиеся получает не только хорошую физическую подготовку и пластичное тело, но и воспитывает в себе сильную личность, что в дальнейшем будет помогать справляться с жизненными трудностями. Это позволяет сделать вывод, что спецификой формирования начальных хореографических навыков при освоении учащимися современного танца является то, что занятие хореографией включает в себя не только разучивание и проработку техники движений современного танца, но и содержит различные комплексы упражнений с физической нагрузкой, для укрепления мышечного аппарата, силы мышц и выносливости учащегося.

Литература: Ашмарин Б. А. Двигательные и навыки. Теория и методика воспитания: Учеб. пос., .IV / Б. А. Ашмарин. — М., 2005. — с. 65 — . Гайворонский И. В. Анатомия мышечной системы / И. В. Гайворонский. — СПб.: Элби-СПб., 2006. -129 с. Хавилер Д. С. Медицинский взгляд на танцы и тренировки / Д. С. Халивер. — М.: Новое слово, 2004. — 143 с. Дружинин В. Н. Психология общих / В. Н. Дружинин. — СПб.: Изд. «Питер», 2010. — 362 с. Ивлева Л. Д. История преподавания танца / Л. Д. Ивлева. — Челябинск, . — 67 с. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость школьников / Н. С. Лейтес. — М.: Изд. «Академия», 2000. — 320 с. Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у и подростков / Л. Е. Любомирский. — М.: Педагогика, 1979. — с. Никитин В. Ю. Композиция и методика преподавания джаз танца / В. Ю. Никитин. — М., . — С. 94–248. Чурко Ю. М. Линия, уходящая в бесконечность / Ю. М. Чурко. — Минск, . — 220 с.

 Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Екатерин-

бург : Деловая книга, 2002. – 704 с.Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазви-тия / В. И. Андреев. – Казань : ЦИТ, 2000. – 608 с.

 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим – Бат;

Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая Рос-

сийская энциклопедия, 2003. – 528 с. Резвицкий, И. И. Философские основы теории индивидуальности /И. И. Резвицкий. – Спб. : Изд-во Ленинград. ун-та 1973. – 1173 с. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова [Электронный ресурс].– 6. Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В.Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. – 2-е изд., расшир. и дополн. – СПб. :Речь, 2006. – 286 с. Харькин, В. Н. Импровизация... Импровизация? Импровизация! / В. Н.Харькин. – М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 288 с. Эльконин, Д. Б. Детская психология : Учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений / Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Академия, 2004. – 384 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Метод проектов как условие развития творческой личности школьника"

В статье представлена система действий учителя и учащихся на определённых этапах  разработки проектов и как пример приводятся основные этапы разработки  и тезисы  научно-исследовательск...

Визуализация музыкальных образов как стимул для развития творческой личности школьников на уроках музыки

«Открыть уста детей» ключом искусства волшебных звуков, ведь в их власти передать многообразие окружающего нас мира во всех его красках, сказал классик педагогической науки В. Чернышов [Вершинин...

Подвижные игры-как одно из главных средств развития физических качеств у младших школьников

Подвижные игры-как одно из главных средств развития физических качеств у младших школьников...

Доклад на школьном педагогическом совете на тему "Развитие и воспитание творческой личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды"

Современное общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня новая целя обучения - это накопление учеником не только определенной суммы знаний, умений и навыков, но и ...

мастер-класс: «3D-ручка как средство эстетического развития творческой личности школьника».

Познакомить обучающихся с современными технологиями 3d-моделирования и представить технологию работы 3D-ручкой....

Патриотическое воспитание как средство развития духовно-нравственных качеств личности школьников.

Данная работа содержит анализ работы по патриотическому воспитанию в школе....