Визуализация музыкальных образов как стимул для развития творческой личности школьников на уроках музыки
статья по музыке на тему

 «Открыть уста детей» ключом искусства волшебных звуков, ведь в их власти передать многообразие окружающего нас мира во всех его красках, сказал классик педагогической науки В. Чернышов [Вершинина Г.Б., 1996]. Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят [Сергеева Г.П.,  2011].

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                              Бурцева М. А.

Визуализация музыкальных образов  как  стимул для развития творческой личности  школьников на уроках музыки

 «Открыть уста детей» ключом искусства волшебных звуков, ведь в их власти передать многообразие окружающего нас мира во всех его красках, сказал классик педагогической науки В. Чернышов [Вершинина Г.Б., 1996]. Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят [Сергеева Г.П.,  2011].

Способность самостоятельно мыслить образами есть необходимое условие  творческого развития детей на уроках музыки. Изучаемый материал, характеризующийся яркостью образа, способен пробудить интерес, увлечь и проявиться в эмоционально-творческой свободе художественных способов самовыражения. Выделим задания  урока, на наш взгляд, наиболее способствующие творчеству в ребенке: визуализация музыкальных образов в виде иллюстраций, дирижирование воображаемым оркестром и игра на воображаемых инструментах. Предложение учителя: «Мы сейчас будем с вами играть и придумаем что-нибудь интересное» не только снимает все психологические зажимы, но и настраивает детей на нужную волну. Веселые тексты для речевых упражнений, мелодизация имен, забавные песенки – неизменные помощники. Шутливая спонтанная вокализация бытовой речи  уместна во всевозможных организационных моментах и с восторгом воспринимается детьми, например: «Где же  лежат  ноты?» или нечто подобное. Дети скоро начинают подражать. Необходимо подойти творчески к исполнению каждой из моделей, воспринимая ее как образец для своей интерпретации, индивидуальной обработки, собственных сочинений, а не для точного копирования. Среди творческих заданий на уроке  есть такие как: сочинение мелодий на поэтические тексты, творческое сочинение-эссе и др. Например, после прослушивания музыкального произведения «Времена года» А.Вивальди, учащиеся написали: «Музыка переменчива и если выражать ее в красках, то картина должна быть темно-синего цвета с проблесками белого и желтого как лучи солнца» [фото1].  

Визуализацией музыкальных образов у детей проходит с удовольствием и энтузиазмом.  На уроках музыки они могут сделать то, чего не могут на других уроках – нарисовать любую фигуру и в ней изобразить что-то услышанное, -  все это является волнующим опытом: «Видеть, как возникает форма в каракулях ребенка, - одно из чудес природы» (Арнхейм). Учитель поощряет графическую деятельность, но при этом стоит в стороне и позволяет ребенку самому открыть для себя тот факт, что он сам визуализировал музыкальный  образ. Эта возможность открытия – первый и основной шаг в музыкально-художественном развитии. Здесь особенно важно осознание того, что восприятие и реакция на мир могут быть очень личные, а, как известно, личностный подход, свободный и раскованный, стоит у самых истоков творчества [Дилео Д., 2009].  

Рассмотрим конкретные примеры визуализация музыкальных образов. По мысли Д. Дилео, современный ребенок выражает свое восприятие окружающей действительности посредством рисунка. Он все воспринимает естественно, его графические представления своеобразны и совсем не похожи на фотографии. Часто нежелание, с которыми дети выражают свои мысли вербально, противоречит той непринужденности, с которой они управляются с цветными карандашами, невольно выражая то, что не могут сказать словами. Но могут ли рисунки не только указывать на то, что обычно, а что нет? Оказывается, рисунки, которые дети выполняют при прослушивании музыкального произведения, могут быть самыми действенными средствами в обнаружении каких-либо проблем у ребенка, например, изображение маленьких фигурок на крупном листе бумаги указывает на невротическое поведение учащихся. Эти рисунки обычно выполнены маленькими неуверенными штрихами, отражающими неуверенность и подавленность в представлении о собственном теле [фото 2]. Чрезмерное закрашивание на некоторых рисунках – показатель тревожности, например, домашним заданием к пройденной на уроке теме: «Музыкальный образ», было предложено изобразить в рисунке «образ смерти» по песне-балладе «Лесной царь» композитора Ф.Шуберта. Сравнивая на следующем уроке работы некоторых учащихся, выделились те, на которых «образ смерти» был изображен в виде огромного темно-серого волка как царя леса и  в виде сказочного царя, имеющего причудливые формы, который тоже был выполнен в темно-серых красках [фото 3]. Возможно это показатель того, что у одних  детей присутствует чувство страха перед отрицательным персонажем, у других -  творческие фантазии манящего, но зловещего образа. Детям настолько несвойственно не изображать людей на рисунках, что это наводит на мысли о сложностях в межличностных отношениях. Многие дети придают яркость рисунку, добавляя солнце. Часто солнышко изображается в виде улыбающегося личика, а линии, выходящие из него, представляют его лучи. Иногда такие рисунки дети дополняют небольшими текстами: «Радость - это лучшее чувство, которое испытывает человек при прослушивании музыки» [фото 4].

Развитие творческих музыкальных способностей, накапливание запаса собственных оригинальных образов ощущений способствует творческому развитию учащихся не только с лидерскими задатками, но и развития воображения у отстающих учащихся. Очевидно, что творческие задания менее болезненны для психики ребенка и позволяют ему самому распоряжаться собственными ассоциациями и самостоятельно выражать их.

Многое  в современном мире подавляет потребность ребенка в творчестве, поэтому художественное воображение способно творчески преобразовывать восприятие и представление, создавая образы и модели духовно-практического освоения мира [Дивненко О.В., 1994]. Современная педагогика, прежде всего, ставит задачу творческого выражения, духовного богатства и творческих сил особенно в раннем возрасте. Долгие часы перед телевизором, механизмы для производства глупого искусства – ширпотреба и стрессы особенно враждебны для творчества. Это не делает детей счастливыми. Психической стабильности угрожает то, что ребенок должен выбирать: подчиняться, преобразовывать, выходить из игры или разрушать. Поэтому, сам акт творчества может играть роль как профилактического, так и терапевтического средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе

Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания  для учащихся 1-8 класса....

Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе....

Развитие творческих способностей на уроках музыки.

Базовая модель обобщения опыта учителя музыки Галкиной Надежды Николаевны....

Активизация и развитие творческого мышления на уроках музыки

Важность активизации творческого потенциала и развития творческого мышления  для подрастающего поколения в  условиях буроного развития общества. Как это можно сделать на уроках музыки с помо...

Развитие творческих способностей на уроках музыки

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала. Сегодня обществу нужна   творческая личность,  умеющая планировать будущие действия для д...