Программа элективного курса по математике 9 класс
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему

Попова Татьяна Николаевна

Программа элективного курса по математике 9 класс "Технология работы с контрольно-измерительными материалами" рассчитана на 34 часа и позволяет расширить и углубить изучаемый материал школьного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektiva_9_kl_13-14.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Итоговый письменный экзамен по математики за курс основной школы сдают все учащиеся 9-х классов в форме ГИА. Особенности такого экзамена:

  • состоит из двух частей;
  • на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
  • первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
  • вторая часть – в традиционной форме;
  • оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.  Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме ГИА, предлагается элективный курс по математике: «Технология работы с контрольно- измерительными материалами».

Данный курс имеет основное назначение:

 - введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов;

-  развивает мышление и исследовательские знания учащихся;

      - формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
     Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи:

  • Повторить и обобщить знания по математике за курс основной общеобразовательной школы;
  • Расширить знания  по отдельным темам курса математики 5 - 9 классы;
  • Выработать умение пользоваться контрольно измерительными материалами.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся, достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
  • Выработают умения:
  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов;
  • прием «спирального движения» (по тесту).

Основные методические особенности курса:

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
  3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
  5. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
  6. Активное применение развивающих технологий: «Мозговой штурм», «Триз».

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия в расчете 1 час в неделю. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:

  • Выражения и их преобразования.
  • Уравнения и системы уравнений.
  • Неравенства.
  • Координаты и графики.
  • Функции.
  • Арифметическая и геометрическая прогрессии.
  • Текстовые задачи.
  • Треугольники. Четырехугольники. Окружность.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей учащихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

 В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5 - 10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую  учащимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по математики в форме ГИА). Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Содержание программы

Тема 1.  Числа и выражения. Преобразование выражений (3 часа)

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2.  Уравнения (2 часа)

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней).

Тема 3. Системы уравнений (3 часа)

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
Тема 4. Неравенства (3 часа)

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 5. Координаты и графики (2 часа)

Установление соответствия между графиком функции, и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 6. Функции (3 часа)

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции, и её аналитическим заданием.

Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии (3 часа)

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула п - ого члена. Характеристическое свойство. Сумма первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 8. Текстовые задачи (3 часа)

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».

Тема 9. Уравнения и неравенства с модулем  (3 часа)

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

Тема 10. Уравнения и неравенства с параметром (3 часа)

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.

Тема 11.  Треугольники. Четырехугольники. Окружность. (3 часа)

Задачи геометрического содержания на треугольники, четырехугольники, окружности различных видов и способов их решения.

Тема 12. Обобщающее повторение (2 часа)

Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА (первая часть).

Тема 13. Обобщающее повторение (2 часа)

Решение задач из контрольно- измерительных материалов для ГИА (полный текст).

Тематическое  планирование


п/п

Тема

Количество часов

Сроки изучения

Формы проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции/ практикум

9 «А»/9 «Б»

1-3

Числа и выражения.
Преобразование выражений

3 ч.

0,5/2,5ч.

4,11,18.09/ 3,10,17.09

Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

Актуализация вычис-лительных навыков.
Развитие  навыков тождественных преобразований.

4-5

 Уравнения.

2 ч.

0,5/1,5 ч.

25.09,2.10/  24.09,1.10

Комбинированный урок, групповая работа

Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.

6-8

Системы уравнений.

3 ч.

0,5/2,5 ч.

9,16,23.10/   8,15,22.10

Мини-лекция, работа в парах

Овладение разными способами решения линейных и нелиней-ных систем уравне-ний.

9-11

Неравенства.

3 ч.

0,5/2,5 ч.

30.10,13,20.1129.10,12,19.11

Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование

Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.

12-13

Координаты и графики.

2 ч.

0,5/1,5 ч.

27.11,4.12/   26.11,3.12

Мини-лекция, лабораторная работа

 Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.

 

14-16

Функции

3 ч.

0,5/2,5 ч.

11,18,25.12/  10,17,24.12

Семинар, групповая работа, тестирование

17-18

Арифметическая и геомет-рическая прогрессии

2 ч.

0,5/1,5 ч.

15,22.01/    14,21.01

Комбинированный урок,
урок-практикум

Овладение умениями решать задачи на на-хождение характер-ных элементов в прогрессии.

19-21

Текстовые задачи.

3 ч.

0,5/2,5 ч

29.01,5,12.02 28.01,4,11.02

Мини-лекция, групповая работа, тестирование

Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.

22-24

Уравнения и неравенства с модулем.

3 ч.

0,5/2,5 ч.

19,26.02,5.03 18,25.02,4.03

Мини-лекция, работа в парах

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями.

25-27

Уравнения и неравенства с параметром.

3 ч.

0,5/2,5 ч.

12,19.03,2.04 11,18.03,1.04

Мини-лекция, урок-практикум

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами.

28-30

Треугольники.Четырехугольники. Окружность.

3 ч.

0,5/2,5 ч 

9,16,23.04/   8,15,22.04

Мини-лекция, урок-практикум

Овладение умениями решать геометриче-ские задачи различ-ных видов, различ-ными способами.

31-32

Обобщающее повторение

2 ч.

0/2 ч. 

30.04,7.05/    29.04,6.05

Тестирование

Умение ориентро-ваться  в  заданиях первой части и выполнять их за минимальное время.

33-34

Обобщающее повторение

2 ч.

0/2 ч.

14,21.05/     13,20.05

Тестирование

Умение работать с полным объемом теста ГИА.

Список  литературы: 

  1. Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания  9 класс. М.: «Экзамен», 2011.
  2. Кочагин В.В., Кочагина М.Н. Алгебра. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь для 9 класса. М.: «Эксмо», 2010.
  3. Кочагина М.Н., Кочагин В.В.  Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА.    М.: «Эксмо», 2013.
  4. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2009.
  5. Лаппо Л.Д., Попов М.А. Практикум 9 класс. М.: «Экзамен», 2012.
  6. В.И Прохоренко, В.Ф Сафонов « Сборник задач по математике»  (с основами теории и методическими указаниями)  до вузовской подготовки. Москва. Издательство МЭИ, 2000.
  7.  www.diary.ru
  8. alexlarin.narod.ru;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...

Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...