Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика" для 5-6 класса
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

Рабочая рограмма факультативного курса "Занимательная математика" для 5-6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika_5-6_klass.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Содержание

  1. Пояснительная  записка……………………………………....…….3
  2. Календарно-тематическое планирование………………………….6
  3. Содержание  курса…………………………………………………..8  
  4. Ключевые  слова…………………………………………………….9
  5. Контрольные  вопросы……………………………………………..10

6.       Список  литературы  для учителя…………………….……………11

7.       Список литературы  для  учащихся…………………………...12

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Программа курса "Занимательная математика" направлена на углубление и расширение представлений учащихся о числе, об исторических корнях ряда арифметических понятий и символов, об основных понятиях геометрии, о роли математики в общечеловеческой культуре. Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя.

Математика является одним из тех предметов, который требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития мышления, памяти, внимания. Мышление складывается из процессов анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Именно математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления школьников, развития у детей умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые алгоритмы.

Познавательный материал курса будет способствовать формированию функциональной грамотности - умению воспринимать и анализировать информацию. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды.

Необходимость введения курса обусловлена повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений.

Программа ориентирована на применение теоретического материала, излагается на наглядно - иллюстративном уровне, математические методы и законы сформулированы в виде правил.  Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.

Курс рекомендован обучающимся 5 классов, может быть использован на факультативных, групповых и индивидуальных  занятиях.

Обучающиеся должны понимать:

  • сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения         действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;
  •     понятия «уравнение» и «решение уравнения»;
  •     смысл алгоритма округления десятичных дробей;
  • переместительный, распределительный и сочетательный законы;
  • понятие среднего арифметического;
  •     понятие натуральной степени числа;
  • определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

Должны уметь: выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками).

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего  курса является:

-    развитие познавательной деятельности,  направленной на умения: слушать, делать записи в процессе объяснения учителя, работать с книгой и с дополнительными источниками (таблицами, справочниками, опорными конспектами) проводить наблюдения, формировать выводы.

         В ходе ее достижения решаются задачи:

  • формировать представления о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математике;
  • развивать  логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическую культуру, критичность мышления на уровне необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

-         воспитывать средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры.

     В структуре изучаемой программы  выделяются следующие основные разделы: 1. Задачи на смекалку.  2. Занимательные задачи.

При формировании познавательной деятельности учащихся используется групповая, парная, лекционная, самостоятельная работа. С целью активизации познавательной деятельности используются:

-         словесные методы: беседа, рассказ, лекция, объяснение;

-         наглядные: демонстрации, натуральные объекты;

-         практические занятия: распознавание и определение объектов;

-         объяснительно-иллюстративный метод;

-         проблемно-поисковый метод;

  • в обучении используется дифференцированный подход.

Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала:

-      фронтальная устная проверка;

-      индивидуальный устный опрос;

-      письменный контроль (контрольные и практические работы,    тестирование, письменный зачет, тесты).

Для реализации поставленных  целей используются следующие методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

           Программа  курса соответствует программе по математике, 5-6 классы/ [авт.- сост. В.И. Жохов], - 2 –е изд., стер, - М.: Мнемозина, 2010 и учебнику «Математика» для пятого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург – М. Мнемозина, 2010.

Курс «Занимательная математика» рассчитан на  34 часа (1час в  неделю).

Календарно-тематическое планирование

Сроки

п/п

Темы учебных занятий

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1 четверть (11 часов)

  1. Задачи на смекалку

14

4

10

02.09

1

Цифры в пословицах и поговорках

1

фронтальный опрос

2-3

Задачи на развитие внимания

1

1

самостоятельная работа

4-6

Подготовка к олимпиаде

3

самостоятельная работа

7

Веселое умножение и деление

1

фронтальный опрос

8

Таблица умножения на пальцах

1

контрольная работа

23.09-20.10

9-11

Танграм

3

2 четверть (7 часов)

11.11-1.12

12

Игры с спичками

1

самостоятельная работа

13-14

Запись чисел римскими числами

1

1

контрольная работа

2. Занимательные задачи

20

8

12

15

Палочки Непера

1

фронтальный опрос

16

Числа - великаны

1

самостоятельная работа

17

История происхождения слова миллион

1

самостоятельная работа

18

Старые русские меры

1

фронтальный опрос

3 четверть (9 часов)

19

Двоичная система  счисления

1

самостоятельная работа фронтальный опрос

20

Пятеричная система счисления

1

фронтальный опрос

21

Удивительные равенства

1

контрольная работа

22

Необычные вычисления

1

самостоятельная работа

23

Из истории дробных чисел

1

фронтальный опрос

24

Абсолютная погрешность

1

мат.  диктант

25

Относительная погрешность

1

фронтальный опрос

26

Поговорим о координатах

1

контрольная работа

27

Двоичная система  счисления

1

4 четверть (7 часов)

1.04-11.04

28

Отношения и пропорции

1

математический диктант

29

Круги Эйлера

1

фронтальный опрос

30

Старинные китайские задачи

1

самостоятельная работа

31

Случайны ли случайные события

1

контрольная работа

12.04-6.05

32

Кто изобрел алгебру

1

самостоятельная работа

33

Как был создан язык алгебры

1

фронтальный опрос

34

Вопросы по истории алгебры

1

контрольная работа

Итого

34

12

22

3. Содержание курса

1. Задачи на смекалку (14 часов)

Цифры в пословицах и поговорках. Задачи на развитие внимания. Подготовка к олимпиаде. Веселое умножение и деление. Таблица умножения на пальцах. Танграм. Игры со спичками. Запись чисел римскими числами.

2. Занимательные задачи (20 часов)

Палочки Непера. Числа – великаны. История происхождения слова миллион. Старые русские меры. Двоичная система  счисления. Пятеричная система счисления. Удивительные равенства. Необычные вычисления.

4. Ключевые  понятия

Биссектриса угла, вершина параллелепипеда, выражение буквенное, выражение  числовое, деление  шкалы, диаграмма круговая, диаметр, доли,

 дополнительные  лучи, дроби  десятичные, дроби  неправильные,  дроби  обыкновенные, дроби  правильные, координата, куб,  луч, натуральный  ряд,

округление  чисел, плоскость, процент, смешанные  числа, среднее арифметическое, упрощение  выражений, формула, числитель дроби.

5. Контрольные  вопросы

Дать  определение:

1.  натурального числа.

2. обыкновенной дроби;

3. десятичной дроби,

4.  понятия буквенных выражений

5.  уравнения

6.  процентов

7. отрезка и луча

8. прямоугольного параллелепипеда

9.  окружности

Сформулировать:

10. правила выполнения действий с заданными числами

11. свойства арифметических действий

6. Список  литературы для учителя

  1.  Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов [Текст]  / Е. Б. Арутюнян. - М.,2008, 37 с.
  2. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2010, 270 с.
  3. Заболотнева, Н. В. Олимпиадные задания по математике: 5-8 классы [Текст]  / Н. В. Заболотнева. - Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Клименченко, Д. В. Задачи по математике для любознательных [Текст]   / Д. В. Клименченко. - М.: Просвещение, 2009, 105 с.

5. Лысенко, Ф. Ф. Учебно-тренировочные тестовые задания «малого» ЕГЭ по математике [Текст]  / Ф. Ф. Лысенко. - Ростов н/Д.: Легион, 2008.

  1. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября». [Текст]
  2. Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал [Текст]  
  3. Пичурин, Л. Ф. За страницами учебника алгебры [Текст] / Л. Ф. Пичурин. - М., 2011, 345 с
  4.   Студенецкая, В. Н. Математика: система подготовки учащихся к ЕГЭ [Текст] / В. Н. Студенецкая. - Волгоград: Учитель, 2010, 230 с.
  1.  Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6 классах: методическое пособие для учителя [Текст]  / В.К. Совайленко. – М.: Просвещение, 2005. 300 с.
  2. Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 6 класса [Текст] /А.С. Чесноков, К.И. Нешков. – М., 2010, 150 с.

7. Список литературы  для  учащихся

  1. Грицаенко Н.П. Ну-ка реши! : Для сред. шк. возраста. - Киев: Рад. шк., 2006. - 157 с.;
  2. Дышинский Е.А. "Игротека математического кружка ", М., "Просвещение" 2008. – 406с.;
  3. Занимательные задачи для маленьких. - М.: Омега, 1994 - 256 с.
  4. Игнатьев Е.И. "В царстве смекалки", М., "Наука", 2009;
  5. Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных: Кн. Для уч. 5-6 кл. сред шк.. - М.: Просвещение, 20010 - 192с.
  6. Мантуленко, В. Г. Кроссворды для школьников. Математика [Текст]  / В. Г. Мантуленко, О. Г. Гетманенко. - Ярославль: Академия развития, 2010, 45 с.

7.   Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru

8.   Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu

9.   Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/

10.  Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.

11.  Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.

  1. Черкасов, О. Ю. Математика. Справочник [Текст]  / О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006, 305 с.

13.  Энциклопедия для детей. Математика. [Текст] Т. 11. - М., 2011.  460 с.

14.  Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. [Текст]  - М.: ООО «Издательство ACT», 2003, 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по алгебре 10 класс.

Данная программа предназначена для учащихся 10 класса  и  предусматривает систематическую  подготовку к  ЕГЭ.Для реализации данного курса используются  такая   форма...

Рабочая программа факультативного курса по математике 9 класс

Подготовка к государственной итоговой аттестации 9 классов....

Рабочая программа факультативного курса "Исторический портрет", 7 класс

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.cjk { }a:link { color: rgb(0, 0, 255); }a.western:link { }a.cjk:link { }a.ctl:link { fo...

Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" - 5 класс

Содержание курса "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса для 9-го класса: «Язык в речевом общении » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса. Структура  курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой.  Содержание программы факультати...

Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" 6 класс

Содержание программы "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать. Программа позволяет ос...

Рабочая программа факультативного курса для 7-8 классов "Обычаи и традиции тувинцев"

Автор программы настаивают на изучении традиций и обычаев в школе в качестве учебного предмета, исходя из того, что они представляют собой своеобразную систему воздействия на умы и сердца, волю и чувс...