Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Куркова Светлана Алексеевна

Цель  урока: формирование навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Задачи:

- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями

- развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение ставить перед собой цель целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; и планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; учиться смыслообразованию т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.

Тип урока: мотивационный урок

Оборудование: проектор, компьютер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Предмет

математика

Класс

5

Тип урока

урок открытия нового знания

Тема

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Цель

создание условий для овладения обучающимися умением сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;

Основные термины, понятия

обыкновенные дроби, одинаковые знаменатели

Планируемый результат

Предметные умения:

- уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;

- отработка вычислительных навыков;

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - анализ объектов с целью выделения признаков;

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия.

Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Технологическая карта урока математики  

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

- Здравствуйте, ребята. Урок математики. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, на уроке присутствуют гости. Мы должны гостям показать, как умеем работать на уроке. Проверим,  с каким настроением вы пришли на урок. Если у вас хорошее настроение – большой палец вверх, плохое настроение – палец вниз, настроение в норме – ладонь на столе.

- Настроение замечательное, начинаем работу.

Слушание.

Личностные: самоопределение.

2. Стадия «вызов» (7-10 мин)

   

Актуализация знаний

(Слайд 1)

Актуализация опорных знаний и способов действий.

- Итак, все внимание на экран.

- Как называются эти математические объекты?

- Проводим  смотр знаний по данной теме.

; ;; ;; ; ; ; ;

Среди данных дробей найдите:

а) правильные дроби;

б) сократимые дроби;

в) неправильные сократимые дроби;

г) правильные несократимые дроби

д) выделите целую часть из неправильных дробей;

е) сократите дроби.

- Мы с вами вспомнили все, что знаем об обыкновенных дробях. У вас появился интерес к работе с дробями? Есть желание работать дальше?

-Обыкновенные дроби.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме. Выявление проблемы.

(Слайд 2)

(Слайд 3)

(Слайд 4)

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

− Решите устно задачи:

1. За обедом съели 4 яблока, за ужином 6 яблок. Сколько всего яблок съели за обедом и ужином? Какое действие надо выполнить?

2. За два часа турист должен прийти 7 км, в первый час он прошёл 4 км. Сколько километров осталось пройти туристу за второй час? Какое действие надо выполнить?

3. За обедом съели  часть арбуза, за ужином  части арбуза. Какую часть арбуза съели за обедом и ужином вместе?

− Каким действием надо узнать, какую часть арбуза всего съели?

(На доске сначала записываю ответы учащихся, а потом появляется запись          + )

4.За два часа турист прошёл  намеченного маршрута. За первый час он прошёл  маршрута. Какую часть маршрута прошёл турист за второй час?

− Каким действием надо узнать, какую часть маршрута прошёл турист?

(На доске сначала записываю ответы учащихся, а потом появляется запись

  − )

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Исходя из темы урока, сформулируйте учебную задачу.

- В тетради запишите тему урока и число.

- Ответы учащихся на вопросы учителя.

Формулировка темы урока учащимися.

УЗ: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми  знаменателями.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

3. Осмысление

(Слайд 5)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

- А теперь данные примеры запишите в тетрадь и попробуйте решить их, а чтобы вам было легче, я на доске обведу правильный ответ.

- Итак, как найти сумму дробей? Попробуйте сформулировать правило.

- Как найти разность дробей? Сформулируйте правило.

- Автор  учебника сформулировал правила  так …

Прочитайте и постарайтесь запомнить.

Решение примеров в тетради.

Вывод правила.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Первичное закрепление

(Слайд 6)

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Решите примеры на карточках:

  И)+          М)+        Л)-           О)+           П)+          Д)-              

    А)-    

А теперь полученные ответы соотнесите с буквами, получите слово.                                    

- Какое слово получилось?

- Какое событие произойдет в нашей стране в феврале 2014 года?

- Да, зимние Олимпийские  игры. Они пройдут в городе Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года и станут 22  по счету зимними играми в современной истории. В Сочинскую зимнюю олимпиаду включены соревнования по 15 видам спорта.

- Как же складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями?

Решение примеров на карточках.

В тетрадях составляют слово - олимпиада.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Самостоятельная работа

(5-7 мин)

(Слайд 7)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

- Откройте учебники на странице 149 и найдите №694. Запишите этот номер в тетради и решите под буквами а, б, в.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильно ли выполнили задание.

 - Как же складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями?

Учащиеся самостоятельно решают примеры в тетрадях.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

4. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

- Итак, возвращаемся к нашей учебной задаче.

- Кто научился складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями – поднимите руку.

- Если я вас сегодня зацепила своим уроком и вы научились складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, то вы подцепляете на мою удочку золотую рыбку, а если у вас возникли трудности – то рваный башмак.

- Итак, на удочке оказалось____ золотых рыбок, и ____ рваных башмаков. У каждого рыбака бывает удачная рыбалка, и не очень. Я думаю, что на следующий урок рыбалка у всех будет удачной.

На удочке подцеплены два  кулька, в один кулек учащиеся складывают рыбки, а в другой – рваные башмаки.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Тема урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»Предмет - математикаКласс- 6 классАвтор -  Саубанова Лилия Неловна учитель математики и информатикиОбразовательное ...

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями /презентация/

Цели урока: закрепить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,развивать математическую речь, внимание, память;воспитывать аккуратность, интерес к предмету, активность, усидчиво...

Урок по математике "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Цель урока: научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями...

Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 классов

Цели урока:обучающие:закрепить знания и умения учащихся  применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров,  уравнений и задач;воспитывающие:форм...

Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"

Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...

урок-игра "Дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями."

конспект урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика 5"...

Математика. 5 класс. Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Выражения дробей. Презентация. К учебнику Н. Виленкина.

Презентация для интерактивной доски для 5 класса на тему Сложения и Вычитания дробей. Сделано с помощью программы OpenOffice....