Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 классов
план-конспект урока алгебры (5 класс) по теме

Цели урока:

  • обучающие:закрепить знания и умения учащихся  применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров,  уравнений и задач;
  • воспитывающие:формировать эстетическое восприятие, универсальность математического языка, внимание и наблюдательность, поощрять доброжелательность и уважительное отношение друг к другу, формировать умение сконцентрироваться в нестандартной ситуации;
  • развивающие:развивать логическое мышление и пространственное воображение, способствовать правильному изложению речи на математическом языке, вырабатывать навыки  самоконтроля и самооценки,  осуществлять межпредметные связи с другими предметами (физической культурой, русским языком, информатикой).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект

открытого урока математики на тему

«Сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями» в 5 классе

учителя математики

ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области Емельяновой Ларисы Владимировны

Цели урока:

  1. обучающие: закрепить знания и умения учащихся  применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров,  уравнений и задач;
  2. воспитывающие: формировать эстетическое восприятие, универсальность математического языка, внимание и наблюдательность, поощрять доброжелательность и уважительное отношение друг к другу, формировать умение сконцентрироваться в нестандартной ситуации;
  3. развивающие: развивать логическое мышление и пространственное воображение, способствовать правильному изложению речи на математическом языке, вырабатывать навыки  самоконтроля и самооценки,  осуществлять межпредметные связи с другими предметами (физической культурой, русским языком, информатикой).

Тип урока:    урок закрепления изученного материала

Формы организации учебной деятельности: 

  1. по типу управления: система малых групп;
  2. по организационным формам: индивидуальная + групповая;
  3. по подходу к ребенку: личностно ориентированная;
  4. по преобладающему методу: развивающая.

Структура урока.

  1. Организация начала урока  (1 минута)

2. Подготовка к основному этапу урока (10 минут)

3. Первичная проверка знаний (14 минут)

4 Физкультминутка (1 минута)

  1. Тестовая работа (10 минут)
  2. Задания с логическим содержанием (2 минуты)
  3. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 минута)

8. Подведение итогов урока   (1 минута)

Ход урока.

1. Организация начала урока . (Cлайд 1)

Цель: настроить учащихся на плодотворную работу на уроке.

Вступительное слово учителя о целях, задачах  и структуре урока, о работе в группах.

Учитель:

     Здравствуйте, ребята,  садитесь. (Слайд 2)

      Сегодня у нас урок проверки и закрепления знаний по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».  

(Слайд 3)

Нам предстоит:

- правила все вместе повторить,

- знания по теме закрепить.  (Слайд 4)

     На уроке у нас будут присутствовать необычные ученики (достать ежа) – семья Ежей, и с ними мы отправимся в сказку.

2.Подготовка к основному этапу урока.

Цель: повторить правила упрощения выражений, нахождение неизвестных компонентов при сложении, вычитании, правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, развивать логическое мышление.

Учитель:

     Решили как-то теплым деньком Ежи – ребята заглянуть во все уголки сказочного леса и разбрелись они  в разные стороны. Еж – старший выбрался на поляну и увидел, что сидят на травке лисята, а большой Лис им говорит:

«Начнем мы с вами работу с привычного устного счета.

                   Он написан на доске и ответы в уголке».

Давайте вместе с лисятами посчитаем устно. На экране написаны задания и варианты правильного ответа. Вы считаете устно и выбираете букву, соответствующую правильному ответу. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. В конце урока мы подведем итоги по количеству набранных жетонов. Задача каждого из вас, получить как можно больше таких жетончиков.

 Задание понятно?

Приступаем к работе.

Устный опрос правил с легкими примерами.

(Слайд 5)

  1. Какое число стоит в конце цепочки  

Варианты ответов:

А) 60               Б) 63               В) 66

(Слайд 6)

2. Решите уравнение:   х + 720 = 980  

Варианты ответов:

А) 1 700       Б) 280      В) 260 

(Слайд 7)     

3. Решите уравнение: 130 – а = 48  

Варианты ответов:

А) 178       Б) 82      В) 92      

(Слайд 8)

4. Какое число пропущено:

Варианты ответов:

А) 168       Б) 84      В) 74

(Слайд 9)

5. Сравните дроби:       и    

Варианты ответов:

А)     >            Б)     <           В)      =    

(Слайд 10)

6. Упростите выражение:   8 + 4а + 10

Варианты ответов:

А) 22а       Б) 18 + 4а      В) 12а + 10

3.Первичная проверка знаний

Цель:  закрепить знания и умения учащихся применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении задач. (Слайд 11)

Учитель:

     В это время Еж - средний подобрался к дереву, а там медвежата мед делят.  Поможем им  решить задачу.

Задача «По сказке Три медведя»

Три медведя нашли в лесу мед. Настасья Петровна съела  кг меда, Михаил Иванович на  кг меда больше, а Мишутка на кг меда меньше, чем Михаил Иванович. Сколько килограммов меда съели три медведя?

(Слайд 12 по просьбе)

Учитель:

     Сначала составим краткую запись для решения задачи.  

-О чем задача?  - Сколько персонажей и кто?

Краткая запись.  

 

    Открываем тетради, записываем число (сегодня 21.01.09год.), классная работа. Ставим номер один.  Краткую запись в тетрадь записывать не будем, сразу решение.

     Кто первым справится с решением задачи – поднимет руку.

    У доски решает…

Решение.

1. Сколько килограммов меда съел Михаил Иванович?

  +  =  (кг) меда

2. Сколько килограммов меда съел Мишутка?

 -  =  (кг) меда

3. Сколько килограммов меда съели три медведя?

 + + =  = 1 (кг) меда

Ответ: 1 кг меда

4.Физкультминутка.   (Слайд 13)

Цель:  снять напряженность в мышечной системе учащихся этого активного возраста.

Учитель:

В это время Еж – малыш наблюдал за медвежатами. Они выполняли Физкультминутку. И мы сделаем паузу.

Вышел мишка из берлоги.

Раз и два поднял он ноги.

Сел, встал. Сел, встал.

Лапки за спину убрал.

Покачнулся, повернулся

И немножко потянулся.

Отдохнули, прямо сели и к решенью приступили. (Слайд 14)

А теперь внимание! Решаем с пониманием.

      Уравнения с натуральными числами мы решать умеем, а сегодня научимся решать их и с обыкновенными дробями.

Решить уравнения:

1) х +  =                           2)  - р =                             3) у -  =

    х =  -                                р =  -                                 у =  +

    х =                                        р =                                         у =

5. Тестовая работа. (Слайд 15)

Цель: проверить как усвоена тема «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

(Учащиеся выполняют  тест по заранее заготовленным текстам.  Наибольшее количество баллов – 5).

Учитель:

Самый маленький Ежонок с интересом наблюдал за волчатами.

 «Предлагается вам очень внимательно

Работу выполнить самостоятельно». (Слайд 16)

Эта работа находится на компьютере. Я напомню правила работы на компьютере:

  1. Сидеть перед компьютером ровно;
  2. Расстояние от экрана до глаз не должно быть менее 30 см,
  3. Руками прикасаться к мониторам нельзя.

Переходим к компьютерам.

   Распределяемся по три человека за  один компьютер.

На мониторе  тестовая работа, состоящая из 7 заданий. Вы читаете задание,  выполняете его (если нужно можно пользоваться черновиком) и в правый столбец печатаете ответ, затем переходите к следующему заданию.  Компьютер оценит вашу работу.

     Кто выполнит всю работу, поднимает руку.

Давайте первое задание выполним вместе.

(Учащиеся выполняют тест на компьютере)

Тест.

  1. Найдите сумму  дробей   и

       а)       б)      в)

  1. Найдите разность  дробей   и

       а)       б)      в)

  1.  Вычислите  - (+)

       а)       б)     в) 

4. Расположите в порядке возрастания дроби: ; ; ;  

а) ;;  ;

б) ; ; ;

в) ;; ;  

5. Бельчонок заготовил на зиму  кг грибов, а ежонок на кг больше. Сколько грибов заготовили ежонок и бельчонок вместе?

       а)       б)      в)  

6. Поставьте вместо * знак >, < , =             *  1

а)    >  1                            б)    <  1                       в)     =  1

   

 7.Какую дробь надо поставить  вместо *, чтобы получилось верное равенство:   

* -  = ?

 а)       б)      в) 

6. Решение заданий с логическим содержанием.

Учитель:

     Кто  первым сделал тест, возвращается за парту, и им предлагается работа по карточке. Карточки находятся у Ежа. Выбираете любую.

Работа по карточке.

____________________________________________________________

Карточка № 1.

Метаграмма – это загадка, в которой из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Можно менять одну любую букву, а не только первую.

Решите метаграммы:

1. С «Д» - деленье обеспечит,

С «Ц» - болезни все излечит.

2. Лишь «Ж» на «Б» заменишь,

Я превращусь из результата страха

в важнейшее понятие математики.

3. Где «О» - там учатся всегда,

Где «А» приборам я нужна.

Ответ: Делитель – Целитель, Дрожь – Дробь, Школа – Шкала


Карточка №2.  

«Четвертый лишний»

В каждом ряду три числа, обладающие общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое это число:

А)  

25

49

121

45

 

Б)  

1

9

27

64

В)  

14

35

39

42

 (не делится на 7)

Г)  

18

102

33

44

(не делится на 3)

______________________________________________________________________

Карточка 3.

Подумайте, по какому правилу составлен ряд чисел, и найдите три следующие числа:

а) 20, 22, 24, …;        26, 28, 30

б) 2, 4, 8, 16, …;       32, 64, 128

в) 1, 3, 9, …;              27, 81, 243

г) 1, 4, 9, 16, …;        25, 36, 49

д) 2, 5, 4, 8, 6, 11, …;    8, 14, 10

е) 1, 8, 27, … .             64, 125, 216


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (Слайд 17)

Пункт 26 (повторить правила),   № 1014 (задача с краткой записью),

№ 1016 (решить уравнение),   № 1007 (сравнить дроби).

  1. Подведение итогов урока.

Чем же занимались мы сегодня на уроке?

Какие правила повторили? (Слайд 18)

   На следующих уроках мы научимся умножать и делить дроби.

    Сегодня хорошо все ребята работали на уроке, но получили разное количество жетонов. Посчитайте свои  жетоны.

     Так у кого же наибольшее количество? (Оценки за урок)  

Учитель:

   Собрались все Ежата возле своего домика и стали рассказывать, что же они увидели в сказочном лесу. (Слайд 19)  И решила семья ежей, что складывать и вычитать дроби  очень нужно уметь, а для этого надо хорошо учиться. 2008 год объявлен годом семьи. Ваш 5 класс – это тоже семья. И от того, как будут складываться взаимоотношения в классе, зависят ваши результаты. (Слайд 20)

 Листок рефлексии:

Понял! Уроком доволен!                             Ничего не понял!                 Не совсем понял. Хочу понять!    Учитель:

Урок окончен.  Прошу всех встать. Все, что изучено не забывать! (Слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"

Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...

Конспект открытого урока в 5 классе по теме: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой "Путешествие в страну Дроби"...

Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"

Данныцй план конспект можно использовать для закрепления и контроля знаний учащихся по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем" - 5 класс....

План «открытого» урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 кл.

В данном плане приведено подробное описани проведение урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями при решении практических задач" для учащихся 5 класса, а также описаны цели...

урок-игра "Дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями."

конспект урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика 5"...

Открытый урок по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".

Открытый урок по математике в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....

Математика. 5 класс. Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Выражения дробей. Презентация. К учебнику Н. Виленкина.

Презентация для интерактивной доски для 5 класса на тему Сложения и Вычитания дробей. Сделано с помощью программы OpenOffice....