Конспект открытого урока в 5 классе по теме: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
план-конспект урока (5 класс) по теме

Меретукова Светлана Анзауровна

Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой "Путешествие в страну Дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_v_5_klasse.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

          СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЛЬНАЯ ШКОЛА №3  А.ЕГЕРУХАЙ                                                                      

                                          РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

            КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

     ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ                                                                                                                 ДРОБЕЙ   С ОДИНАКОВЫМИ                                                                                 ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ

                                                                                         ПОДГОТОВИЛА

                                                                                 УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

                                                                                      МЕРЕТУКОВА С.А.

                                                                                                                           

                                                                                                                     

                                               ЕГЕРУХАЙ, 2013Г.                                                                                              

Цели урока: отработка навыков сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; отработка навыков сравнения обыкновенных дробей; развитие логического мышления, математической речи; расширение знаний учеников об окружающем их мире.

Ход урока.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, мы посетим страну Дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в Деревне Исторической, на берегу озера Ребусного, на поляне Цветочной, побродим в лесу Сказочном, попробуем одолеть горы Мозгодром. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, находчивость и смекалку. За правильные ответы вы будете получать баллы. Они заносятся в специальные оценочные листы, которые получит каждый из вас. В конце путешествия в зависимости от количества баллов, вы, получите отметки.

Домашнее задание.

№1043, №1044,№1048,№1042 (б).

Творческое задание:

1) Составить рекламу про обыкновенные дроби.

2) Составить сказку про дроби.

                              Оценочный лист

Ф. И. ученика

                    Остановки:

                       Баллы:

Горы Мозгодром

Деревня Историческая

Озеро Ребусное

Лес Сказочный

Поляна Цветочная

Итого баллов:

Критерии отметок:

«5» -      9 баллов и более

«4» -       7 или 8 баллов

«3» -      5 или  6 баллов

«2» -      менее 5 баллов

Отметка:

                                                         

Деревня Историческая.

Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.

Древние египтяне знали, как поделить два предмета на троих, для этого числа 2/3 у них был специальный значок. Между прочим, то была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица, - все остальные дроби имели в числителе 1 (так называемые основные дроби): 1/2; 1/3; 1/28; … Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей.

В древнем Вавилоне предпочитали, наоборот, постоянный знаменатель, равный 60. Римляне тоже пользовались лишь одним знаменателем, равным 12. Особое место занимали дроби 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и т. д.

Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби». Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби.

Вы видите портреты двух великих математиков: это Франсуа Виет и Рене Декарт. Узнайте, кто впервые ввел во Франции десятичные дроби. Для этого решите данные уравнения. Рядом с портретом этого математика записано уравнение с наибольшим корнем.

(В скобках указаны и дальше по тексту ответы).

1) 17/18 – Х = 4/18      (Х = 13/18);     2) У – 7/12 = 10/12    (У = 17/12).

Запишите в тетрадях решения уравнений и сравнение корней с объяснением, а также фамилию этого математика. Если все верно – 2 балла. Если оба уравнения решены правильно, но нет сравнения корней, то – 1 балл.

Правильный ответ:

1) 17/18 – Х = 4/18,              2) У – 7/12 = 10/12,

     Х = 17/18 – 4/18,                  У = 7/12 + 10/12,

     Х = 13/18.                               У = 17/12.    

13/18 < 17/12, так как 13/18 <1 как правильная дробь, а 17/12 >1 как неправильная дробь. Франсуа Виет ввел во Франции десятичные дроби. Комментарий учителя: это событие произошло в 1579 году.

Горы Мозгодром.

Устные упражнения на доске:

5/6,  6/6,  2/5,  3/10,  13/10, 18/5,  41/42,  59/59.

1) Какие из данных дробей являются правильными? Почему?

(5/6,  2/5,  3/10,  41/42, так как у этих дробей числитель меньше знаменателя)

2) Какие из данных дробей являются неправильными? Почему?

(6/6,  13/10,  18/5,  59/59, так как у этих дробей числитель равен или больше знаменателя)

3) Сравните дроби и объясните:

а) 15/3 и 8/3;                           в) 15/3 и 1;

б) 1 и 2/4;                                 г) 1/2 и 1/5.

( а) 15/3 > 8/3, так как из дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше, у которой числитель больше.

б) 1> 2/4, так как 1 больше правильной дроби.

в) 15/3 >1,так как неправильная дробь больше или равно 1.

г) 1/2 > 1/5, так как из дробей с одинаковыми числителями та дробь больше, у которой знаменатель меньше.)

4) Определите координаты точек А и В. Почему?

C:\Users\Администратор\Desktop\инф.2\м.с.а\Безымянный2.png

(А(3/7), В(10/7), так как единичный отрезок равен 7 делениям, ОА = 3 дел., ОВ = 10 дел.)

5) 7/12 – 5/12 =? (2/12)                         2/12 + 3/12 =? (5/12)

Озеро Ребусное.

Надо решить ребус и расшифровать две анаграммы. (1 – 2 мин.)

Если хотя бы одно задание верно – 1 балл.

Ответ: ДРОБЬ


1. ИТЛИЬЛЕСЧ       (числитель)

2. ЯЛОД                (доля)

Поляна Цветочная.

А сейчас, ребята, музыкальная минутка. Чтобы узнать, какая следующая остановка, мы послушаем запись музыки Чайковского. Догадайтесь, как называется этот вальс. (Вальс цветов)

Ребята, выполнив задания к карточкам, вы узнаете названия растений. Задания на доске. За каждое правильно решенное задание – 1 балл.

( Д/М в списке литературы в конце).

Вариант 1.                                                Вариант 2. 

 1) Выполните действие:

13/90 + 29/90  (42/90)                                     37/80-19/80  (18/80)

2) Сравните числа, выберите наибольшее из них:

1/60 и 1/6   (1/6)                                                3/40 и 12/40   (12/40)

3) Задача.

Д/М: вариант 2, №203 (6/11)                      Д/М: вариант 3, №203  (7/20)

4) Найдите координату

точки А    (2/5)                                                     точки В    (7/5)

C:\Users\Администратор\Desktop\инф.2\м.с.а\Безымянный4.png

5) Сравните числа, выберите наименьшее из них:

15/16 и 7/3  (15/16)                                                14/21 и 8/8      (14/21)

6) Среди дробей выберите дробь

правильную:                                                              неправильную:

7/6, 12/13, 8/8, 9/5 (12/13)                                   1/2,13/16, 5/4, 5/6  (5/4)

7) Задача.

Д/М: вариант 2, №211 (40)                              Д/М: вариант 3, №211  (168)

Вариант 1. Ответ: Василек.

Номер

задания

    И

     С

      Е

     А

     К

     Л

     В

1

43/90

40/90

42/180

30/180

41/90

    42

42/90

2

    1

 2/66

  1/60

    1/6

     0

1/600

     4

3

 10/11

  6/11

   11/6

 12/11

 11/12

     6

   12

4

  2/5

  2/10

  4/10

   4/5

     2

    4

  1/5

5

  3/7

   1

  7/3

     2

 16/15

 15/16

    0

6

  7/6

   8/8

 12/13

 13/13

  9/5

  4/5

    7

7

    8

    15

    25

    20

   40

   45

   9

Вариант 2. Ответ: Крапива.

Номер

задания

А

В

П

А

И

Р

К

1

 37/80

    37

     0

   19

 56/80

 17/80

 18/80

2

 15/40

    12

    40

  3/40

     1

  12/40

    4

3

     6

 18/40

    18

  7/20

 18/20

   13

    7

4

 14/14

  14/5

  7/5

   14

   5/7

   28

     1

5

   8/8

     1

    0

    8

 14/21

   14

   21

6

  1/2

   5/4

 13/16

    1

   5/6

     4

    0

7

  168

  104

   64

   8/8

   21

   13

    0

Украинская легенда о Васильке.

Молодого статного крестьянского парня Василия полюбила красавица русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только никак не могли договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в милые ее сердцу прохладные воды реки, а молодой пахарь хотел поселиться у родных полей. Долго они спорили, уговаривали друг друга, но никто не желал уступать. Тогда русалка решилась на последнюю крайность: превратила его в скромный голубой цветок – василек. Она надеялась, что голубой цветочек – Василий – василек рано или поздно придет в ее водяной дом,  но так и не дождалась. Василек крепко держится корнями за пашню и неразлучен с родными полями.

Я не люблю цветы с кустов,

Не называю их цветами.

Хоть прикасаюсь к ним устами,

Но не найду к ним нежных слов.

Я только тот люблю цветок,

Который врос корнями в землю,

Его люблю я и приемлю,

Как северный наш василек.

                                                           С. А. Есенин.

Крапива – травянистое растение. Она заживляет раны, активизирует обмен веществ, улучшает состав крови, снимает аллергические реакции и лихорадку, способствует росту волос. Считается, что крапива полезна при диабете, атеросклерозе, улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Крапиву употребляют в виде свежего сока, настоя или отвара. Полезны и блюда из крапивы. Например, «Крапива с орехами».

Рецепт раздается каждому ученику, и напоминаются правила сбора растений.

Рецепт «Крапива с орехами» (грузинская кухня).

150 гр. промытой крапивы сварить в кипящей подсоленной воде, откинуть на сито. Измельчить 50 гр. грецких орехов, потолочь с солью, прибавить мелко нарубленный репчатый лук и нарезанную зелень, лучше кинзу. Все хорошо перемешать, посолить, поперчить.

Правила сбора растений.

1. Нельзя вести заготовку в одних и тех же местах.

2. Нельзя вырывать корневища, луковицы, корни.

3. Нельзя срывать листья на концах побегов.

4. Подземные части следует собирать только после созревания и опадения семян.

5. Нельзя заготавливать растения, не зная точно их внешнего вида, а также какую часть, и в какое время следует собирать.

6. Не рекомендуется собирать в черте города и вблизи дорог.

Лес сказочный.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Кот в Сапогах поймал четырех щук и еще половину улова. Сколько щук поймал Кот в Сапогах? (8)

2. Петух из «Бременских музыкантов» весит 2 кг. И еще треть собственного веса. Сколько весит петух? (3 кг.)

3. Маленький Мук отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое открытие в «секрете». Почему? (Такой дроби нет)

4. На озере, где жила черепаха Тортила, росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20–й  день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (На 19-й день)

Список литературы.

1. Составитель Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика. – Волгоград: Учитель, 2002.

2. Гостинщикова Т. А. Два урока в 5 классе. Приложение «Математика» №4 к газете «Первое сентября», 1998.

3. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С.,Шварцбурд С. И. Математика. 5 класс. – Москва: Мнемозина, 2009.

4. Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 5 класса (Д/М). - Москва: Просвещение,2009.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация на тему: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Конспект урока и презентация на тему:  Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.  Предмет: Математика  (5 класс)Цели урока:научить использовать правила сложения и вычитан...

Заготовка для интерактивной доски к уроку в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач"

Данная заготовка предназначена для использования на уроке интерактивной доски TRUMPH BOARD. Исользуется на этапе повторения, устного счета, самопроверке,физкультминутке. Также содержит  ребус, со...

Разработка урока в 5-ом классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Данный урок является уроком - обобщения знаний учащихся по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". В данном уроке представлен блок заданий для закрепления навыка складывать и в...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Технологическая карта урока математики в 5 классе пл теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"...