Методическая разработка "Наибольший общий делитель"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Конспект урока
Учитель: Иванова Александра Петровна
Предмет Математика
Класс 6
Тема урока «Наибольший общий делитель»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naibolshiy_obshchiy_delitel_6_klass.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель: Иванова Александра Петровна
Предмет Математика
Класс 6
Тема урока «Наибольший общий делитель»
Характеристика класса_
В классе 26 учащихся. Обучающихся на «4» и «5» , на «3» , неуспевающих нет. Психологические типажи разнообразны. Есть дети, очень быстро усваивающие новый материал и требующие индивидуальные задания. Есть те, кому необходимо несколько раз проговорить задание, чтобы усвоить его суть. Дети подвижные, на уроке необходима частая смена деятельности. Уровень сформированности аналитического мышления позволяет вводить в классе частично-поисковые методы изучения материала.
Тип урока: урок объяснения нового материала. По дидактическим задачам: урок введения нового понятия. По характеру: частично-поисковый.
Методы, организующие учебную деятельность на уроке: словесные, наглядные, репродуктивные. Исследовательские: частично-поисковый, метод проблемного диалога.
Формы работы: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.
Средства: демонстрация иллюстрации, раздаточный материал, лист самооценки.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
3) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений.
Метапредметные:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Предметные:
- усвоение понятия наибольшего общего делителя нескольких чисел
- освоение разных способов нахождения НОД путем наблюдения за числами
- формулирование единого алгоритма нахождения НОД
Этапы урока | Планируемая деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формы, методы, средства организации | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | универсальные | ||||
Организация мотивации, постановка учебной задачи, целей урока | Настраиваются на рабочий лад, знакомятся с листом самооценки (приложение1) При знакомстве с записями на доске обращают внимание, что название темы урока отсутствует. ………….. ……… …………….. Определяют тип урока: урок-поиск. Называют качества, приобретаемые ими в процессе таких уроков | Создает рабочий настрой на урок, организует ситуацию успеха для каждого обучающегося. Предлагаю девиз нашего урока: - В задачах тех ищи удачи, Где получить рискуешь сдачи! -Какие качества мы приобретаем благодаря урокам математики? | Наглядный метод Фронтальная беседа | Л: Развитие мотивов учебной деятельности. Определение значения математики для формирования качеств, необходимых в жизни Р: целеполагание, принятие роли обучающегося. К: Осознанное построение речевого высказывания | |
Актуализация опорных знаний/Изучение нового материала а) актуализация опорных знаний б) создание проблемной ситуации «с затруднением» | Класс фронтально проверяет д/з , направленное на умение раскладывать числа на простые множители. Один учащийся у доски работает по карточке: раскладывает числа 418, 494, 456 Составление математической модели: • * Х вагонов=418 •* У вагонов=494 •* Z вагонов=456, где • - количество человек в одном вагоне. Формулируют проблему: неизвестно, как найти •. | Контроль взаимопроверки домашнего задания Демонстрирует картинку (приложение 2): «Мимо станции идут три поезда с количеством пассажиров 418,494 и 456. В каждом вагоне число пассажиров одинаковое, причем наибольшее из всех возможных. Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько вагонов в каждом поезде?» | Репродуктивный метод. Фронтальный опрос. Наглядный метод Частично-поисковый метод. | Умение раскладывать числа на простые множители Умение составлять математическую модель задачи | Л: принятие роли исследователя П: анализ задания, выявление проблемы. Планирование работы. Актуализация ранее полученных знаний К: Осознанное построение речевого высказывания, умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения |
в) планирование деятельности по достижению цели г) реализация плана: исследовательская деятельность | Этапы решения: ? найти • ?это число наибольшее из всех возможных ? найти Х, У,Z В виде схемы один учащийся фиксирует на доске. Выдвигание с места рабочих гипотез. Предлагают обратиться к предыдущей работе. 418= 2*11*19 494=2*13*19 456=2*2*2*3*19. Гипотеза: найти в числах одинаковые множители. Это числа 2, 19. Число пассажиров может быть 2,19 и их произведение. По условию задачи число должно быть наибольшим. Поэтому 2*19=38. Ответ на вопрос задачи: ! В каждом вагоне 38 человек. 38* Х вагонов=418 ! Х=11 вагонов. 38*У вагонов=494 ! У=13 вагонов. 38*Z вагонов=456 ! Z= 2*2*3=12 вагонов. | Следит за общим ходом рассуждений, направляет, корректирует Организует поисковую работу по реализации плана урока | Фронтальная беседа. | Умение применять знания, полученные ранее, в новой ситуации | Л: смыслообразование, принятие роли обучающегося. П: выбор оснований для сравнения алгоритмов, сравнения темы урока, сформулированной обучающимися и учителем. Умение выражать свои мысли в знаково- символическом виде Р: Составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата К: эмоциональный контакт с одноклассниками, создание «ситуации успеха» для себя и одноклассников |
Первичное закрепление, обобщение | Анализируют проведенную работу, определяют тему урока.
Определяют тему урока: «Наибольший общий делитель (НОД)». Цели: научиться находить НОД нескольких чисел, определить значимость НОД для реальной жизни Алгоритм нахождения НОД:
| Подводит к обобщению через систему вопросов: 1 Что вы сделали с каждым из чисел 418, 494 и 456? 2 В каждом разложении что вы подчеркивали? 3 Выбрали какой? Предлагает сформировать алгоритм по нахождению НОД в малых группах. Предлагает сравнить собственный алгоритм с предложенным в учебнике | Фронтальная беседа Алгоритмизация. Формирование ООД (а в тетради-справочнике). Работа в малых группах. | Усвоение понятия НОД, формирование алгоритма | Л: независимость и критичность мышления Р: реализация правильной последовательности действий. Контроль правильности информации через сравнение с текстом учебника. П:Умение быстро находить нужную информацию. Умение составлять и пользоваться ООД К: развитие навыков сотрудничества. Умение совместного поиска нужной информации в тексте учебника и таблице |
физминутка | |||||
Применение способа решения учебной задачи: а) работа с учебником б) решение практической задачи | Самостоятельно выбирают из текста учебника задания, непосредственно направленные на закрепление понятия наибольшего общего делителя. Аргументируют свой выбор. Определяют практическую значимость для себя изучаемой темы через решение практической задачи. Отчет о решении предоставляет первая из подготовившихся групп Решение. Нужно найти число, на которое делится 87 и 58, причем число наибольшее. То есть найти НОД этих чисел. 87=3*29 58=2*29 НОД(58,87)=29. Ответ: 29 учеников в классе, по 3 шара и по 2 флажка получит каждый | Вовлекает в деятельность по отбору нужного рода заданий Организует фронтальную работу по закреплению материала. Организует процесс смыслообразования через решение задачи практической направленности -Предлагаю вам ситуацию из жизни. Вам нужно сделать подарки к празднику для подшефного 1б класса. Закуплено 87 воздушных шаров и 58 флажков. На какое количество детей рассчитаны подарки? Сколько шаров и сколько флажков получит каждый? | Текст учебника Фронтальная и индивидуальная работа Практическая математическая задача. Работа в малых группах | Умение применять изученные правила при выполнении упражнений | Л: смыслообразование: Переложение текста практической задачи на язык математики К: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Управление поведением партнера. Р: осуществлять самоконтроль процесса выполнения задания, оценивать предложенные варианты решения. П: способность к использованию выведенного алгоритма. Умение сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение. Использовать доказательную математическую речь |
Задание на дом | Выбирают задания из учебника для домашней работы. Обязательное: п.6, алгоритм выучить, Базовое: № 170, 172 Повышенной сложности: № 156 | Предлагает дополнительное творческое задание. По желанию: сочинить практическую жизненную задачу, где необходимо для решения находить НОД | Фронтальная работа | Формирование навыка нахождения НОД | Л: умение определять свой уровень знаний и стремиться к большему П: умение структурировать знания Р: волевая саморегуляция при выборе домашнего задания |
Контроль за процессом и результатом | Выполнение теста на раздаточном материале | Организация первичного контроля усвоения понятия через тест. | Индивидуальная работа. Тест «Что такое НОД?» (приложение 3) | Умение оценить степень усвоения понятия НОД и алгоритма по нахождению НОД | Л: контроль за результатом деятельности, определение средств для коррекции недочетов Р: внесение корректив в план и способ действия |
Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности | Осуществляют заполнение листа самооценки. Высказывают мнения вслух о достигнутых или не достигнутых целях урока. Оценивают собственные качества, которые помогли (помешали) реализовать учебную деятельность | Организация рефлексии учебной деятельности через систему вопросов | Индивидуальная работа | К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Л: смыслообразование, принятие роли обучающегося. Самооценивание в конкретной деятельности урока Р: выделение учащимися того, что уже усвоено, а что еще подлежит усвоению. П: установление причинно-следственных связей между имеющимися знаниями, личными качествами и уровнем усвоения нового материала |
Приложение 1
Оценочный лист на уроке математики
ученика(цы)____________________________________
Отлично | Хорошо | Могу лучше | Могу с помощью | |
1.Понял(а), что такое наибольший общий делитель. | ||||
2. Работал(а) в группе. | ||||
3.Проводил(а) взаимоконтроль и оказывал(а) помощь. | ||||
4. Высказывал(а) своё мнение, используя доказательства. | ||||
5. Задавал(а) вопросы. | ||||
6. Исправлял(а) сам(а) ошибки. | ||||
7. Работал(а) над составлением алгоритма. | ||||
8. Работал(а) по заданному алгоритму | ||||
12. Я с тестом справился(лась) / не справился(лась) | ||||
13.Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты) |
Приложение 2
?
... … ….. …………… 418 пассажиров
? 494 пассажира
... … ….. ……………
? 456 пассажиров
... … ….. ……………
Приложение 3
Тест «Что такое НОД?»
1. НОД- это:
А) Наименьший общий делитель
Б) Наибольший общий делитель
В) Наибольший одинаковый делитель.
2. Наибольший общий делитель чисел 12 и 16- это число:
А) 2
Б) 48
В) 4
3.Для чисел 11 и 33 НОД будет число:
А) 11
Б) 33
В) 1
4. НОД (25 , 36)=
А) 5
Б) 6
В) 1
5.Если число а=2*2*3*5*5, а число в=2*3*3*3*5, то НОД (а,в)=
А) 2*3=6
Б) 2*3*5=30
В) 2*2*3*5*5=300
Г) 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное"
Урок разработан на использовании интерактивных технологий...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Взаимно простые числа.
Повторительно - обобщающий урок в 6 классе с использованием ЭОР. ...
Презентация к уроку по теме "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное чисел"
Презентация к уроку по теме "НОД и НОК чисел", 6 класс...
Конспект отрытого урока по теме "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное чисел"
Конспект открытого урока по математике по теме "НОД и НОК чисел", 6 класс...
Тест по теме "Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное" (математика, 6 класс)
Тест представлен в 2-х вариантах, по 10 заданий в каждом. Первые 9 заданий тестового характера, последнее, десятое, задание нетестовое. В конце теста представлены ключи....
Методическая разработка. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное, 2016 г
Конспект урока по актуализации знаний и умений учащихся по теме: «НОД и НОК» и обеспечения их творческого применения при решении задач по нахождению НОД и НОК чисел....
Конспект урока "Делители. Общие делители"
Математика. 5 класс...