Урок "Деление рациональных дробей"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Тюкавкина Ирина Анатольевна

Сегодня на уроке вам предстоит познакомиться с алгоритмом нахождения частного рациональных дробей. Кроме того, будем продолжать отрабатывать навык нахождения произведения рациональных дробей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Деление рациональных дробей.

Тип урока: ознакомление с  новым  материалом.

Цели:

  1. Образовательные:
  • обучить приемам нахождения частного рациональных дробей;
  •  активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  • обеспечить закрепление ранее усвоенного теоретического материала;
  • осуществить взаимоконтроль знаний учащихся;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать навыки учебного труда;
  • формировать ответственность за конечный результат;
  • поддерживать интерес к изучаемому предмету.
  1. Развивающие:
  • развивать логическое мышление;
  • вырабатывать умение систематизировать и обобщать.

План урока:

  1. Актуализация знаний учащихся
  • Фронтальная проверка теоретического материала по данной теме.
  • Устная вычислительная работа.
  • Самостоятельное выполнение учащимися тестового задания.
  • Историческая справка.
  1. Объяснение нового материала
  • Доказательство правила деления дробей.
  • Разбор типовых примеров на применение данного правила.
  1. Практическая часть
  • Выполнение заданий под контролем учителя.
  • Самостоятельная работа учащихся (самоконтроль)
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация (Приложение 1);
  • карточки с  заданием.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Сообщение темы урока, его цели. (Приложение1. Слайд №1-2)

Сегодня на уроке вам предстоит познакомиться с алгоритмом нахождения частного рациональных дробей. Кроме того, будем продолжать отрабатывать навык нахождения произведения рациональных дробей.

  1. Актуализация знаний учащихся
  1. Какие дроби называются рациональными?
  • В чем заключается основное свойство дроби?
  • Где применяется данное правило?
  • Сформулируйте правило умножения дробей. .
  1. вычислите устно (задание записано на доске)

http://festival.1september.ru/articles/529564/img10.gif

1 : 4 ; 0 : 5;  - 10 :  ; -  : 8 ; ( -) : (-)

  • Как найти частное обыкновенных дробей?
  • Какие числа называются взаимно обратными?
  1. Представить в виде дроби:

а)  

б)

в)

3. Назвать выражение, обратное данному:

 ;;; - ; - ; ;   

  (подвести итог устного счёта)

В тетрадь : число и тема урока

  1. Самоконтроль (проверка умения выполнять умножение рациональных дробей.)
  1. − Выполните указанные действия. Найдите соответствующую вашему ответу – букву в таблице. Расшифровав пентаграмму, вы узнаете имя человека, чей папирус с решением задач на деление дробей дошел до нас.

  http://festival.1september.ru/articles/529564/img27.gifhttp://festival.1september.ru/articles/529564/img28.gifhttp://festival.1september.ru/articles/529564/img29.gif http://festival.1september.ru/articles/529564/img30.gif http://festival.1september.ru/articles/529564/img31.gif

Х

А

С

М

Е

Д

И

http://festival.1september.ru/articles/529564/img32.gif

http://festival.1september.ru/articles/529564/img33.gif

http://festival.1september.ru/articles/529564/img34.gif

http://festival.1september.ru/articles/529564/img35.gif

http://festival.1september.ru/articles/529564/img36.gif

http://festival.1september.ru/articles/529564/img37.gif

http://festival.1september.ru/articles/529564/img38.gif

АХМЕС (Слайд № 5)

  1. Действия с дробями считались самой сложной наукой. Так египтяне все дроби старались записать как суммы долей, то есть дробей вида http://festival.1september.ru/articles/529564/img39.gif. Например, вместо http://festival.1september.ru/articles/529564/img40.gif они писали http://festival.1september.ru/articles/529564/img41.gif Единственным исключением была дробь http://festival.1september.ru/articles/529564/img42.gifИногда это бывало удобно.

В папирусе Ахмеса есть задача: “Разделить 7 хлебов между 8 людьми”. (Слайд № 6)

Если резать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов.

А по-египетски эта задача решалась так. Дробь http://festival.1september.ru/articles/529564/img43.gif записывали в виде долей: http://festival.1september.ru/articles/529564/img44.gif Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезаем пополам, два хлеба — на 4 части и один хлеб — на 8 долей, после чего каждому даем его часть.

Но складывать такие дроби было неудобно. достаточно громоздко. О делении же рациональных дробей не было и речи. А нам с вами предстоит освоить этот материал.

  1. Объяснение нового материала. (Слайд № 7)
  1.  При делении обыкновенных дробей первую дробь умножают на дробь, обратную второй.

− Так же поступают и при делении рациональных дробей, т.е.

http://festival.1september.ru/articles/529564/img49.gif

Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно первую дробь умножить на дробь, обратную второй.

Дано:

a, b, c, d; b≠0, c≠0; d≠0

Доказать:

http://festival.1september.ru/articles/529564/img49.gif

Доказательство:

Достаточно показать, что произведение  http://festival.1september.ru/articles/529564/img50.gif  равно http://festival.1september.ru/articles/529564/img51.gif

Действительно, http://festival.1september.ru/articles/529564/img52.gif ч.т.д.

  1. Например:

http://festival.1september.ru/articles/529564/img53.gif

http://festival.1september.ru/articles/529564/img54.gif

http://festival.1september.ru/articles/529564/img55.gif

  1. Практическая часть

Весь класс под руководством учителя выполняют

№ 133( а,в) ; № 137 (а,д ); № 136 ( а.) (Учебник алгебры под редакцией С.А. Теляковского)

Выполнять действия по порядку и выбирать букву, соответствующую ответу ,из   таблицы.

По окончании работы вы получите слово , которое вас порадует.

б) Составьте алгоритм деления рациональных дробей.

Весь класс: выполните задания и каждую цифру ответа замените буквой, используя таблицу шифра.

Р

Е

О

Н

В

 (Если ученик справится с заданием, то он прочитает слово “верно”.)

  1. Подведение итогов урока.

− Как разделить дробь на дробь?

− Каков алгоритм этого действия?

Важно помнить!

При делении дробей, нужно первую дробь умножить на дробь , обратную второй.

  1. Домашнее задание:

1 уровень: №132, №133(2стр)

2 уровень: №137 (2,3 стр), №135

3 уровень: № 136(а), №137(2,3 стр), № 139.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Деление рациональных дробей"

Данный урок разработан по типу обобщение и систематизация знаний....

Дистанционное обучение учащихся по алгебге. Тема 4 "Сложение и вычитание рациональных дробей", 8 класс. Учитель-Монакова Клара Захаровна.

В разработке содержатся краткие теоретические справки и  алгоритмы сложения и вычитания дробей, нахождения НОК, примеры с решениями и задания ученику....

Дистанционное обучения учащихся по алгебре. Тема 5 "Умножение и деление рациональных дробей. Возведение в степень", 8 класс. Учитель-Монакова Клара Захаровна.

Материал для подготовки к ГИА. Содержит  правила, алгоритмы, примеры с решением, задание ученику в виде теста....

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Сложение и вычитание рациональных дробей».

Урок разработан для учащихся 9 класса. Тема выбрана на основании анализа результата краевой диагностической работы, которая выявила, что учащиеся не в полной мере усвоили эту тему....

Интерактивный тест по теме "Умножение и деление рациональных дробей. Возведение дроби в степень". Алгебра 8 класс

Интерактивный тест по теме "Умножение и деление рациональных дробей. Возведение дроби в степень"  содержит 9 заданий двух видов: с выбором правильных ответов из 4-х предложенных и...