Открытый урок математики "Множества и операции над ними"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Шеварнова Надежда Александровна

Конспект открытого урока в 9 классе:урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnozhestva_i_operatsii_nad_nimi.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Множества и операции над ними.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Цель урока: Показать множества – как фундамент современного математического языка.

Задачи урока:

образовательные: знакомство с понятием множества, подмножества и элементами множеств; способами задания множеств; видами множеств;

развивающие: развитие познавательного интереса учащихся; развитие интеллектуальной сферы личности, развитие умений сравнивать и обобщать.

воспитательные: воспитывать аккуратность и внимательность при решении заданий.

Ход урока

I этап. Формулировка темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.

Какие числа вы видите на экране? (натуральные, целые, рациональные, действительные)

Как называют эту схему? (Круги Эйлера)

С какой темой связаны круги Эйлера? (множества чисел).

Как вы думаете, кроме множества чисел есть другие множества?

Что такое множество? (Множество – это определенное количество объектов с похожими свойствами)

БЛИЦ-ОПРОС:

Какие названия применяются для обозначения множеств животных?

Какие названия применяются для обозначения множеств военнослужащих?

Как называется множество цветов, стоящих в вазе?

Какие названия применяют для обозначения множеств кораблей? 

Как называется множество царей (фараонов, императоров и т.д.) данной страны, принадлежащих одному семейству?

Как называется множество картин? 

Как называется множество документов? 

II этап. Ознакомление с новым материалом.

А в математике нет точного определения множества. Но каждый объект, входящий во множество называется его элементом. Откройте учебник на стр.25 и найдите таблицу

Приведите пример собственного множества (множество дней недели; множество планет солнечной системы; множество месяцев; множество знаков зодиака; числовые множества).

Если каждый элемент множества А является элементом множества В, то множество А называется подмножеством  В. Обозначение: А   В. Знак  «  » - знак включения.

На доске А = 3,4,5     В= 1,2,3,4,5,6.

С множествами связаны различные парадоксы, самый простой из парадоксов - это "парадокс брадобрея". Появление парадоксов связано с тем, что далеко не всякие конструкции и не всякие множества можно рассматривать.

Одному солдату было приказано брить тех и только тех солдат его взвода, которые сами себя не бреют. Неисполнение приказа в армии, как известно, тягчайшее преступление.

Однако возник вопрос, брить ли этому солдату самого себя. Если он побреется, то его следует отнести к множеству солдат, которые сами себя бреют, а таких брить он не имеет права. Если же он себя брить не будет, то попадёт во множество солдат, которые сами себя не бреют, а таких солдат согласно приказу он обязан брить. Бриться или не бриться – вот в чём вопрос!

III этап. Динамическая пауза

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Движения глаз: вверх, вниз, влево, вправо. Повторить 4-5 раз
4. Повороты головой: вверх, вниз, влево, вправо. Повторить 4-5 раз

IV этап. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Откройте задачник на стр.21 пункт 3. Мы выполняем задания, записанные на доске №1, 2, 9

V этап. Самостоятельная работа(Приложение)

VI  этап Домашнее задание

Пункт 3 изучить № 4, 8, 10, 18 (дополнительно)

VII этап. Подведение итогов урока.

Что такое множество?

Кто такой Леонард Эйлер?

Что такое подмножество множества?

На прошлых уроках мы говорили о рациональных неравенствах, сегодня о множествах. Кто догадался какая тема будет следующей?

Доска

Список использованных источников и литературы:

Учебники «Алгебра. 9 кл.I и II части» Авторы: А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина и др.,— 11-е издание, стер. — М.: «Мнемозина», 2009 г.;

http://mathlog.h11.ru/mnoj.htm;

http://festival.1september.ru;

http://ru.wikipedia.org;

http://mmmf.msu.ru/archive/20092010/Lanin/9.html;

http://www.it-n.ru;

Занимательные математические задачи. Учеб.пособие./Сост.: А. М. Быковских, Г.Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 88 с.;

 Математика: Нестандартные задачи./Сост.: А.М.Быковских, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры высшей математики, КрасГУ.-Красноярск, 2006. 27 с.;

 Ященко И.В. Парадоксы теории множеств. (Серия: «Библиотека

«Математическое просвещение»»).  М.: МЦНМО, 2002. - 40 с.: ил.

Самостоятельная работа ученика 9 класса__________________

Вариант 1

№1 Дано множество

К= {-10,   3;   -7;   0;   2,6;   3}

Составьте его подмножество М, состоящее из неотрицательных чисел:

Ответ: М= {                                       }

№2. Какое словесное описание у множества?

     А= {1,3,5,7,9,11,13, 15…}

Ответ: Это множество _____________________ чисел

№3.Составьте три слова, буквы которых образуют подмножества множества

А={к,а,р,у,с,е,л,ь}

Ответ:

№4 Дано множество {–6,2;    ;    4}. Перечислите его подмножества, состоящие из двух чисел:

А) разного знака

Б) положительных

В) рациональных

Г) среди которых есть иррациональное число

Ответ:

А) {                          }; {                          }

Б) {                          }

В) {                          }

Г) {                          }; {                          }

Самостоятельная работа ученика 9 класса__________________

Вариант 2

№1 Дано множество

L= {-1,3 ; 0 ; 2 ; 3,8 ; 6 ; 11}

Составьте его подмножество, состоящее из натуральных чисел.

Ответ: D= {                               }

№2. Какое словесное описание у множества?

А= {2,4,6,8,10,12,14…}

Ответ: Это множество _____________________ чисел

№3.Составьте три слова, буквы которых образуют подмножества множества

А={к,а,р,у,с,е,л,ь}

№4 Дано множество {–7,8;    ;    2}. Перечислите его подмножества, состоящие из двух чисел:

А) разного знака

Б) положительных

В) рациональных

Г) среди которых есть иррациональное число

Ответ:

А) {                          }; {                          }

Б) {                          }

В) {                          }

Г) {                          }; {                          }


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Множества и операции над ними. Урок получения новых знаний. Алгебра 9 класс.

Разработка содержит презентацию и план конспект урока по теме "Множества и операции над ними". Цели урока: образовательные: знакомство с понятием  множества, подмножества и элементами множес...

Множества и операции над ними. Урок закрепления изученного матриала. Алгебра 9 класс.

Разработка содержит план-конспект и презентацию к уроку, тест по теме и бланк ответов к тесту, а так же подборку дополнительных задач по теме. Урок закрепления новых знаний по теме "Множества и операц...

Урок – лекция по алгебре в 10 классе: «Комплексные числа и операции над ними»

Урок – лекция по алгебре в 10 классе: «Комплексные числа и операции над ними»...

Открытый урок "Реализация логических операций в компьютере"

Методическая разработка содержит конспект открытого урока, презентацию, практическое задание, домашнее задание.Тема урока соответствует календарно-тематическому плану дисциплины "Информатика и ИКТ" дл...

открытый урок "Реализация логических операций в компьютере"

Разработка содержит конспект урока, презентацию, практическое задание, домашнее задание, бланк ответов...

Урок – лекция по теме «Комплексные числа и операции над ними»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием комплексного числа; рассмотреть основные действия над комплексными числами.Задачи урока.Образовательные:Ввести понятие комплексного числа.Показать алгебраич...