Параллельные прямые
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Сергеева Вероника Григорьевна

ОТкрытый урок на тему параллельные прямые в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parallelnye.docx23.78 КБ
Файл parallelnye_pryamye_.pptx419.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 7  классе по теме «Параллельные прямые» (1 урок по теме)

Цель: формировать умение строить параллельные прямые; дать определение и ввести свойство параллельных прямых отрезков (лучей); развитие математической речи, познавательной активности; воспитание положительного отношения к предмету.

Задачи: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, навыки построения геометрических фигур; умение применять знания в жизненных ситуациях устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Планируемые результаты:

предметные:

отработать построение параллельных прямых

 уметь визуально определять параллельные прямые

личностные:

  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • понимать причины успеха в учебной деятельности;

метапредметные (универсальные учебные действия):

регулятивные

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

познавательные

  • использовать знако - символические средства при оформлении решения задания;
  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Форма организации урока: классный урок.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Методы обучения:  словесные (беседа, рассказ),

 наглядные (презентация, работа с чертежным треугольником),

практические (упражнения для коллективного, индивидуального выполнения в тетрадях).

Оборудование: проектор, ноутбук, мел, доска, чертежный треугольник.

План урока.

  1. Организационный момент (1 минуты).
  2. Актуализация знаний (5 минут).
  3. Сообщение темы урока и постановка цели урока (2 минута).
  4. Изучение нового материала и запись домашнего задания (12 минут).
  5. Физкультминутка (1 минуты).
  6. Закрепление изученного материала (7 минут).
  7. Подведение итогов урока, комментирование домашнего задания (3 минуты).

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

  1. Организационный момент. 

Цель этапа: создание благоприятной атмосферы на уроке, психологически настроить учащихся на урок.

Ребята, встаньте ровно, проверьте, все ли у Вас готово к уроку. Здравствуйте, садитесь..

Проверяют свою готовность к уроку.

На доске записаны: число, классная работа и тема урока.

  1. Актуализация знаний (материал 5, 6 класса). 

Цель этапа (обучающая): повторить ранее изученный материал (перпендикулярные прямые).

Обратите внимание на доску.

1. Какие прямые называются перпендикулярными?

2. С помощью каких инструментов можно построить перпендикулярные прямые?

3. Выберите квадрат, выпишите все пары перпендикулярных прямых.

Учащиеся на первые 2 вопроса дают устные ответы. Задание №3 выполняют устно, вместе с учителем.

  1. Сообщение темы урока и постановка цели урока. 

Цель этапа: сообщить и записать тему урока, совместно с учащимися поставить цель урока.

Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. Итак, запишите число, и тему урока. А пока записываете, подумайте, а какова цель нашего урока? Это ведь первый урок по теме. Что мы должны сегодня сделать?

Называют тему урока.

Записывают в тетрадях тему и число. Варианты постановки цели: познакомиться с параллельными прямыми, дать им определение, научиться их строить и т.д.

Данный этап урока проходит в форме беседы и поиска ответа на вопрос. Методы оценивания ответов учащихся – словесные. Кроме того, учитель отслеживает, стала ли цель урока личностно-значимой для каждого учащегося посредством адресных вопросов.

4. Изучение нового материала. 

Цель этапа (обучающая): дать определение параллельным прямым, научить распознавать параллельные прямые, научить строить параллельные прямые с помощью чертежного треугольника и линейки.

Давайте вспомним первый урок по теме «Перпендикулярные прямые». Что мы можем сказать о взаимном расположении двух прямых на плоскости?

Какие пары прямых отнесем к пересекающимся, а какие - не пересекаются?

На прошлых уроках мы рассмотрели пересекающиеся прямые (а именно перпендикулярные). Значит, нам осталось рассмотреть случай, когда прямые не пересекаются.

Посмотрите на слайд и подумайте: если прямые пересекаются, то сколько общих точек у них будет?

А на втором рисунке прямые не пересекаются, сколько у них общих точек?

Так вот, такие 2 прямые лежащие в одной плоскости, у которых нет общих точек (т.е. они не пересекаются), называют параллельными.

Название параллельных прямых произошло от греческого слова «параллела», что значит «идущие рядом». Для обозначения параллельных прямых древнегреческие математики использовали знак «=», однако 18 веке этот знак начали использовать для обозначения равенства чисел или выражений. А параллельные прямые начали обозначать «‖».

Приведите примеры параллельных прямых в окружающей обстановке.

Итак, мы дали определение параллельным прямым, теперь нужно научиться их проводить и обозначать.

Далее учитель работает у доски, показывая, как строить пары таких прямых.

А сколько таких прямых (параллельных данной) мы сможем провести?

Да, действительно, через точку, нележащую на прямой мы можем провести паралелльную прямую и притом только одну.

«Задание «2» и выполним задание, представленное на слайде. Использую разлиновку тетради, проведите перпендикулярные прямые, обозначьте их. Затем проведите еще одну перпендикулярную прямую к одной из них и обозначьте ее. Скажите, получилась ли у вас пара параллельных прямых?

5. Физкультминутка.

Прямые могут пересекаться, а могут не пересекаться.





Пересекаются – прямые на первом рисунке. На втором не пересекаются.










Одна общая точка.



Нет ни одной общей точки.







ПРОБЛЕМА













Учащиеся приводят примеры параллельных прямых в окружающей обстановке.


Продолжаем работать с презентацией. Материал наглядно представлен. Учащиеся принимают непосредственное участие в открытии новых знаний. Поэтому знания для них становятся лично значимыми. Учитель оказывает посильную помощь учащимся, если возникают сложности при ответе на поставленные вопросы.





































Цель этапа: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику.

Теперь отложили ручки и карандаши. Проведем небольшую физминутку. Делаем следующие упражнения, повторяя за мной:

1.Вытянули руки параллельно пола.

2. Вытянули руки параллельно доске.

3. Вытянули правую руку параллельно доске, левую параллельно парте.

4. А теперь наоборот.

Молодцы! Возвращаемся к работе в тетрадях.

Учащиеся выполняют упражнения, сидя на стульях за партами.

Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. 

6. Закрепление изученного материала. 

Цель этапа (обучающая): закрепить изученный материал, совершенствовать навык построения и распознавания параллельных прямых.

.Начертите прямую m. Постройте прямые n и k перпендикулярно прямой m. Что можно сказать о взаимном расположении прямых n и k



Начертите прямую а. Отметьте точку А, не принадлежащую прямой а. Провидите через точку А прямую параллельную прямой а.

.

Сколько параллельных  прямых можно провести через точку не лежащую на этой прямой?



№ 1

Укажите под какой цифрой указаны: параллельные прямые, пересекающиеся прямые, перпендикулярные прямые.

№2 Построить пятиугольник, две стороны которого лежат на параллельных прямых.

Все правильно -5

Одна, две ошибки – 4

Одна правильно решенная задача – 3

Кто получил пять поднимите руки. Кто четыре поднимите руки. Кто три поднимите руки

Учащиеся выполняют задания в тетрадях.

Один ученик записывает у доски, остальные - в тетрадях.



Ученики делают построения самостоятельно, учитель контролирует. Один ученик выполняет у доски.


Отвечают на поставленный вопрос.

Обучающиеся самостоятельно решают данные номера, только сверяем ответы.


7. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания. 

Цель этапа: подвести урок, оценить работу детей на уроке, прокомментировать ход выполнения домашнего задания.

Итак, записываем домашнее задание. Вам нужно прочитать в учебнике пункт номер 24, выучить определение параллельных прямых, и решить данную задачу, которую вы сейчас перепишите себе в тетрадь. Как вы собираетесь решать эту задачу.

Оценки за урок: …

Вспомним немного, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Кто помнит какие прямые называются параллельными?

Вам понравился урок?

До свидания.

Ученики комментируют вопросы учителя, намечают план выполнения домашней работы, задают вопросы учителю.

С помощью транспортира

Отвечают на вопросы, на последний вопрос поднимают смайлики, приготовленные заранее учителем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие прямые называются перпендикулярными? С помощью каких инструментов строятся перпендикулярные прямые? С А В D M N P

Слайд 2

Пара ЛЛ ельные прямые. Эти линии все знают. Направление храня, Они дружно убегают В бесконечность от меня… …Даже если линий много, Не смешать одну с другой: Они держат очень строго Расстоянье меж собой

Слайд 3

Проведите две прямые так, чтобы у них было разное взаимное расположение на плоскости. a b c d Как могут располагаться прямые на плоскости? Сколько общих точек могут иметь две прямые? Две непересекающиеся прямые на плоскости называются параллельными .

Слайд 4

Название параллельных прямых произошло от греческого слова « параллелой », которое означает « рядом идущие ». Для обозначения параллельности двух прямых древнегреческие математики использовали знак « = ». Но после того, как в 18 веке стали использовать знак равенства, параллельность стали обозначать с помощью знака || .

Слайд 5

Приведите примеры параллельных прямых в окружающей обстановке. И на картинке…

Слайд 7

Давайте построим параллельные прямые с помощью треугольника и линейки. I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 a b a || b

Слайд 8

Начертите две пары параллельных прямых. А В С D На одной паре прямых отметьте по две точки. Назовите получивш иеся отрезки. Что можно сказать об этих отрезках? На второй паре параллельных прямых отметьте по одной точке. K M L N Какие геометрические фигуры получились? Что можно сказать об этих лучах? Сформулируйте определение параллельных отрезков (лучей).

Слайд 9

А теперь проверим, как вы поняли новый материал. Верно ли утверждение: две непересекающиеся прямые называются параллельными.

Слайд 10

Начертите прямую m . Постройте прямые n и k , перпендикулярные прямой m . m n k Что можно сказать о взаимном расположении прямых n и k ? Начертите прямую a . Отметьте точку А, не принадлежащую прямой a . Проведите через точку А прямую, параллельную прямой a . a А Сколько прямых, параллельных данной, можно провести через точку плоскости, не лежащую на данной прямой?

Слайд 11

Верно ли утверждение: если две прямые перпендикулярны третьей прямой, то они параллельны ?

Слайд 12

1. 3. 2. a a a b b b № 1.Укажите под какой цифрой указаны: параллельные прямые, пересекающиеся прямые, перпендикулярные прямые.

Слайд 13

№ 2 – построение . Опишите взаимное расположение прямых. Постройте пятиугольник, две стороны которого лежат на параллельных прямых.

Слайд 14

№ 1 Параллельные -2 Перпендикулярные – 3 Пересекающиеся – 1,3 Пятиугольник ABCDE . AE || BC С D E В А № 2 Проверка

Слайд 15

Домашнее задание П.24- читать, Учить определение Задача: Построить две параллельные прямые , провести линию пересекающую эти прямые. Измерить все получившиеся углы.

Слайд 16

Какая тема нашего урока ? Кто помнит какие прямые называются параллельными? Вам понравился урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по геометрии в 7 классе по учебнику авторов Л.С.Атанасян, Б.Ф.Бутузов Тема : Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых (повторение темы)

1) привести в систему знания, умения, навыки по теме «Параллельные прямые»;n    2) совершенствовать навыки решения задач по данной теме;n    3) развив...

Урок по геометрии в 7 классе по учебнику авторов Л.С.Атанасян, Б.Ф.Бутузов Тема : Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых (повторение темы)

1) привести в систему знания, умения, навыки по теме «Параллельные прямые»;n    2) совершенствовать навыки решения задач по данной теме;n    3) развив...

Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых"

Представлен конспект укрока по геометрии для учащихся с недостаточной математической подготовкой по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых". На уроке используется презентация....

Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых. 7 класс

Урок изучения нового материала. Математическое лото, ребусы,работа по готовому чертежу, физкультминутка, мини-тест и многое другое на этом уроке....

Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых. 7 класс

Урок изучения нового материала. Математическое лото, ребусы,работа по готовому чертежу, физкультминутка, мини-тест и многое другое на этом уроке....