Разработка внеклассного мероприятия "Математический ералаш"
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

Волкова Ольга Леонидовна

Сценарий математического мероприятия для учащихся 7-8 классов средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrab_vnek.mer_.matem_.eralash.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ливенская средняя общеобразовательная школа №2»

Красногвардейский район
Белгородская область

Внеклассное мероприятие


«Математический ералаш»

Для учащихся 7-8 классов средней школы

Составила: учитель математики Волкова О.Л.

Цели:

развивать интерес у учащихся к изучению математики, расширить кругозор.

Задачи:

 -образовательная -расширить знания в области математики;  способствовать интеллектуальному развитию личности;

-развивающая- развивать интерес  к изучению математики; развивать внимание, сообразительность, находчивость, любознательность, умственные способности;

-воспитательная- воспитывать культуру общения, чувство коллективизма, желание оказывать помощь и поддержку в затруднительном положении, уметь замечать в своей работе позитивное и прекрасное.

Оборудование.

1.Плакаты с названиями команд и их девизами.
2.Эмблемы для участников конкурса.

3.Плакаты с заданиями.

4.Заготовки математических фигур.

5.Доска, мел.

6. Компьютер, экран.

7.карточки с цифрами.

8.Диплом  для победителей.

Все конкурсы оцениваются по 5-бальной шкале.

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово ведущего: Уважаемые участники нашего математического праздника и гости! Мы рады приветствовать вас на конкурсе юных математиков. Я вам сейчас расскажу один очень интересный факт из истории математики. Знаете ли вы, что муравьи способны объяснять друг другу путь к пище, умеют считать и выполнять простейшие арифметические действия. Например, когда муравей-разведчик находит еду в специально сконструированном лабиринте, он возвращается и объясняет, как пройти к ней, другим муравьям. Если в это время заменить лабиринт на аналогичный, то есть убрать феромоновый след, сородичи разведчика все равно найдут пищу. В другом эксперименте разведчик ищет в лабиринте из многих одинаковых ответвлений, и после его объяснений другие насекомые сразу бегут к обозначенному ответвлению. А если сначала приучить разведчика к тому, что пища с большей вероятностью будет находиться в 10, 20 и так далее ответвлениях, муравьи принимают их за базовые и начинают ориентироваться, прибавляя или отнимая от них нужное число, то есть используют систему, аналогичную римским цифрам. Так вот, даже муравьям известны простейшие знания математики. А как мы с вами знаем математику, учим ее с интересом или без, мы узнаем по итогам нашего конкурса. И попытаемся показать нашим гостям, что математика не такая уж и скучная наука.

 (Представление жюри).

1.Конкурс «Приветствие»

Ведущий: А сейчас мы поприветствуем команды юных математиков , команду 7 класса «Числитель» и команду 8 класса «Знаменатель»и дадим  им слово для приветствия .

Команда «Числитель»:

 Наш девиз:

 Математику, друзья,
Не любить никак нельзя!
И недаром Пифагор
Всем известен до сих пор.
Имя мы его прославим,
В нас поверить всех заставим!

 

Команда «Знаменатель»:

Наш девиз:

 Если много хочешь достичь и узнать,
Надо твердо на пять математику знать!

2.Конкурс «Разминка».

Конкурс называется «Математическая перестрелка»

Команды задают друг другу по 5 вопросов  по математике, которые они подготовили заранее.

Команда «Числитель»:

1.В равностороннем треугольнике проведены высота, медиана и биссектриса. Какой из этих отрезков имеет большую длину? (они равны)

2.Как изменится площадь трапеции, если у нее  поменять местами основания? (не изменится).

3.Можно ли провести из одного центра 3 окружности разных радиусов так, чтобы они пересеклись? Если «да», то изобразить на доске. (нет)

4.Как иначе называют знак квадратного корня? (радикал)

5.Кирпич это квадрат или прямоугольник? (это строительный материал, а имеет  он форму прямоугольного параллелепипеда).

Команда «Знаменатель»:

1.Изменится ли радиус круга, если круг разрезать пополам?(нет)

2.Если через весь земной шар провести 2 параллельные линии, то где они закончатся? (они не закончатся, они попадут  в свое начало)

3.Изменится ли объем жидкости, если её переливать 10 раз из 2-х литровой  кружки  в 3-х литровую банку? (да, изменится, так как каждый раз на стенках данных сосудов будет оставаться небольшое количество жидкости, что и приведет к её уменьшению)

4.Когда ноль увеличится в сто раз? (когда к нему слева дописать 10)

5.У  равнобедренного треугольника провели к основанию высоту и медиану. Как изменится высота, если к этому же основанию провести еще и биссектрису? (никак, они равны)

3.Конкурс «Домашнее задание».

На конкурс приглашаются по 1 участнику.

а)Из предложенных заготовок, вырезанных из бумаги геометрических фигур, сложить какой-либо рисунок (2минуты).

Пока выполняется это задание, остальные члены команд  участвуют во втором конкурсе:

б)спеть по 1 куплету песен с математическим смыслом (поочередно).

4. «Конкурс капитанов».

Восьмой тур мы начинаем,

Капитанов приглашаем,

Будут трудные задачи,

Пожелаем им удачи!

На доске нарисованы геометрические фигуры - прямоугольник и параллелограмм. Капитаны выбирают себе по рисунку.

Задание: выполнить всевозможные построения элементов этих фигур. Обменяться рисунками и по каждому дать объяснения и определения.

5.Подведение итогов проведенных конкурсов.

6. «Конкурс болельщиков»

Ведущий показывает карточки с числами, а болельщики быстро  озвучивают  название сказки, фильма, песни, или рассказывают несколько строк из стихотворения, пословицы, поговорки, считалочки и др., в которых присутствуют данные числа. Баллы болельщиков можно прибавить к заслугам соответствующей команды.

7. «Конкурс команд».

а)Решить устно шуточные задачи:

1.На двух руках десять пальцев, а на десяти руках? (50).

2.Четверо игроков играли в домино четыре часа. Сколько часов играл каждый игрок? (4)

3.Сидят на ветках три белки. Против  каждой белки сидят по две белки. Сколько всего белок? (3).

4.Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось? (1,т.к.остальные улетели).

5. В автобусе ехали 25 человек. 
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)

6. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, 
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон - 
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)

7. На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели, 
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)

8. Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на рынке? (10)

9. Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,
У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.
Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?"
[Глупый, глупый Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград. 
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!]

10. Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (четырем детям раздать по яблоку, а пятому отдать яблоко в корзине).

б)Из слов, представленных на экране сформировать группы  терминов, подходящих по математическому смыслу: круг, перпендикуляр, радиус, объем, сторона, диаметр, ширина, хорда, диагональ, гипотенуза, высота, прямоугольник, центр, окружность.

в) Придумать по одной  задаче, применив как можно больше математических терминов.

8.Игра «Будь внимателен»

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»

Приз немедленно бери.

Понятно, когда брать приз?

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду «раз», «два», … «Марш»

 

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до полной ночи,

А про себя их повтори

Разок, другой, но лучше…пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать

Ну, что ж вы приз, друзья,  не взяли?
Когда была возможность взять?

9.Конкурс «Веселая переменка»

а)изобразить любую цифру;

б)изобразить любую геометрическую фигуру;

в)составь пару:

 Например: теорема-доказательство.

 Итак,(в скобках даны возможные ответы, могут быть другие варианты) квадратный –(корень),  степень – (числа), прямоугольный –(треугольник), катет-(гипотенуза), ширина-(высота), сумма-(слагаемое), угол-(градус), радиус –(диаметр).

10.Мини-концерт:

 Стихи о математике (заранее подготовлены из болельщиков), песни- по желанию.

1. О, математика земная, гордись прекрасная собой.

Ты всем наукам мать родная  и дорожат  они тобой.

Твои  расчеты величаво ведут к планетам  корабли

Не ради праздничной забавы, а ради жизни на земле.

И чтобы мысль людская в поколенья несла  бесценные дары  

Великих гениев  творенья, полеты в дальние миры!

В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил,

Тебя царицей  величавой,  недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава, стройна в полете как стрела.

Твоя немеркнущая слава в веках  бессмертье обрела.

Я славлю  разум  человека, дела  его волшебных рук,

Надежду  нынешнего века, царицу всех земных наук.

2. Среди наук из всех главнейших

Важнейшая всего одна.

Она сложна среди простейших,

Для упрощения дана.

Чтобы решить труднейшую задачу

И знать побольше всех, идя вперед,

Ты ничего не бойся, ищи эту удачу,

И обязательно она тебя найдет.

Учите алгебру, она глава наукам,

Для жизни очень всем нужна,

Ты должен знать её, познай ученья муки,

И будет знанием твоим она покорена.

Когда достигнешь ты наук высоты,

Познаешь цену знаниям своим,

Поймешь, что алгебры красоты,

Для жизни будут кладом не плохим.

3. Да! Математику нам нужно знать!

Ведь без неё мы кто! Природы дети!

А с ней творцы, создатели чудес!

Она в познании, будто солнце светит,

А без неё познание – тяжкий крест!

Так пусть мир чисел, формул, теорем,

Гипотез, лемм и аксиом прекрасных,

Нам другом будет, без исключения всем!

Чтоб всё в природе стало ясным и понятным!

Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия (интеллектуальная игра) по физике и информатике для учащихся 5-11 классов «Ералаш»

Данная игра проводилась в декабре 2011 года, в рамках проведения интеллектуальных игр на приз директора школы.В игре участвуют все классы школы с 5 по 11, по 6 человек от каждого класса.  В коман...