Презентация по алгебре на тему "Графический способ решения задач с параметрами"
презентация к уроку по алгебре (9, 10, 11 класс) по теме

Прошина Людмила Николаевна

В презентации рассмотрены различные решения уравнений, неравенств, задач с параметром графическим способом. Материал можно использовать на элективном курсе в 9-11 классах по алгебре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon graficheskiy_sposob_resheniya_zadach_s_parametrom.zip403.02 КБ

Подписи к слайдам:

Занятие элективного курса «Задачи с параметром» в 9 классе Автор – Прошина Л. Н., учитель ЧУ ООШ «ВЕНДА»
Уравнения с параметром вызывают серьезные трудности логического характера. Каждое такое уравнение – это, по существу, краткая запись семейства уравнений. Ясно, что выписать каждое уравнение из бесконечного семейства невозможно, но, тем не менее, каждое из них должно быть решено. Легче всего это сделать с помощью графического представления зависимости переменной от параметра .На плоскости функция задает семейство кривых зависящих от параметра . Нас будет интересовать с помощью какого преобразования плоскости можно переходить к другим кривым семейства
Дана функция у = f(x), где Найдите число решений уравнения f(x) = a, где а - любое число.Решение: Построим график функции у = f(x) :
A
B
C
D
E
R
N
Уравнение имеет столько решений, сколько раз прямая у = апересекает график функции:
если a<0 , то графики пересекаются в одной точке (А), т.е. одно решение;
2) если a=0, то графики пересекаются в двух точках (В,С) – что дает два решения;
3) если 0< a<3, то графики пересекаются в трёх точках (D,E,N) – что дает три решения;
M
K
4) если a =3, то графики пересекаются в двух точках (M,K) – что дает два решения;
5) если a>3 , то графики пересекаются в одной точке (R), т.е. одно решение.
Ответ
Уравнение имеет столько решений, сколько раз прямая пересекает график функции:
Найдите число решений уравнения в зависимости от параметра а.Решение: Построим график функции
1) если a<0 , то графики не имеют общих точек, т.е. нет решения;
2) если a=0 , то графики имеют две общие точки (А и В), т.е. два решения;
3) если 04) если a=4, то графики имеют три общие точки (C, K, D), т.е. три решения;
5) если a>4, то графики имеют две общие точки (E и F), т.е. два решения.
A
B
M
N
P
Q
C
K
D
E
F
Ответ
Уравнение имеет столько решений, сколько раз прямая пересекает график функции:
Найдите число решений уравнения в зависимости от параметра а.Решение: Построим график функциис учётом, что
1)Если а+3<0 , т.е. a<-3 , то графики и не пересекаются, а значит нет решений.
2) Если а+3=0 , т.е a=-3. , то графики пересекаются в двух точках (А и В) и, стало быть исходное уравнение имеет два решения.
3) Если , или то графики имеют четыре общие точки (C, D, E, F), а исходное уравнение – четыре решения.
4) Если , т.е. а=-1 и а=2 , то графики имеют три общие точки (M, N, P). Значит, уравнение имеет три решения.
A
B
C
D
E
F
M
N
P
Q
R
5) Если же или -1Ответ
Ответ
Найдите все значения параметра а, при которых графики функций и имеют одну общую точку. Решение: Построим графики функций , ОДЗ: х≠2и - семейство парабол, смещенных параллельным переносом по оси Ох

У=1
У=-1
а=-2
а=-1
а=1
а=-3
а=0
график функции у = |х - а| лежит ниже графика функции у=х+3, значит при а ≥ -3
Ответ
Для каждого значения параметра а решите неравенство Решение: Построим графики функций у = х - а и у=х+3
у=х+3
а=4
а=1
а=-1
а=-3
а=-5
если а < -3, то график функции у = |х - а| лежит выше у = х+3 , значит решений нет;
если а ≥ -3, то находим точку пересечения: –х + а = х + 3;
Ответ: при а < -1 x € [-2; + ) при а ≥ -1 x € [ ; + )
Для каждого значения параметра а решите неравенство Решение: Построим графики функций у = и у=а+1
а = -2
а = -1
а = 0
Графический метод. Координатная плоскость (x;a)Алгоритм решения.
Находим область определения уравнения. Выражаем a как функцию от х. В системе координат хОа строим график функции а = F(х) для тех значений х, которые входят в область определения данного уравнения. Находим точки пересечения прямой а = с, где с (-∞;+∞) с графиком функции а = F(х). Если прямая а = с пересекает график а = F(х), то определяем абсциссы точек пересечения. Для этого достаточно решить уравнение а = F(х) относительно х. Записываем ответ. 
При каких значениях параметра уравнение имеет два корня?Решение. Переходим к равносильной системе

.
Из графика видно, что при уравнение имеет 2 корня.
Найдём координаты вершины параболы:
Ответ: при
уравнение имеет два корня.
а
х
Решите уравнение с параметром а Решение: Поскольку х = 0 не является корнем уравнения, то можно разрешить уравнение относительно а: или

.
а
Если , то прямая а = с пересекает график в одной точке. Абсциссу этой точки найдем при решении уравнения относительно х.
Если , то прямая а=с пересекает график уравнения в двух точках. Абсциссы этих точек можно найти из уравнений и
Если , то прямая а = с не пересекает график уравнения, следовательно решений нет.
Ответ
х
если a<0 и a>3, то одно решение; если a=0 и a =3 , то два решения; если 0< a<3, то три решения.
Ответ:
если a<0 , то нет решения;если a=0 , a>4, то два решения;если 0Ответ:
при a < -3 нет корней;при a = -3 и -1 < a < 2 два корня;при -3 < a <-1 и а > 2 четыре корня;при а = -1 и a = 2 три корня;
Ответ:
если а < -3, то решений нет; если а ≥ -3, то .
Ответ:
если , то ;если , то , ;если , то решений нет 
Ответ:

,
а) при каких значениях параметра а уравнение имеет три решения? Найдите эти решения.б) Определите число решений уравнения в зависимости от параметра а.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс по алгебра для 9 класса "Решение задач с параметром"

Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, прим...

Программа элективного курса по алгебре и началам анализа, 11 класс. "Решение задач с параметрами"

Рабочая прграмма для проведения элективного курса в 11 классе по теме "Решение задач с параметрами"...

Различные способы решения задач с параметрами.

Рассматриваются различные способы решения задач с параметром: алгебраический, графический, с пмощью производной, методом симметрии и т. д....

Параметры в задачах ЕГЭ. Функционально-графический подход к решению задач с параметром.

Внеклассная работа. Подготовка к экзамену. Проведена в форме "Математических чтений" (идея кадетского корпуса). Занятие проводится в форме обмена знаниями между учащимися. Кадеты заранее получают тему...

Исследовательская работа на тему "Способы решения задач с параметрами"

исследуюся графический, аналитический методы и метод мажорант...

Применение различных способов и методов решения задач с параметрами

Задачи с параметрами являются сложными потому, что не существует единого алгоритма их решения. Спецификой подобных задач является то, что наряду с неизвестными величинами в них фигурируют параметры, ч...

Аналитический способ решения задач с параметром.

Данный материал предназначен для обучающихся 10-11 классов и содержит задания для подготовки к ЕГЭ по теме "Задание №18. Решение задач с параметром". Он направлен на совершенствование умений...