Урок по теме: "Правописание суффикса -чик (-щик)"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Корчагина Зоя Владимировна

Урок русского языка в 6 классе.

Тема:  Правописание суффикса -чик (-щик)

Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик(-щик) и  правилом  написания букв ч и щ в суффиксах.

Задачи: 1. Обучающая: научиться узнавать суффиксы -чик (-щик), научиться правильно писать -чик, -щик; устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ  в суффиксах.

2. Развивающ.: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

3. Воспитат.: вызвать интерес к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_suffiksa_-chik_-shchik.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема:  Правописание суффикса -чик (-щик)

Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик(-щик) и  правилом  написания букв ч и щ в суффиксах.

Задачи: 1. Обучающая: научиться узнавать суффиксы -чик (-щик), научиться правильно писать -чик, -щик; устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ  в суффиксах.

2. Развивающ.: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

3. Воспитат.: вызвать интерес к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Ход урока

1. Орг.момент

Здравствуйте, ребята! Всё внимание на меня. Проверяем вашу готовность к уроку: на столе у вас учебники, тетради, дневники, ручки и карандаши. Молодцы!

2. Повторение изученного. В начале урока мы повторим изученный материал: а. Работа по карточкам (5 человек)

б. У доски работает________________ (синт.разбор предложения + 2 сущ по составу). К доске выходим с дневником!

в. а все остальные работают вместе со мной: 1. Какую часть речи мы изучаем? слайд

Фронтальный опрос: 1. . Имя существительное-это часть речи, которая обозначает действие предмета? верно? слайд

3. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? Верно? слайд

4. . К разносклоняемым существительным относятся 10 сущ-ых  среднего рода на -мя и сущ мужского рода путь? слайд. Назовите эти 10 сущ-ых среднего рода на -мя (слайд)

Хорошо, а сейчас докажем, что данные сущ-ые разносклоняемые. для этого просклоняем сущ-ое время. К доске идёт.......... И.п время Р.п времени Д.п. времени   В.п. время  Тв.п временем П.п о времени. Итак, докажи, что сущ время является разносклоняемым ( у данного сущ-ого в Р.,Д., П.падежах единственного числа окончания сущ-ых 3-го склонения -и; а в ТВ.п окончание сущ-ых 2-го склонения - ЕМ)

5. Несклоняемые имена существительные-это существительные, которые... Продолжите.  ..........(не изменяются по падежам,т.е. не склоняются. Они имеют во всех падежах одну и ту же форму слова; например: радио, пальто. К нескл. отн-ся многие сущ-ые иноязычного происхождения, с конечными гласными-О,Е,И,У,Ю и с конечным ударным А. Иногда бывает трудно определить род нескл сущ-ых: нескл.неодуш.сущ относятся в основном к м.р или ср.р: осеннее пальто, чёрный кофе. нескл одуш. относятся к Ж.р,если обозначают лиц женского пола,если же обозначают лиц  м.пола или животных, то к М.роду.)

 7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к мужскому, и к женскому роду. Как называются данные сущ-ые? .......(сущ общего рода,т.к. обозначают качества людей, они относятся к м,р, если обозначают лиц мужского пола, или к Ж.р,если лиц женского пола).

8. Когда НЕ с сущ-ыми пишется слитно, а когда раздельно? ..........(правило+ примеры) А мы проверяем по таблице. Очень хорошо, мы повторили основные сведения по теме "Имя сущ-ое".

Собираем карточки.

Ребята, внимание на доску: _.......  выполнял(а) синтаксический разбор предложения и разбор   сущ.  по составу. Ученик устно объясняет ход работы. ? Каким способом было образовано слова, от какого слова. Оценка.

3. Новый материал.  Давайте вспомним: из каких морфем состоит слово? С помощью каких морфем могут быть образованы новые слова? ( фронт.опрос; актуализация изученного ранее материала)

? Что такое суффикс? (ответы учащихся),  слайд    Образуйте от  слова лес при помощи суф сущ-ые.

Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему  сегодняшнего урока "Правописание суффикса -чик(-щик)".Цель нашего урока: познакомиться с суффиксом  -чик(-щик),с правилом написания букв Ч и Щ в суффиксе.

 Слайд. Посмотрите на слова:  объездчик        обойщик

                прокатчик        фонарщик

                грузчик        танцовщик

                разносчик        прицепщик

                                                           перебежчик                    съёмщик

   Создаю ситуацию затруднения:  Что обозначает в этих словах значимая часть слова- суффикс -чик(-щик)? (обозначает человека по профессии и роду занятий)

Представьте, что на несколько минут вы превратились в учёных, внимательно рассмотрите слова, сопоставьте их, попробуйте самостоятельно сформулировать правило о правописании суффикса -чик, -щик. ( выводы ребят, запись примеров в тетрадь)

Я хочу обратить ваше внимание на вот такую "запоминалочку" (слайд) (память:зрит, слух, образн, эмоцион). Зарисуйте эту "запоминалку" в тетради (трафарет приготовлен заранее для каждого ученика/ на парте).

Выводы наши хороши, но давайте проверим себя по учебнику: совпадают ли они с правилом, с новой орфограммой. Открываем учебники на странице 102 и читает орфограмму ___________. Обратите внимание на то, как оформляется данная орфограмма на письме.

4. Закрепление.1 Записать в два столбика слова с суффиксом -чик(-щик), проговаривая условия выбора буквы ч или щ, правильно обозначая орфограмму на письме. (слайд)   

Отвечать у доски будет .........

(Извозчик, обходчик, резчик, прессовщик, разведчик, подборщик, смазчик, укладчик. наборщик, формовщик, грузчик).

Физминутка

2. А сейчас у нас лексический диктант. Кто подскажет ,что это такое? (по лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности, объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму).

У   доски  работает ...........

1. Рабочий, специалист по бетонным работам.

2. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке.

3. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, чего-нибудь.

4. Работник бани, обслуживающий посетителей.

5.Специалист по типографскому набору.

6. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь.

7. Лицо, которое снимает, арендует помещение.

8. Работник буфета.

9. Рабочий, занимающийся ремонтом крыш.

Проверка слайд

3. Запишите 3 предложения, вставив пропущенные буквы, объясните орфограммы.

 Работает у доски.....

Слайд

1.Барабан_ики яростно колотили в барабаны.

2. Рабочие передавали смен_икам станки.

3. Резко сигналили шофёры, сновали агенты, груз_ики в форменных фуражках, покрикивали воз_ики.

Молодцы, с этим заданием вы также успешно справились.

4. Тест (5 вопросов). Орфограмму изучили, предлагаю вам проверить свои знания.

Все справились? Давайте проверим (слайд с ответами).  Несколько работ берёт учитель на проверку.

   5. Итоги. Урок подходит к концу, давайте сделаем вывод:

1 От чего  зависит выбор суффикса -чик или -щик?  ( выбор суффикса -чик или -щик зависит от предшествующей суффиксу согласной буквы)

2. Когда пишется суффикс -чик? Примеры

3. Когда пишется суффикс -щик? Примеры.

6. Д/з:  Открываем дневники и записываем на ........домашнее задание: орфограмма 33 на странице 102 (выучить), упражнение 247.

Оценки за ответ на уроке получают__________________. Оценки в дневники.

Спасибо за урок.

Тест. 1 вариант

1. В каком слове пишется суффикс -чик?

а. свар_ик

б. упаков_ик

в. забой_ик

г. груз_ик

2. В каком слове пишется суффикс -щик?

а. буфет_ица

б. объезд_ик

в. прессов_ик

г. автомат_ик

3. В каком слове в суффиксе пропущена буква Щ?

а. вертолёт_ик

б. рассказ_ик

в. приказ_ик

г. компьютер_ик

4. В каком слове пропущена буква Ч?

а. экскаватор_ик

б. камен_ик

в.  смен_ик

г. аппарат_ик

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а. перевод_ик, переплёт_ик, камен_ик

б. пиль_ик, воз_ик, перепис_ик

в. перебеж_ик, набор_ик, перевоз_ик

г. подпис_ик, извоз_ик, проход_ик.

Ответы: 1 г; 2 в; 3 г; 4 г; 5 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Правописание имен существительных с суффиксами –чик-, -щик-. 6 класс.

На уроке использована ролевая игра "Слет  специалистов", которая снимает напряжение, помогает формировать навыки учебной деятельности,прочные и глубокие знания. Игра развивает устойчивый интерес ...

Конспект урока на тему:"Правописание -н-нн в суффиксах причастий".

Данный урок выстроен в соответствии с методическими принципами технологии личностно ориентированного обучения и нацелен на систематизацию и обобщение знаний учащихся по одной из сложных тем .Содержани...

Открытый урок по теме: "Правописание Н и НН в суффиксах причастий"

Урок обобщения и систематизация материала о правописании Н и НН в суффиксах причастий...

Презентация к уроку по теме "Правописание н- и нн- в суффиксах причастий" 7 класс

Презентация является хорошим наглядным приложением к теоретическому материалу урока....

урок по теме "Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи"

Разработка открытого урока по русскому языку для 11 класса...

Презентация к уроку по теме Правописание н-нн в суффиксах имен прилагательных

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Тема " Правописание н-нн в суффиксах имен прилагательных"...