Открытый урок по теме: "Правописание Н и НН в суффиксах причастий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Сапунова Елена Викторовна

Урок обобщения и систематизация материала о правописании Н и НН в суффиксах причастий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_n_i_nn_v_prich.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

русского языка в 7 «Б» классе

по теме:

 «Правописание Н и НН в суффиксах причастий»

Учитель: Сапунова Е.В.

2011-2012 учебный год

Цели: обобщить и систематизировать материал о правописании Н и НН в суффиксах причастий; сформировать навык правильного написания слов на изучаемые орфограммы; способствовать развитию речи, логического мышления.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Знать: орфограммы «Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами.

Оборудование: карточки, таблицы-схемы, интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Ребята, добро пожаловать на необычный урок, урок для сладкоежек, уж очень вкусный и аппетитный. Почему? Потому что мы с вами отправимся в ресторан «Сладкая жизнь», где «попробуем» изыски кулинарного искусства: торты и пирожные.

А заодно повторим правописание Н и НН в суффиксах причастий.

 И чтобы нам при дегустации не попасть впросак, вспомним и закрепим правила о правописании Н и НН в суффиксах причастий.

  1. Работа с таблицами схемами.

Учащиеся под руководством учителя работают с таблицами-схемами.

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Н или НН

                                                   -н-                                        -нн-

                                        1.-ин-, -ан-, -ян-                       1.-онн-, -енн-

                                        искл.: стеклянный                   искл.: ветреный

                                                   оловянный

                                                   деревянный                  2. сущ. н+н= нн

                                                                                         искл.: свиной, юный

Карточка.

Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется Н

а) кожаный, мышиный, дровяной

б) шмелиный, осиный, карманный

в) вещественный, ремесленный, обеденный

      Ответ: а

Правописание н и нн в суффиксах причастий

и отглагольных прилагательных

Н или НН

                                                -н-                                             -нн-

                                 1. Если  нет                               1. Если есть       ,кроме не

                                 2. Нет зависимых слов            2. Есть зависимое слово

                                 3. Слово образовано от           3. Слово образовано

                                     глагола несов. вида                 от глагола сов. вида

                                 искл.: данный, нежданный,

                                           негаданный и др.       

                                 4. В кратких страдательных   4. Слово оканчивается

                                     причастиях                               на –ованный, -ёванный

  1. Работа со слайдами.

Задание к слайдам:

  1. Вставьте пропущенные буквы.

мелко резанный (прич.)

сушёный (прилаг.)

тушённый в сметане (прилаг.)                          

смешанный (прич.) с измельчённым (прилаг.) луком

  1. Вставьте пропущенные буквы.

румяное (прилаг.)

нарезанное (прич.) кубиками

мочёное (прилаг.)

смешанное (прич.) с творогом

очищенное (прич.)

  1. Вставьте пропущенные буквы.

жжёный (прилаг.)

пережжённый (прилаг.)

сваренный (прич.) по-турецки

свежеприготовленный (прич.)

разбавленный (прич.) молоком

Учитель: ребята, вы молодцы! Правила мы повторили и верно привели примеры. А вот и блюда для дегустации.

  1. Торт «Трюфель».

Бисквитный пласт, разрезанный (прич.) на две части, разложить на две стеклянные (прилаг. искл.) тарелки, украшенные (прич.) орнаментом. Каждую из частей, пропитанную (прич.) сиропом и прослоённую (прилаг.) сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещённую (прилаг.) солнцем сторону. Через несколько минут обе половинки, хорошо пропитанные (прич.) кремом, соединить. Сверху и с боков, смазанных (прич.) кремом и обсыпанных (прич.) шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт будет украшен конфетами, масляным (прилаг.) кремом и оформлен в виде плетёной (прилаг.) корзинки.

  1. Самостоятельная работа по вариантам.

Учитель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием. А теперь мы с вами будем работать в роли корректора. Через несколько минут состоится открытие ресторана, а повар не знает, как пишутся некоторые слова, и оказалось, что в меню остались пропущенные буквы. Ребята, поможем восстановить текст.

Меню 1.

1. Салат из белокочанной маринованной капусты с фруктами.

2. Закуска из печеного или тушеного птичьего мяса.

3. Яйца, фаршированные сельдью.

4. Капуста острая моченая по-китайски.

5. Кукуруза жареная с луком.

Меню 2.

1. Сазан заливной фаршированный.

2. Телятина с ветчиной, запеченная в соусе.

3. Щи из квашеной капусты с картофелем.

4. Суп картофельный с макаронными изделиями.

5. Рулеты из рыбного филе, отваренные с укропом.

  1. Ученик читает стихотворение.

Теперь займемся мы столом.

Он полированный притом.

Крахмаленая скатерть есть.

А вязаных салфеток шесть.

И вот ученый попугай

Гостей зовет на каравай:

Вот бьют настенные часы.

У дам припудрены носы.

Вот стеганых жилетов ряд

И туфель чищеных парад.

Уж можно ужин подавать,

Чтоб званых в гости удивлять.

  1. Беседа по вопросам.
  • Как отличить на письме прилагательное от причастия?
  • Когда в прилагательных, образованных от существительных, пишется Н?
  • Когда в прилагательных, образованных от существительных, пишется НН?
  • Когда в причастиях и отглагольных прилагательных пишется Н?
  • Когда в причастиях и отглагольных прилагательных пишется НН?

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме "Правописание предлогов"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе...

Презентация к открытому уроку на тему: "Правописание окончаний имен прилагательных" для детей коррекционной школы V вида

. Цель урока:1. Расширить словарный запас учащихся;2. Закрепить знания об имени прилагательном;3. Развивать умение согласовывать имена прилагательные в роде, числе и падеже;4. Совершенствовать орфогра...

Конспект открытого урока на тему "Правописание приставок пре и при"

       Цели урока:·       создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащих...

Открытый урок по теме :"Правописание падежных окончаний имен прилагательных"

Открытый урок по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"....

Открытый урок на тему "Правописание союзов и омонимичных им слов"

Разработка содержит конспект урока. презентацию, раздаточный материал по теме "Правописание союзов и омонимичных им слов"...

Открытый урок. Обобщение темы: Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ- . 6 класс. Учитель Дрягина Л.Ю. (конспект урока)

Цели урока:- обобщить знания  обучающихся по теме «Правописание гласных е и и в приставках пре, при» и их графическим обозначением на письме;- тренировать учащихся в определении основ...