Система оценивания на уроках математики.
статья по алгебре на тему

Различия между оценкой и отметкой.

•          Оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

•         Отметка - результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания на уроках математики. 
«Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке.» (Липкина А.И.) 
При переходе в режим развивающего обучения изменяются подходы к оцениванию.

«Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке.»                 

В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

Цели оценки знаний и умений учащихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Различия между оценкой и отметкой. Оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. Отметка - результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).Функции отметки: контролирующая (на каком уровне усвоен материал);стимулирующая констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет);уведомляющая (какой балл получил ученик за изученный материал);карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);регулирующая (позволяет добывать положительные отметки). 
Выставляя ребенку отметку  не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том , что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли  за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе , оставит равнодушным. Сегодня, наверное , именно в этом заключается объективность и справедливость отметки. 
Оценка – отношение к результату проверки знаний в сравнении с эталоном (требования программы).

Отметка – это зафиксированный в баллах результат оценки (пятибалльная шкала, процентная шкала, диаграмма успешности…).

Различия между оценкой и отметкой.

  •  Оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
  • Отметка - результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).
  • Функции отметки: 
  • контролирующая 
  • (на каком уровне усвоен материал);
  • стимулирующая
  • констатирующая 
  • (занимается ученик по этому предмету или нет);
  • уведомляющая 
  • (какой балл получил ученик за изученный материал);
  • карательная
  • (все нормально в учебе или пора принимать меры);
  • регулирующая
  •  (позволяет добывать положительные отметки).

Отношение к оцениванию

  • «Ни один поросенок от взвешивания не прибавил в весе»
  • «Мы не можем измерить все образовательные результаты, но это не оправдывает того, что мы не меряем то, что можем измерить»

Почему технология оценивания  занимает все более важное место?

  • Меняется формат: автономия учащегося - необходима техника мониторинга и самооценки.
  • Меняется среда : возможность мерить то, что раньше  было неизмеряемо.
  • Оценивание все больше становится механизмом развития учащегося (формирующее оценивание).
  • Оценивание становится механизмом развития образовательного учреждения и всей системы образования страны.

Качественное оценивание необходимо для подотчетности обществу.

  • Новые формы оценивания знаний.

1.Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;

 2.Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;

  3.Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.

      Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика то, чему

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Методы контроля знаний учащихся
(метод – система определённых приёмов обучения):

  • У с т н ы е: опрос учителем, взаимопроверка, защита рефератов, рецензия ответа, ситуативный диалог.
  • П и с ь м е н н ы е: контрольные работы, работа по карточке, письменный зачёт, письменный опрос, решение задач, составление задач, составление плана, тесты.
  • И г р о в ы е: викторины, «дуэли», соревнования, игры на внимание, тематические праздники.
  • Г р а ф и ч е с к и е: опорные конспекты, математические диктанты,, составление схем, чертежей.
  • П р о г р а м м и р о в а н н ы е: компьютерные тесты, компьютерные лабораторные работы, компьютерное моделирование, слайд-презентация ответа, сообщения.

К о м б и н и р о в а н н ы е: самоконтроль, рефлексивные карты, рейтинги, смотр знаний, фестивали, олимпиады, предметные недели.

Контроль знаний

  • составная частью процесса обучения.
  • контроль  -  соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. 
  • эффективность управления учебно-воспитательным процессом
  • качество подготовки выпускника школы

Проверка знаний–проверить знания, элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.

  • оценивать получаемые ими знания, умения и навыки
  • соответствует ли форма действий данному этапу усвоения.
  • правильность или неправильность конечного результата выполненной деятельности
  •  вовремя оказать необходимую помощь
  • увидеть свои собственные удачи и промахи

Цели, функции и принципы контроля

  • Основная цель  контроля :
  • обнаружение достижений, успехов учащихся, указание путей совершенствования,
  • углубление знаний, умений
  • создание условий для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.
  • Обучение учеников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формирование этой потребности,
  • Воспитание ответственности за  выполненную работу, проявление инициативы.

Обучающая функция контроля

  • 1. Совершенствование знаний и умений, их систематизации.
  • 2. применение знания и умения в новой ситуации.
  • 3.выделение главного в изученном материале
  • 4. обобщение и систематизация знаний.

Диагностическая  функция контроля

  • получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок 
  • уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
  • помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения

Контроль должен быть

  • целенаправленным,
  • объективным,
  • всесторонним,
  • регулярным,
  • индивидуальным 

Виды контроля

1. предварительный

2. текущий,

3. промежуточный (периодический)

4. итоговый.

При  текущем контроле создаются комфортные для ученика условия, тогда ученик может преодолеть страх перед негативной отметкой, что позитивно скажется на мотивации, самоуважении, ответственности выпускника; при текущем контроле будет поощряться прежде всего продвижение в становлении компетенции личности; учащимся заранее предъявляються «открытые» требования к оцениванию выполняемых ими заданий и критерии оценивания; в содержание обучения будут включены методы самоконтроля и самооценивания учеником своих результатов по критериям, выработанным совместно с учителем и остальными учащимися; процедуры текущей и итоговой аттестации тогда будут адекватными технологии единого экзамена, аттестации и сертификации знаний выпускника. 

Что конкретно должен уметь каждый учитель

  • Давать своевременный, точный и конструктивный отчет о результатах деятельности учащегося, фиксируя внимание на его прогрессе и проблемных зонах.
  • Поддерживать учащихся и организовывать их рефлексию по поводу своего обучения и помогать им сформулировать их текущие образовательные потребности.
  • Оценивать ход образовательного процесса.
  • Оценивать адекватность выбранных методов оценивания с точки зрения влияния на образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Применение рейтинговой системы оценивания на уроках математики"

Данный материал содержит текст выступления, презентацию к нему и раздаточный материал для участников мастер-класса....

Статья "Система оценивания на уроке математики"

В начале изучения темы «Квадратные уравнения» учащиеся были ознакомлены с планом изучения материала, что изучаем, обязательным минимумом знаний, умений и навыков по теме. После изучения те...

Формирование системы оценивания на уроках математики в средней школе

Мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого оцениваем результат. А оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд, - это сложнейшая педаго...

Формирование системы оценивания на уроках математики в средней школе

Формирование системы оценивания на уроках математики в средней школе...

Система оценивания на уроках математики

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов  по предмету я считаю работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (контрольные, проверочные работы, самостоятельны...

система оценивания на уроках математики

в докладе освещены принципы, виды, формы оценивания ответов и работ по математике...