Главные вкладки

    Интегрированный урок математика + химия на тему: «Решение задач на растворы»
    методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

    Конспект интегрированного урока математики и химии для 8 класса с использованием лабораторного оборудования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл integrirovannyy_urok_matem._i_himii.docx31.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок  математика + химия

    на тему: «Решение задач на растворы»

    О.Ф. Бердникова, Е.Н. Виняева

    МБОУ «Порецкая СОШ»,

    с. Порецкое Чувашской Республики

    Конспект интегрированного урока математики и химии для 8 класса с использованием лабораторного оборудования.

    Цели урока: Рассмотреть алгоритм решения задач на  растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, рассмотреть биологическое значение воды как универсального растворителя, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о роли этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.

    Ход урока.

                                           Организационный момент. 

                 Учитель математики:    Здравствуйте!  Сегодня мы проводим необычный урок  - урок на перекрестке наук   математики и химии.

    Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.

    А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте проделаем небольшой эксперимент.

      (Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди.) Что получилось? (Растворы).  Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов  ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской  раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещ-ва).

    Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества в растворе.

    Итак, тема урока  « Решение задач на растворы» 

    Цель урока:  Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы, познакомить с приемами решения задач в математике и химии, расширить знания  о значении этих растворов в быту, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.

    Девиз: «Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи»                                   Антуан де Сент- Экзюпери

    Учитель математики: Для урока необходимо повторить понятие процента.

    - Что называют процентом? (1/100 часть числа.)

    - Выразите в виде десятичной дроби 17%, 40%, 6%

    - Выразите в виде обыкновенной дроби 25%, 30%, 7%

    - Установите соответствие 40%         1/4

                                                      25%        0,04

                                                      80%        0,4

                                                      4%          4/5

    Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.

    Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)

    - Найти 10% от 30 (10%=0,1    30*0,1=3)

    - Вычислите 1) 20% от 70       2) 6% от 20                

                            3) х% от 7

    Учитель химии

    – Что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.)

    -- Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни. (уксус, нашатырный спирт, раствор марганцовки, перекись водорода и др.)

    – Какое вещество чаще всего используется в качестве растворителя? (Вода.)

    Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Есть и другие растворы: например спиртовые раствор йода, одеколона, лекарственные настойки.

    Хотя именно вода является самым распространённым соединением и “растворителем” в природе.

    ¾ поверхности Земли покрыто водой

    Человек на 70% состоит из воды.

    В сутки человек выделяет 3 литра воды и столько же нужно ввести в организм.

    Овощи – 90% воды содержат (рекордсмены-огурцы -98%)

    Рыба 80% (рекордсмен у животных – медуза 98%)

    Хлеб – 40%

    Молоко – 75%

    – Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)

    – Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )

    – По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).

    Учитель химии предлагает решить учащимся задачу:

    Задача №1 Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько  г марганцовки  потребуется для приготовления 500 г такого раствора? (Ответ: 40 г.)

    Решение.


    Дано:                                               ω%   = 

    ω%=15%  

    m(р-ра)=500г           

    m(в-ва)=?                                      

                                                      m(в-ва)= m (р-ра) • ω     

                                                 m(в-ва)=500 • 0,15=75г

                                                                              Ответ: 75 г марганцовки.

    Учитель математики.

    – Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты вы применили при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)

           15% от 500

         500*0,15=75(г)- марганцовки.

                                                 Ответ: 75 г.

    – Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.

    Задачам на растворы  в школьной программе  уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. В этом году на экзамене в 9 классе была задача на смешивание растворов, и она  оценивалась в 6 баллов.

               Задача №2.      При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов  каждого раствора взяли?

    Можно ли решить эту задачу так быстро?

    О чем говорится в этой задаче? (о растворах.)

    Что происходит с растворами? (смешивают.)

    Решение:

    Раствор

    %-е содержание

    Масса раствора (г)

    Масса вещества (г)

    1 раствор

    2 раствор

    10% = 0,1

    30% = 0,3

    х

    200-х

    0,1х

    0,3(200-х)

    Смесь

    16% = 0,16

    200

    0,16*200

    0,1х + 0,3(200-х) = 0,16*200

    0,1х + 60 – 0,3х = 32

    -0,2х = -28

       х = 140

      140(г)- 10% раствора

    200 – 140 = 60(г)-30% раствора.

                                              Ответ: 140г, 60г.

    Учитель математики. Рассмотрим еще один раствор – это уксусная кислота. Водный раствор уксусной кислоты, полученный из вина (5-8%) называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием «столовый уксус» используется для приготовления майонеза, маринадов и т.д. Уксусная эссенция 80% раствор. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. «Столовый уксус», используют для приготовления маринадов, майонеза, салатов и других пищевых продуктов. Очень часто при приготовлении блюд под руками оказывается уксусная эссенция. Как из нее получить столовый уксус. Поможет следующая задача.

    Задача №3. Какое количество воды и 80%-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-ый раствор уксусной кислоты.)

    Решение:

    Раствор

    %-е содержание

    Масса раствора (г)

    Масса вещества (г)

    Уксусная кислота

    Вода

    80%=0,8

    0%=0

    х

    200-х

    0,8х

    0

    Смесь

    8%=0,08

    200

    0,08*200

    0,8х = 0,08*200

     0,8х = 16

    х = 16:0,8

    х = 20

    20 (г) – уксусной кислоты

    200 – 20 = 180 (г) – воды.

                                       Ответ: 20 г, 180г.

    Учитель химии.  А сейчас мы решим экспериментальную задачу.

    Приготовить 20 г  5%-го раствора поваренной соли.  (Расчётная часть). Затем выполняем практическую часть. (Напомнить правила Т-Б).

    Решение                     1. Расчётная  часть

    Дано:                             

    ω%=5%  

    m(р-ра)=20г               

    m(в-ва)=?                   m(в-ва) = m (р-ра) · ω                         

    V (р-ля) = ?                    m(в-ва) = 20 · 0,05 = 1 г.

                                       m(р-ля) =  m (р-ра) -   m(в-ва)

                                       m(р-ля) =  20 – 1 = 19 г

                                       V (р-ля) =   m (р-ля) : ρ= 19г : 1г/мл = 19 мл

                          Ответ: 1 г соли и 19 мл воды.

     2.  Экспериментальная  часть  ( Соблюдать правила  техники безопасности).

    1. Уравновесить весы.
    2. Взвесить необходимое количество соли.
    3. Отмерить мерным цилиндром  воду.
    4. Смешать воду и соль в стакане.

    Учитель математики. Проведем проверочную работу, в которую включили задачи из сборника для подготовки к экзаменам в 9 классе.

    Проверочная работа.

     При смешивании 15%-го и 8% -го раствора кислоты получают 70 г 10%-го раствора кислоты. Сколько граммов 15%-го раствора взяли?

     При смешивании 15%-го и 60% -го раствора соли получают 90 г 40%-го раствора соли. Сколько граммов 15%-го раствора взяли?

    15%=0,15

    х

    0,15х

    8%=0,08

    70-х

    0,08(70-х)

    см

    10%=0,1

    70

    0,1*70

      0,15х + 0,08(70-х)=0,1*70

      0,15х+ 5,6-0,08х =7

      0,07х=7-5,6

      0,07х=1,4

       х= 1,4:0,07

       х=20

     20(г)- 15%-го раствора.

       

                 

             Ответ: 20 г.

    15%=0,15

    х

    0,15х

    60%=0,6

    90-х

    0,6(90-х)

    40%=0,4

    90

    0,4*90

     0,15х+0,6(90-х)=0,4*90

     0,15х+54-0,6х=36

     -0,45х=36-54

    -0,45х =-18

      х=18:0,45

      х=40

      40(г)-15% раствора.

                   Ответ: 40 г.

    Подведение итогов урока

    Учитель химии.

    – Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на растворы.)

    – Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.

    Учитель математики.

    – Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?  (Задачи на проценты.)

    При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа.

    Оценки за урок.

    Домашнее задание.

    Важное место в рационе питания человека, а особенно детей занимает молоко и молочные продукты. Решим такую задачу:

    Задача №1. Какую массу молока 10%-й жирности  и пломбира 30%-й жирности  необходимо взять для  приготовления 100г 20%-го новогоднего коктейля?

    Решение:

    %-е содержание

    Масса раствора (г)

    Масса вещества (г)

    Молоко

    Пломбир

    10%=0,1

    30%=0,3

    х

    100-х

    0,1х

    0,3(100-х)

    Коктейль

    20%=0,2

    100

    0,2*100

    0,1х + 0,3(100-х) = 0,2*100

    0,1х + 30 – 0,3х = 20

    -0,2х = -10

    х = 50

    50(г) – молока

    100 – 50 = 50(г) – пломбира.

                                          Ответ:50г молока,50г пломбира.

    Задача №3. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?

    Рефлексия. (Синквейн)

    Раствор

    Разбавленный, водный

    Растворять, смешивать, решать

    Растворы широко встречаются в быту.

    Смеси

    Наш урок подошел к концу. Сейчас  каждый из вас оставит на парте тот смайлик, какое настроение вы приобрели на уроке.

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок математики на тему "Решение задач на растворы, смеси, сплавы" "

    урок решения практико-ориентированных задач для обучающихся 9 класса...

    Учебно-методическое пособие по химии на тему: "Решение задач по уравнениям химических реакций с использованием логических схем.

    В  данном учебно - методическом пособии приведены примеры решения задач при помощи логических схем. Пособие могут использовать как ученики,так и учителя ....

    Интегрированный урок математики и естествознания "Решение задач на растворы"

    Интегрированный урок математики и естествознания "Решение задач на растворы". В ходе урока учащиеся повторяют понятия "процент", "раствор"; применяют знания и умения в реальной ситуации....

    интегрированный урок математика + химия на тему: «Решение задач по теме «Сплавы, растворы, смеси» для учеников 9 класса.

    Цели урока:Рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы, смеси и растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащ...

    Интегрированный урок по химии и математике "Решение задач на растворы и сплавы при подготовке к ОГЭ"

    Интегрированный урок по химии и математике по решению расчетных задач для 9 класса.Цель урока: Рассмотрение   алгоритма  решения  задач  на  смес...

    Конспект урока алгебры в 9 классе на тему "Решение задач на растворы"

    Конспект урока алгебры в 9 классе на тему "Решение задач на растворы". Данную разработку можно использовать на дополнительных занятих при подготовке к ОГЭ....

    Конспект урока по теме "Решение задач на растворы"

    Урок  направлен на рассмотрение алгоритма решения задач на растворы, биологического значения воды как универсального растворителя, развитие практического умения решать задачи, расширение знания у...