Методическая разработка "Технология личностно - ориентированного подхода в обучении"
методическая разработка по алгебре на тему

Смородинова Ольга Иосифовна

Данная методическая разработка может быть полезна начинающему учителю, который знакомится с новыми образовательными технологиями. В ней раскрыта сущность личностно ориентированного подхода в образовании, формы и методы учебной работы, сравнение знаниевой и личностно ориентированной образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУО средняя общеобразовательная школа № 2 п. Раздольное

Методическая разработка

«Использование  новых педагогических технологий: конструирование урока на основе личностно ориентированной образовательной технологии»

   

Работу выполнила

Смородинова Ольга Иосифовна,

учитель математики.

Стаж работы 27 года, высшая квалификационная категория.

   

п. Раздольное, 2014 год.

Содержание          

  1. Сущность личностно ориентированного подхода в образовании
  2. Формы учебной работы
  3. Методы развития мышления
  4. Технология заданного подхода
  5. Предметный компонент содержания образования
  6. Особенности личностно ориентированного урока
  7. Сравнение знаниевой и личностно-ориентированной образовательных технологий

Сравнение знаниевой и личностно-ориентированной образовательных моделей

Компоненты

образователь-ной модели/

виды моделей

Знаниевая

Личностно-ориентированная

Цели образо-

вательного

процесса.

Формирование знаний,

умений и навыков.

Развитие личности, общих и специ-

альных способностей, компетент-

ности.

Содержание

обучения.

Тематически выстроен-

ная система отобран-

ных научных понятий,

закономерностей и фактов преимущест-

венно в логике построения науки с

учетом возрастных

особенностей детей.

Мировоззрение, система общих

Законов и закономерностей, поня-

тий и инвариантов, стратегий нау-

ного познания мира, содержащая

различные типы знаний и способы

их применения в жизненных ситуациях, выстроена с учетом

согласования научной логики и

логики учения.

Методы обучения.

Преимущественно репродуктивные, построены на простом переносе этапов усвоения.

Преимущественно продуктивные, построенные с учетом индивидуальных познавательных стратегий.

Педагогические средства.

Преимущественно: монолог, презентация знаний, фронтальный опрос, предварительное заучивание (понятий, формулировок правил, закономерностей и формул), упражнения, решение задач, лабораторные и практические работы, домашнее задание, контрольные работы.

Преимущественно: диалог и полилог, актуализация имеющегося личностного опыта, согласование имеющегося индивидуального опыта с нормативным, совместное открытие знаний, рефлексия, целенаправленное развитие познавательных стратегий, комплексное применение знаний в различных контекстах без предварительного заучивания, учебные игры, проекты, учебное исследование, творческие работы.

Способы мотивации.

Личные интересы, цели и ценности слабо задействованы в образовательном процессе.

Привлекательность обучения связывается в основном с академической успеваемостью, используется принуждение при помощи страха получения негативной отметки, порицания родителями, отставанием в программе, неспешностью в жизни.

Интересы, личные цели и ценности учитываются в образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается в основном с получением удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от решения загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями, вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности ( игра, творчество, поиск), обеспечением самореализации, достижением социального признания и т.д.

Учебные пособия.

Авторы   специалисты-предметники. Содержат в основном декларативные знания. Представляют собой иллюстративно-объяснительный материал, написаны на научном языке. Рассчитаны на «среднего ученика».

Авторы   специалисты-предметники, методисты, психологи, дети. Содержат познавательные стратегии. Представляют собой многофункциональную книгу-самоучитель, написаны с учетом «языка ребенка». Рассчитаны на учеников с различными познавательными склонностями и возможностями.

Дидактические материалы.

Рассчитаны на всех учеников или группы в соответствии со степенью сложности. Готовит учитель.

Рассчитаны на учеников с различными познавательными склонностями и возможностями. Готовят учитель и ученики.

Учение.

Способы и стратегии познания безотчетны для учеников. Управление деятельностью в руках учителя. В процессе обучения формируются индивидуальные средства учения.

Способы и стратегии познания рефлексируются учеником. Целенаправленное управление учением в руках ученика. Прежде чем формировать декларативные знания формируются метакогнитивная осведомленность и общеучебные познавательные стратегии. Внутренние структуры учения и обучения согласованы друг с другом.

Тип взаимодействия «учитель-ученик»

Субъект-объективные. Ученик объект педагогического воздействия.

Субъект-объективные. Ученик в образовательном процессе сначала субъект своей активности, затем – собственного развития, после чего – своей жизни.

Основные функции учителя.

Трансляция нормативных знаний, формирование.

Формирование и фасилитация познавательных процессов, саморазвития, самообучения, саморегуляции.

Ведущие роли учителя.

Образец для подражания, специалист-предметник, хранитель эталона, лидер и т.д.

Координатор , фасилитатор, партнер, представитель научной области, эксперт, исследователь, новатор и т.д.

Активность детей.

Преимущественно по инициативе педагога.

Собственная активность и инициатива детей.

Роли детей.

В большей степени исполнитель, презентатор, ведомый и т.п.

Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор, координатор, представитель различных профессий и научных областей ит.д.

Образовательная технология.

Складывается у учителя в соответсвии с его собственным опытом обучения, профессиональным и личностным опытом. При кажущемся разнообразии средств, приобритает статичный характер. Обеспечивается в рамках одной образовательной модели.

Проектируется и варьируется с учетом потребностей сложившейся образовательной ситуации. Обеспечивается преемственность образовательных технологий.

Обратная связь и вид оценивания.

По результатам обучения. Преимущественно количественная оценка в виде отметки.

Многоуровневая рефлексия. Стремление к промежуточным формам обратной связи, качественное оценивание.

Критерии эффективности.

Образовательная среда.

Преимущественно обученность.

Складывается стихийно.

Преимущественно обучаемость и развитость познавательной сферы и личностного опыта.

Целенаправленно формируется ее развивающий характер.

                                                         

Результаты обучения.

Направлены на удовлетворение социального заказа, поступление в ВУЗ, приобретение определенного социального статуса.

Востребованы самой личностью, направлены на широкое применение в жизни и продолжение образования (особенно самообразования)

В практике современного  образования распространено обращение педагогов к той или иной технологии как к «модному веянию», а не на основе глубокого изучения эффективности и ограничения в использовании данных технологий. Предлагаю познакомиться с ключевыми понятиями и особенностями технологии личностно ориентированного  образования, попытаюсь выстроить алгоритм действий по выбору и освоению данной образовательной технологии.

Сущность личностно ориентированного подхода в образовании

Личностно ориентированным образованием в современной педагогике называют образование, обеспечивающее развитие качеств личности, которые помогут человеку занять активную жизненную позицию на основе осознанного целенаправленного саморазвития. Личностно ориентированное образование можно рассматривать как разновидность развивающего обучения. Специфика личностно ориентированного образования заключается в ориентации на развитие субъективности ученика, тогда как остальные концепции развивающего образования ставят во главу угла интеллектуальное развитие, а субъективность является побочным продуктом и условием развивающего обучения.

Внутри личностно ориентированного образования как направления педагогической науки можно выделить как минимум три позиции:

1.И.С. Якиманская рассматривает ученика как субъекта познания и предлагает строить обучение на основе познавательного опыта ребенка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. А для этого необходимо научить его способам мышления и учебной деятельности, обеспечивая тем самым его интеллектуальное развитие.

2.В.В.Сериков рассматривает ученика как субъекта жизнедеятельности, предлагает строить обучение на основе жизненного опыта ученика (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.д.) таким образом, чтобы он мог стать не только субъектом своей учебной деятельности, но и всей своей жизни. Для этого необходимо обеспечивать помимо интеллектуального развития и личностный рост ребенка, развивая способности к деятельности, креативность, критичность,систему потребностей и мотивов, способность к самоопределению, саморазвитию и другое.

3.Е.В.Бопдаревская видит возможности развития субъективности не только в обучении, но и в личностно ориентированном целостном педагогическом процессе, настаивает не только на природосообразности, но и культуросообразности процесса – ребенок развивается не только как субъект познания, жизнедеятельности, но и как субъект культуры, ее носитель, хранитель, пользователь, творец.

Компонентами культурологического подхода в личностно ориентированном образовании выступают:

- отношение к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

- отношение к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личный смысл, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;

- отношение к школе как целостному культурно-образовательному процессу, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры.

Лично ориентированное образование ставит следующие задачи:

- обеспечить личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащегося;

- обеспечить интеллектуальное развитие учащегося;

- формировать в сознании целостную картину мира.

В соответствии с современными целями в содержании образования можно выделить три компонента: предметный, технологический и субъективный.

Предметное содержание образования –социально-культурный опыт человечества, его результаты в виде знаний, умений и навыков. При конструировании урока к предметному содержанию относят компоненты образовательного минимума (стандарта), программа по предмету и те знания, которые учитель считает необходимым дать сверх стандартного уровня.

Технологическое содержание образование раскрывает способы мышления и деятельности. Организация учителем анализа и осмысления способов деятельности (с помощью которых на уроке перерабатывался учебный материал) как общих инструментов мышления и деятельности, обобщающих технологический компонент содержания образования.

Субъективное содержание образования описывает тот образ личности, который складывается в результате образования. Оно включает в себя субъективный опыт учащегося, его переживания, смыслотворчество, рефлексию. Чтобы сконструировать субъективный компонент содержания образования, надо обратиться к познавательному или жизненному опыту учащихся, сделать информацию урока значимой путем с интересами школьников, с волнующими их проблемами, с помощью обнаруженных личностных смыслов изучаемого материала. Для того, чтобы при конструировании содержании урока удержать в поле зрения все образовательные цели и включить все три компонента содержания образования, предлагается использование заданного подхода, алгоритм которого разработан на основе идей профессора В.В.Серикова.

Технологии личностно ориентированного образования

Понятие «технология» - одно из самых многозначных педагогических понятий. Будем рассматривать это понятие как совокупность методов, приемов и средств, обеспечивающих реализацию целей урока. Главный признак их соответствия личностно ориентированному образованию – позиция субъекта для ученика.

        Существует ряд форм учебной работы, реализация которых позволит обеспечить субъективную позицию ученику на всех его этапах деятельности: выбор, учебный диалог, имитационная игра, творческие задания, рефлексия, «победное обучение» и др.

Учебный диалог

В.В. Сериков выделяет определенные уровни сформированности диалогичности:

1. Участники диалога уверены, что существуют только правильные и неправильные ответы. На своей позиции, которая им представляется единственно правильной, они жестко настаивают, не желая слышать партнера.

2. Все стороны слышат друг друга, стремятся к более ясному, прозрачному раскрытию собственной позиции, к взаимопониманию.

3. Проявляется способность к совместному рождению истины в процессе размышления, сотрудничества, сотворчества в диалоге. На этом уровне развития диалогичности взаимодействуют сознание, смыслы, ценности партнеров .Самоценность собственной позиции снимается в пользу самоценности  взаимодействия, при этом возможно рождение третьей позиции как результата совместного поиска. При движении к высшим уровням сформированности диалога учитель не может рассчитывать на стихийное возникновение ситуации диалогического общения на уроке. На первых этапах необходима специальная организация таких ситуаций. Для начала можно применять формы с заданными ролями, поскольку человеку, обучающемуся свободному диалогу, легче говорить, «спрятавшись» за роль. Это могут быть деловые игры «Суд», «Встречи на Олимпе» (предполагается «встреча» ученых, представителей научных школ или политических течений и т.п.), «Привычные слова нетрудно говорю» (новый взгляд на устоявшиеся стереотипы, например: «Фруктовые вина содержат витамины»), «По солнышку» (выступления сидящих в кругу по очереди), «Минута на шум» ( работа в микрогруппах с последующим обсуждением) и т.д.

Имитационные игры

Если ситуация, воспроизводимая в игре, имеет личностный смысл для учащихся, то этот смысл приобретает и тот учебный материал, который служит содержательной основой игры, и познавательные действия, связанные с его интерпретацией. Игровые действия требуют напряжения не только интеллекта, но и личностных функций ученика (состязательность, сотрудничество и пр.)

Игра – это, прежде всего, свободное творчество. Роли, правила, последовательность в игре не самоценны. Они лишь должны создавать условия для свободного творчества. Необходимость встать в новую позицию и, удерживаясь в ее рамках, формулировать определенные мысли, взгляды, оценки является хорошим средством развития деятельностной и личностной рефлексии.

Методы развития мышления

Эффективные совместные действия, сотрудничество и сотворчество в учебном процессе возможны при условии приблизительного равенства «вклада» взаимодействующих субъектов, что предполагает постоянный рост доли учащихся и уменьшение доли педагогов в этом процессе. Для развития субъективности учащихся и их сотрудничества друг с другом и педагогом важен рост не только знаний, но и «вооруженности» средствами и способами мыслительной и творческой деятельности. В личностно ориентированном учебном процессе может осуществляться развитие следующих мыслительных качеств и способностей:

1.Мыслительные процессы:

- решение проблем (признать наличие проблемы, представить проблему, разработать план решения, осуществить план, оценить решение проблемы);

- принятие решения (определить цель, определить альтернативы, проанализировать альтернативы, установить приоритеты среди альтернатив, избрать лучшую из альтернатив)

2. Навыки критического мышления:

- отличать факты, поддающиеся проверке, от утверждений ценностного характера;

- отличать относящиеся к проблеме информацию, утверждения и аргументы от не относящихся к делу;

- определять, на сколько соответствует фактам данное заявление;

- определять достоверность источника;

- улавливать двусмысленность утверждения;

- улавливать невысказанные позиции;

- выявлять предвзятость;

- распознавать логическую непоследовательность в цепи рассуждений;

- определять силу аргумента или заявления.

3. Навыки переработки информации: воспроизведение, изложение, интерпретация, анализ, синтез, оценка, аргументация.

Реализация мыследеятельностного обучения повышает способность учащихся решать проблемы, переносить приобретенные навыки мышления с одного предмета на другой, оценивать самостоятельно собственное мышление, развивает ясность и гибкость мыслительных процессов.

Технология заданного подхода

1.Решить предметную задачу – определить объем учебного материала (обязательного и дополнительного), выяснить логику его изложения и структуру. Основание отбора -  обязательный минимум (государственный образовательный стандарт), образовательная программа.

2. Решить конструктивную задачу – определить:

а)способы приобщения учащихся к данной области культуры, возможности перевода содержания учебного материала из предметной сферы в коммуникативно-деятельностную. То есть определить блоки в учебном материале и способы, с помощью которых будет организована работа учащихся по интерпретации и усвоению этих блоков.

б)способы переработки учащимися учебного материала ( то есть методику их работы), рассмотреть возможность переноса этих способов деятельности и познания.

3. Решить личностно ориентированную задачу – определить ценностно-смысловой компонент выделенного учебного материала, то есть возможные связи учебного материала с ценностно-смысловой сферой учащихся, их жизненными ценностями, проблемами, интересами, затем определить способы организации рефлексии, смыслотворчества и пр.

Предметный компонент содержания образования

Содержание личностно ориентированного образования базируется на принципах:

- гуманитаризация;

- регионализация;

- экологизация;

- дифференциация;

- интеграция;

Гуманитаризация любого предмета сегодня усматривается не столько в дополнении содержания учебного предмета средствами искусства, сколько в повороте предмета на человеческую проблематику. Любой предмет становится гуманитарным тогда, когда приобретает рефлексивную природу, когда в ходе его преподавания создаются условия для того, чтобы ученик, познавая предмет, начинал лучше понимать самого себя и окружающий его мир людей. В любом ли предмете есть возможность такой гуманитаризации? Конечно, да. Главный гуманитарный потенциал – история науки. При этом важно, что бы история науки, путь ее выдающихся героев представали перед учениками не как гладкая дорога побед и свершений, а тернистая тропа мучительных поисков, преодолений, сомнений и выстраданных открытий. Такая история науки и судьба делавших ее ученых пробуждают у ребенка потребность в диалоге с ними и, главное, в диалоге с самим с собой.

         Идея регионализации образования требует от содержания образования включения не только знаний о природе, истории и культуре региона, но и наличие представлений, умений и способов мышления и деятельности, необходимых выпускнику для эффективного включения в процессы развития региона.

         Экологизация учебного материала любого предмета призвана помочь ученикам в осмыслении представлений о цене и хрупкости жизни, о мере ответственности перед собой, природой и следующими поколениями, об экологических последствиях аморального поведения, о значении гуманного общения между людьми и многое другое.

         Принцип дифференциации в содержании урока может быть реализован по-разному. В. Шаталов говорил о том, что дифференциация осуществляется не только тогда, когда учитель дает каждому ребенку задание по его способностям, а тогда, когда учитель приготовит сто заданий разной сложности и предоставит ребенку выбирать, какие задания и сколько заданий ему выполнять.

        Принцип интеграции сегодня является чрезвычайно актуальным, поскольку он отражает современные тенденции интеграции в науке, культуре, социуме. В содержании традиционного предмета возможно использовать идеи интеграции путем насыщения  предметного содержания философскими, культурологическими и другими представлениями.

Особенности личностно ориентированного урока

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного изменяет в первую очередь тип взаимодействия между учителем и учеником. Педагог переходит к организации сотрудничества на уроке, а позиция ученика меняется с исполнительской на активную, творческую. Учитель должен не только давать знания, но и создавать условия для развития личности ученика.

Особенности традиционного и личностного ориентированного урока

Элементы урока

Традиционный урок

Личностно ориентированный урок

Цели и задачи

Основная цель-обучающая (вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями, навыками)

Ранжирование целей: 1) развивающая – основная на уроке; 2) воспитательная; 3) обучающая.

Цель: создание на уроке таких условий, чтобы учебная деятельность превращала ученика в субъекта учения, заинтересованного в учении, саморазвития.

Цель задана диагностично для всех участников образовательного процесса; конкретна. Цель формулируют сами учащиеся. Демократический характер требований.

Содержательный компонент

Традиционное изложение учебного материала

1)Раскрывается противоречивость научного познания.

2)Даются альтернативные трактовки изучаемых явлений.

3)Межпредметные связи.

4)Появление авторских программ.

Формы обучения

Традиционные (учитель объясняет, диктует, рассказывает, упражняет, проверяет, оценивает.)

Нетрадиционные формы урока. Интерактивные формы обучения («здесь» и «сейчас» идет переосмысливание; важны обратная связь, диалог),  ориентация на само- и взаимоконтроль.

Учитель – организатор учебной деятельности; объясняет, показывает, подводит к проблеме , советует, иногда намеренно ошибается, совещается. Ученик, опираясь на совместную работу, ведет самостоятельный поиск.

Методы обучения

Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Интерактивные:

-частично-поисковый

-проблемный

-исследовательский

-модели

-проектный

Соответствие выбранных методов обучения целям задания (целесообразность), методы получения обратной связи – диалог и полилог. Коммуникативный подход: диалогичность и рефлексивность. Гуманитарный диалог предполагает множество мнений, вариантов, принципиальное «многоточие» (в отличие от традиционного диалога, где учитель стремится сделать вывод)

Оптимальное сочетание направленных и ненаправленных вопросов – для активизации познавательной деятельности учащихся.

     

Формы организации и учебной работы учащихся

Фронтальные

Преобладают: групповые, парные, коллективные.

Методы мотивации и стимулирования

Используются методы внешней мотивации

Мотивация целенаправленная, систематичная, внутренняя. Ранжирование методов мотивации:

-социальные

-эмоциональные

-познавательные

-волевые

Для личностно ориентированного урока характерно:

- при постановке цели урока учитываются потребности и возможности учащихся;

-учащимся предоставляется возможность вносить изменения в планирование работы на уроке;

- наглядность урока учитывает специфику восприятия учащихся;

- учитель использует различные источники информации и возможности кабинета;

- учитель формулирует вопросы так, чтобы выявить субъективный опыт учащихся по теме урока;

- объем, способ предложения домашнего задания дифференцирован по форме и по содержанию, даются индивидуальные задания;

- учитель уважительно и внимательно выслушивает каждого ученика, использует ситуацию успеха, поддержки, одобрения, умеет строить беседу с учащимися на равных, поддерживает ответы детей;

- позиция учащихся активна, они проявляют инициативу в процессе учебной работы;

- дети задают вопросы, комментируют получаемую информацию, дополняют ее;

- учащиеся не испытывают страха перед ошибкой, так как она является предметом анализа»

- коллективное решение учебных задач, взаимопомощь;

- раскрепощенность учащихся в поведении наряду с уважительным отношением к учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся

Статья  "Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся...

Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку".

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение мно...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ – КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения....