В практике современного образования распространено обращение педагогов к той или иной технологии как к «модному веянию», а не на основе глубокого изучения эффективности и ограничения в использовании данных технологий. Предлагаю познакомиться с ключевыми понятиями и особенностями технологии личностно ориентированного образования, попытаюсь выстроить алгоритм действий по выбору и освоению данной образовательной технологии. Сущность личностно ориентированного подхода в образовании Личностно ориентированным образованием в современной педагогике называют образование, обеспечивающее развитие качеств личности, которые помогут человеку занять активную жизненную позицию на основе осознанного целенаправленного саморазвития. Личностно ориентированное образование можно рассматривать как разновидность развивающего обучения. Специфика личностно ориентированного образования заключается в ориентации на развитие субъективности ученика, тогда как остальные концепции развивающего образования ставят во главу угла интеллектуальное развитие, а субъективность является побочным продуктом и условием развивающего обучения. Внутри личностно ориентированного образования как направления педагогической науки можно выделить как минимум три позиции: 1.И.С. Якиманская рассматривает ученика как субъекта познания и предлагает строить обучение на основе познавательного опыта ребенка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. А для этого необходимо научить его способам мышления и учебной деятельности, обеспечивая тем самым его интеллектуальное развитие. 2.В.В.Сериков рассматривает ученика как субъекта жизнедеятельности, предлагает строить обучение на основе жизненного опыта ученика (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.д.) таким образом, чтобы он мог стать не только субъектом своей учебной деятельности, но и всей своей жизни. Для этого необходимо обеспечивать помимо интеллектуального развития и личностный рост ребенка, развивая способности к деятельности, креативность, критичность,систему потребностей и мотивов, способность к самоопределению, саморазвитию и другое. 3.Е.В.Бопдаревская видит возможности развития субъективности не только в обучении, но и в личностно ориентированном целостном педагогическом процессе, настаивает не только на природосообразности, но и культуросообразности процесса – ребенок развивается не только как субъект познания, жизнедеятельности, но и как субъект культуры, ее носитель, хранитель, пользователь, творец. Компонентами культурологического подхода в личностно ориентированном образовании выступают: - отношение к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; - отношение к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; - отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личный смысл, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития; - отношение к школе как целостному культурно-образовательному процессу, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры. Лично ориентированное образование ставит следующие задачи: - обеспечить личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащегося; - обеспечить интеллектуальное развитие учащегося; - формировать в сознании целостную картину мира.
В соответствии с современными целями в содержании образования можно выделить три компонента: предметный, технологический и субъективный. Предметное содержание образования –социально-культурный опыт человечества, его результаты в виде знаний, умений и навыков. При конструировании урока к предметному содержанию относят компоненты образовательного минимума (стандарта), программа по предмету и те знания, которые учитель считает необходимым дать сверх стандартного уровня. Технологическое содержание образование раскрывает способы мышления и деятельности. Организация учителем анализа и осмысления способов деятельности (с помощью которых на уроке перерабатывался учебный материал) как общих инструментов мышления и деятельности, обобщающих технологический компонент содержания образования. Субъективное содержание образования описывает тот образ личности, который складывается в результате образования. Оно включает в себя субъективный опыт учащегося, его переживания, смыслотворчество, рефлексию. Чтобы сконструировать субъективный компонент содержания образования, надо обратиться к познавательному или жизненному опыту учащихся, сделать информацию урока значимой путем с интересами школьников, с волнующими их проблемами, с помощью обнаруженных личностных смыслов изучаемого материала. Для того, чтобы при конструировании содержании урока удержать в поле зрения все образовательные цели и включить все три компонента содержания образования, предлагается использование заданного подхода, алгоритм которого разработан на основе идей профессора В.В.Серикова.
Технологии личностно ориентированного образования Понятие «технология» - одно из самых многозначных педагогических понятий. Будем рассматривать это понятие как совокупность методов, приемов и средств, обеспечивающих реализацию целей урока. Главный признак их соответствия личностно ориентированному образованию – позиция субъекта для ученика. Существует ряд форм учебной работы, реализация которых позволит обеспечить субъективную позицию ученику на всех его этапах деятельности: выбор, учебный диалог, имитационная игра, творческие задания, рефлексия, «победное обучение» и др. Учебный диалог В.В. Сериков выделяет определенные уровни сформированности диалогичности: 1. Участники диалога уверены, что существуют только правильные и неправильные ответы. На своей позиции, которая им представляется единственно правильной, они жестко настаивают, не желая слышать партнера. 2. Все стороны слышат друг друга, стремятся к более ясному, прозрачному раскрытию собственной позиции, к взаимопониманию. 3. Проявляется способность к совместному рождению истины в процессе размышления, сотрудничества, сотворчества в диалоге. На этом уровне развития диалогичности взаимодействуют сознание, смыслы, ценности партнеров .Самоценность собственной позиции снимается в пользу самоценности взаимодействия, при этом возможно рождение третьей позиции как результата совместного поиска. При движении к высшим уровням сформированности диалога учитель не может рассчитывать на стихийное возникновение ситуации диалогического общения на уроке. На первых этапах необходима специальная организация таких ситуаций. Для начала можно применять формы с заданными ролями, поскольку человеку, обучающемуся свободному диалогу, легче говорить, «спрятавшись» за роль. Это могут быть деловые игры «Суд», «Встречи на Олимпе» (предполагается «встреча» ученых, представителей научных школ или политических течений и т.п.), «Привычные слова нетрудно говорю» (новый взгляд на устоявшиеся стереотипы, например: «Фруктовые вина содержат витамины»), «По солнышку» (выступления сидящих в кругу по очереди), «Минута на шум» ( работа в микрогруппах с последующим обсуждением) и т.д.
Имитационные игры Если ситуация, воспроизводимая в игре, имеет личностный смысл для учащихся, то этот смысл приобретает и тот учебный материал, который служит содержательной основой игры, и познавательные действия, связанные с его интерпретацией. Игровые действия требуют напряжения не только интеллекта, но и личностных функций ученика (состязательность, сотрудничество и пр.) Игра – это, прежде всего, свободное творчество. Роли, правила, последовательность в игре не самоценны. Они лишь должны создавать условия для свободного творчества. Необходимость встать в новую позицию и, удерживаясь в ее рамках, формулировать определенные мысли, взгляды, оценки является хорошим средством развития деятельностной и личностной рефлексии.
Методы развития мышления Эффективные совместные действия, сотрудничество и сотворчество в учебном процессе возможны при условии приблизительного равенства «вклада» взаимодействующих субъектов, что предполагает постоянный рост доли учащихся и уменьшение доли педагогов в этом процессе. Для развития субъективности учащихся и их сотрудничества друг с другом и педагогом важен рост не только знаний, но и «вооруженности» средствами и способами мыслительной и творческой деятельности. В личностно ориентированном учебном процессе может осуществляться развитие следующих мыслительных качеств и способностей: 1.Мыслительные процессы: - решение проблем (признать наличие проблемы, представить проблему, разработать план решения, осуществить план, оценить решение проблемы); - принятие решения (определить цель, определить альтернативы, проанализировать альтернативы, установить приоритеты среди альтернатив, избрать лучшую из альтернатив) 2. Навыки критического мышления: - отличать факты, поддающиеся проверке, от утверждений ценностного характера; - отличать относящиеся к проблеме информацию, утверждения и аргументы от не относящихся к делу; - определять, на сколько соответствует фактам данное заявление; - определять достоверность источника; - улавливать двусмысленность утверждения; - улавливать невысказанные позиции; - выявлять предвзятость; - распознавать логическую непоследовательность в цепи рассуждений; - определять силу аргумента или заявления. 3. Навыки переработки информации: воспроизведение, изложение, интерпретация, анализ, синтез, оценка, аргументация. Реализация мыследеятельностного обучения повышает способность учащихся решать проблемы, переносить приобретенные навыки мышления с одного предмета на другой, оценивать самостоятельно собственное мышление, развивает ясность и гибкость мыслительных процессов.
Технология заданного подхода 1.Решить предметную задачу – определить объем учебного материала (обязательного и дополнительного), выяснить логику его изложения и структуру. Основание отбора - обязательный минимум (государственный образовательный стандарт), образовательная программа. 2. Решить конструктивную задачу – определить: а)способы приобщения учащихся к данной области культуры, возможности перевода содержания учебного материала из предметной сферы в коммуникативно-деятельностную. То есть определить блоки в учебном материале и способы, с помощью которых будет организована работа учащихся по интерпретации и усвоению этих блоков. б)способы переработки учащимися учебного материала ( то есть методику их работы), рассмотреть возможность переноса этих способов деятельности и познания.
3. Решить личностно ориентированную задачу – определить ценностно-смысловой компонент выделенного учебного материала, то есть возможные связи учебного материала с ценностно-смысловой сферой учащихся, их жизненными ценностями, проблемами, интересами, затем определить способы организации рефлексии, смыслотворчества и пр.
Предметный компонент содержания образования Содержание личностно ориентированного образования базируется на принципах: - гуманитаризация; - регионализация; - экологизация; - дифференциация; - интеграция; Гуманитаризация любого предмета сегодня усматривается не столько в дополнении содержания учебного предмета средствами искусства, сколько в повороте предмета на человеческую проблематику. Любой предмет становится гуманитарным тогда, когда приобретает рефлексивную природу, когда в ходе его преподавания создаются условия для того, чтобы ученик, познавая предмет, начинал лучше понимать самого себя и окружающий его мир людей. В любом ли предмете есть возможность такой гуманитаризации? Конечно, да. Главный гуманитарный потенциал – история науки. При этом важно, что бы история науки, путь ее выдающихся героев представали перед учениками не как гладкая дорога побед и свершений, а тернистая тропа мучительных поисков, преодолений, сомнений и выстраданных открытий. Такая история науки и судьба делавших ее ученых пробуждают у ребенка потребность в диалоге с ними и, главное, в диалоге с самим с собой. Идея регионализации образования требует от содержания образования включения не только знаний о природе, истории и культуре региона, но и наличие представлений, умений и способов мышления и деятельности, необходимых выпускнику для эффективного включения в процессы развития региона. Экологизация учебного материала любого предмета призвана помочь ученикам в осмыслении представлений о цене и хрупкости жизни, о мере ответственности перед собой, природой и следующими поколениями, об экологических последствиях аморального поведения, о значении гуманного общения между людьми и многое другое. Принцип дифференциации в содержании урока может быть реализован по-разному. В. Шаталов говорил о том, что дифференциация осуществляется не только тогда, когда учитель дает каждому ребенку задание по его способностям, а тогда, когда учитель приготовит сто заданий разной сложности и предоставит ребенку выбирать, какие задания и сколько заданий ему выполнять. Принцип интеграции сегодня является чрезвычайно актуальным, поскольку он отражает современные тенденции интеграции в науке, культуре, социуме. В содержании традиционного предмета возможно использовать идеи интеграции путем насыщения предметного содержания философскими, культурологическими и другими представлениями.
Особенности личностно ориентированного урока
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного изменяет в первую очередь тип взаимодействия между учителем и учеником. Педагог переходит к организации сотрудничества на уроке, а позиция ученика меняется с исполнительской на активную, творческую. Учитель должен не только давать знания, но и создавать условия для развития личности ученика.
Особенности традиционного и личностного ориентированного урока
Элементы урока | Традиционный урок | Личностно ориентированный урок | Цели и задачи | Основная цель-обучающая (вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями, навыками) | Ранжирование целей: 1) развивающая – основная на уроке; 2) воспитательная; 3) обучающая. Цель: создание на уроке таких условий, чтобы учебная деятельность превращала ученика в субъекта учения, заинтересованного в учении, саморазвития. Цель задана диагностично для всех участников образовательного процесса; конкретна. Цель формулируют сами учащиеся. Демократический характер требований. |
Содержательный компонент | Традиционное изложение учебного материала | 1)Раскрывается противоречивость научного познания. 2)Даются альтернативные трактовки изучаемых явлений. 3)Межпредметные связи. 4)Появление авторских программ. | Формы обучения | Традиционные (учитель объясняет, диктует, рассказывает, упражняет, проверяет, оценивает.) | Нетрадиционные формы урока. Интерактивные формы обучения («здесь» и «сейчас» идет переосмысливание; важны обратная связь, диалог), ориентация на само- и взаимоконтроль. Учитель – организатор учебной деятельности; объясняет, показывает, подводит к проблеме , советует, иногда намеренно ошибается, совещается. Ученик, опираясь на совместную работу, ведет самостоятельный поиск.
| Методы обучения | Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. | Интерактивные: -частично-поисковый -проблемный -исследовательский -модели -проектный Соответствие выбранных методов обучения целям задания (целесообразность), методы получения обратной связи – диалог и полилог. Коммуникативный подход: диалогичность и рефлексивность. Гуманитарный диалог предполагает множество мнений, вариантов, принципиальное «многоточие» (в отличие от традиционного диалога, где учитель стремится сделать вывод) Оптимальное сочетание направленных и ненаправленных вопросов – для активизации познавательной деятельности учащихся.
|
|