Урок математики 5 класс "Правильные и неправильные дроби"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Косова Вера Сергеевна

Правильные и неправильные дроби_

(Тема урока)

 

 

Цель  урока: Формирование знаний  учащихся о правильных и неправильных дробях

      Задачи:

- обучающие: Добиться первичного понимания учащимися понятия правильная и неправильная дробь.

-развивающие: Развивать внимание,  умение  делать выводы.

-воспитательные: Воспитывать  познавательную активность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы учащихся: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа с образовательным модулем.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедиапроектор..

 

Планируемые результаты:

Предметные: знают  виды правильных и неправильных дробей ; умеют изображать дроби на координатном луче и  с помощью рисунка.

Познавательные: уметь в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий:  «дроби», «правильная и неправильная дроби»; работать с учебником; развивать умение обрабатывать информацию.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, могут контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность.

 

Коммуникативные: умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог.

 

 

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся совершенствовать вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развивать мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность; проявляют личную ответственность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_pravilnye_i_nepravilnye_drobi.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Правильные и неправильные дроби_

(Тема урока)

Цель  урока: Формирование знаний  учащихся о правильных и неправильных дробях

      Задачи:

- обучающие: Добиться первичного понимания учащимися понятия правильная и неправильная дробь.

-развивающие: Развивать внимание,  умение  делать выводы.

-воспитательные: Воспитывать  познавательную активность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы учащихся: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа с образовательным модулем.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедиапроектор..

Планируемые результаты:

Предметные: знают  виды правильных и неправильных дробей ; умеют изображать дроби на координатном луче и  с помощью рисунка.

Познавательные: уметь в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий:  «дроби», «правильная и неправильная дроби»; работать с учебником; развивать умение обрабатывать информацию.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, могут контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные: умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся совершенствовать вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развивать мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность; проявляют личную ответственность

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

5

6

7

1

Организацион-

ный момент.

Приветствует и настраивает учащихся на рабочую обстановку.

Мотивационная беседа.

      Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Последуем этому совету писателя, постараемся будем внимательными  и«поглощать знания» с большим желанием, ведь они нам пригодятся в дальнейшем.

Приветствуют  учителя. Дежурные помогают учителю.

1

2

Актуализация опорных знаний -  устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний.

Фронтальная работа

  1. Что называют долями?
  2. Как называют доли , , ?
  3. Что показывает знаменатель обыкновенной дроби?
  4. Что показывает числитель обыкновенной дроби?
  5. Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
  6. Как найти  от числа 42?
  7. Какое число отмечено точкой на координатной прямой?

  1. Расположить числа в порядке возрастания.

, , , , , .

  1.  В порядке убывание

, , , , , .

  1.  Какая из точек лежит на координатном луче левее?

А, С, Е

Учащиеся отвечают на вопросы

Индивидуальная работа во время фронтальной работы (3 учащихся)

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение3.

7

3

Постановка  темы и цели урока

Работа в тетрадях.

- Какая дробь больше:  7/8 или 8/7?

- Объясните почему (докажите). Трудно???

- Сегодня на уроке мы научимся сравнивать такие дроби и дадим каждой название.

Учащиеся подписывают число, классная работа.

Свободные высказывания  учащихся.

Предлагают варианты

4

Изучение  нового материала.

1) - Покажем каждую из дробей на координатном луче.

- Как вы понимаете 7/8?  8/7?

- Как же взять 8 частей, если целое разделили на 7?

- Посмотрите на координатный луч, сравните 7/8 с 1.

- А что можно сказать про дробь 8/7?

2) Прочитайте дроби:

 5/4, ¾, 9/6, 5/7, 4/3, 1/5, 7/9

 - Выпишите дроби, которые меньше единицы.

- Выпишите дроби, которые больше единицы.

- Сравните две эти группы. Что вы заметили?

- Прочитав статью учебника, вы узнаете, как называются дроби первой и второй группы.  

Работа по учебнику.

1) стр. 151-152

- Как называются дроби первой группы? Сформулируйте правило.

- Как называются дроби второй  группы? Дайте им определение.

Свободные высказывания  учащихся и показ иллюстраций

- Необходимо еще одно целое.

- Она больше 1.

1)  ¾ , 1/5, 5/7, 7/9

2)  5/4, 9/6, 4/3 

- У дробей 1группы числитель меньше знаменателя, а у дробей второй группы числитель больше знаменателя. Работа по учебнику.

1) стр. 151-152

Учащиеся отвечают.

Правильные дроби (меньше 1), в них числитель меньше знаменателя.

Неправильные дроби (больше или равна 1), в них числитель ≥ знаменателя. 

12

5

Физкультпауза

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

Учащиеся выполняют и повторяют за учителем упражнения.

2-3


6

Первичное осмысление и закрепление изученного.

Продолжение работы с учебником:

2) Стр.152, №974.

- Какой из отрезков будет длиннее? Почему?

- Начертите отрезки.

3) Стр. 152. №975.

- Прочитайте дроби.

- Найдите среди них правильные.

- Что вы о них помните?

- Найдите неправильные дроби. Что известно про них?

- Выполните задание.

- Как можно назвать точку 6/4???

- Чему равна дробь 8/4?

4) Стр. 152. №976 (письменно)         

5) Работа над задачами:

     стр 152 , №980

-Прочитайте задачу.

- За сколько дней бригада построила ферму?

_ Сколько потребовалось по плану?

- Как вы это понимаете?

- Прикиньте ответ. Докажите свое предположение.

- Решите задачу.

- Прочитайте ответ.

2) Выдвигают предположения, вычисляют, чертят отрезки длиной 6 см и 10 см.

3) ¼, 2/4, ¾ - правильные дроби. Они меньше 1.

4/4, 5/4, 6/4, 7/4, 8/4- неправильные дроби. Они больше 1.

- один с половиной.

- двум единичным отрезкам (2).

Проверка:

1/6, 2/6, 3/6, 4/6, и т.д.

48:4*5=60(дн.)

По плану на постройку отводилось 60 дней.

12

7

Математический диктант.

Предлагает выполнить математический диктант.

Самостоятельно выполняют задания с последующей самопроверкой

5

8

Рефлексия

- Ребята! Давайте мы с вами оценить каждый нашу работу на уроке.

1) О каких дробях мы с вами говорили?

2) В чем отличие правильной дроби и неправильной дробей?

3) Приведите примеры дробей.

Ответы детей на поставленные вопросы

3

9

Домашнее задание.

Домашнее задание: п. 25 № 999, 1001, 1004(а)

Вопросы учителю.

1

10

Итог урока

1)Учитель оценивает работу:  учитывает активность, правильность ответов, самостоятельность, оригинальность выполнения работы.

Отвечают на вопросы учителя.

1

  1. Приложение 1.

 1  задание:

НАХОЖДЕНИЕ ДРОБИ ПО РАСКРАШЕННОЙ
(НЕРАСКРАШЕННОЙ) ЧАСТИ

1. Какую дробь обозначает закрашенная часть фигур (1)?  Незакрашенная часть(2)? Запиши.

Приложение 2.

 

Карточка 2.

Записать дроби.

– Какую часть метра составляет 1 дм?  4 дм? 7 дм?

– Какую часть часа составляет 1мин? 3 мин? 18 мин?

– Какую часть года составляет 1месяц? 4 мес.? 6 мес.? 12 мес.?

Приложение 3.

Карточка 3

1. Раскрась обозначенную дробью часть. Запиши, какая часть осталась незакрашенной.

2. Раскрась у первого круга одну восьмую часть, а у второго - две четвертых. 

Что ты заметил?

Приложение к плану-конспекту урока

______________Правильные и неправильные дроби_____________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Единая коллекция ЦОР

Информационный

Презентация 1.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/aa957616-dde9-42d5-bbde-1ff872cc88ba/ 

2

Единая коллекция ЦОР

Практический

Презентация 2.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6c3c2bcb-7660-472b-89c7-50f3ad33b383/?

Среди материалов, предоставленных Федеральным центром информационно-образовательных ресурсов, подходящих для данного урока нет.

Предлагаемый материал будет использоваться в дальнейших уроках:

1) Правильные и неправильные дроби. П2.

 http://fcior.edu.ru./card/4346/pravilnye-i-nepravilnye-drobi-p2.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Десятичные дроби"

Тема "Десятичные дроби" изучается учащимися в 5 классе по учебнику "Математика",  5 класс, автор Н.Я Виленкин, В.И.Жохов. Данная тема находит широкое применение в физике, химии, биологии и других...

Интегрированный урок математики и информатики "Обыкновенные дроби и их запись в текстовом редакторе"

Интегрированный урок. Соответствует всем требованиям урока  данного типа. Рассчитан на учащихся 6-го класса. Дети должны обладать навыками деления дробей, умениями работать на ПК в текстово...

5 класс Математика "Правильные и неправильные дроби" Урок 2

5 класс Математика "Правильные и неправильные дроби" Урок 2...

Конспект урока по математике на тему "Неправильные дроби".

Конспект урока для 5 класса коррекционной школы 8 вида по математике....

Урок-путешествие «Правильные и неправильные дроби»

Урок для учащихся 5-го класса с использованием компьютерной презентации по теме "Правильные и неправильные дроби". Это урок обобщения и систематизации знаний, ...

Урок-путешествие «Правильные и неправильные дроби»

Урок для учащихся 5-го класса с использованием компьютерной презентации по теме "Правильные и неправильные дроби". Это урок обобщения и систематизации знаний, ...

Урок-путешествие «Правильные и неправильные дроби»

Урок для учащихся 5-го класса с использованием компьютерной презентации по теме "Правильные и неправильные дроби". Это урок обобщения и систематизации знаний, ...