Урок-путешествие «Правильные и неправильные дроби»
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Квачадзе Светлана Анатольевна

*      Урок для учащихся 5-го класса с использованием компьютерной презентации по теме "Правильные и неправильные дроби". Это урок обобщения и систематизации знаний, с использованием разнообразных форм познавательной деятельности учащихся. Применение компьютерной презентации позволяет повысить интерес учащихся, сэкономить время.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc342 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Правильные и неправильные дроби».

Цели урока:

-в игровой форме закрепить и проверить практические навыки и умения учащихся;

-сформировать у учащихся навыков самостоятельной деятельности;

-активизировать мыслительную деятельность;

-подготовить учащихся к контрольной работе.

Оборудование: карточки с заданиями; рисунки; сигнальные карточки, вопросы, записанные на цветочных лепестках.

Тип урока: урок  –  путешествие.

Девиз урока: «знания  имей отличные по теме дроби обыкновенные»

Этапы путешествия

  1. Поле Цветочное.
  2. Озеро Неизвестности
  3. Лес Сказочный
  4. Водопад Здоровья
  5. Горы Мудрости
  6. Музей истории дробей
  7. Дворец Смекалки

Ход урока

1. Организационный момент (командиры докладывают о готовности к уроку)  

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня занятие будет необычным. Мы совершим увлекательное путешествие в страну «Обыкновенные дроби». В этой стране мы сделаем несколько остановок: погуляем в поле Цветочном, побываем  на берегу озера Неизвестности, попробуем одолеть горы Мудрости, побродим в лесу Сказочном, посетим музей истории дробей и дворец Смекалки. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, находчивость и смекалку.

3. Актуализация опорных знаний.

I. Наш путь проходит через Цветочное поле (слайд 4) . Здесь мы погуляем, нарвем цветы,  но цветы необычные, чтобы сорвать их надо ответить на вопросы каждого лепестка.

1.        Что называют долями?

2.        Как называют доли   ,  ,    (Половина, треть, четверть)

3.        Что показывает знаменатель обыкновенной дроби?

(На сколько долей делят)

4.        Что показывает числитель обыкновенной дроби?

(Сколько долей берут)

5.Какая дробь называется правильной? Приведите пример.

которой числитель меньше знаменателя)

6.Какая дробь называется неправильной? Приведите пример.

которой числитель больше или равен знаменателю)

7.Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

(Больше  та дробь, числитель  которой больше)

  1. Какая дробь равна 1? Приведите пример.

(У которой числитель равен знаменателю)

II. Наш путь лежит через озеро Неизвестности (слайд 5). В этом озере плавают рыбы- дроби. Их нужно «поймать» и определить: какие эти дроби?

2/5,  13/4,   17/17,   1/6,  18/16,  8/9,  15/5.

III.  Благополучно переплыв Озеро Неизвестности, мы дошли до Сказочного леса (слайд 6). Нам встречаются сказочные персонажи и задают вопросы, на которые мы должны ответить: (слайд 7,8)

1.Длина провода 15 м. От него отрезали 8 м. Какую часть провода отрезали?

2. Из 24 га вспахали 8 га. Какую часть всей площади вспахали?

3. Какую часть:

а)         метра составляют 1 см, 3 дм;

б) тонны составляют 13 кг, 187 кг;

в)         суток составляют I ч, 11 ч?

4.Было 80 тракторов,  всех тракторов отремонтировали. Сколько всего тракторов отремонтировали?

5. Тетради в клетку составляют  купленных тетрадей. Сколько всего куплено тетрадей, если среди них было  9 тетрадей в клетку?

IV. Водопад Здоровья (слайд 9). Чтобы благополучно пройти водопад требуется выполнить такие задания (проводится физкультминутка):

V. Гора Мудрости(слайд 10) . Ребята вот мы подошли к горе Мудрости. Чтобы преодолеть эту гору нужно решить тест. Каждый из Вас получает карточку с заданиями.

Вариант I

1. У Коли было 11 яблок. 7 яблок он отдал Маше. Какую часть своих яблок Коля отдал Маше?

1)  ;  2); 3);  4) .

2) Площадь поля 20 га. Тракторист вспахал  часть поля. Сколько гектаров вспахал тракторист?

1) 80 га;     2) 5 га;        3) 4 га;           4) 16 га.

3. Турист прошел 6 км, что составляет  всего пути. Какое расстояние должен пройти турист?

1) 2 км;        2) 18 км;         3) 3 км;        4) 15 км.

4. Сравнить дроби   и  :

 1)  >   2)  <   3)   =    .

5. Сравнить дроби   и :

1)  >   2)  <   3)   =    .

6. В классе 24 ученика.  всех учеников класса составляют девочки. Сколько девочек в классе?

1) 64;     2) 9;       3) 12;       4) 4.

Вариант II

1. Из 10 задач ученики решили 7. Какую часть всех задач решили ученики?

1)  ;      2)  ;     3)  ;     4)  .

2.        У Буратино было 10 золотых.  своих денег он отдал коту Базилио. Сколько золотых получил кот Базилио?

1) 2;        2) 50;      3) 5;        4) 8.

3. Среди цветных карандашей было 6 синих. Сколько карандашей было в коробке, если синие карандаши составляют  всего количества карандашей?

1) 2;       2) 3;        3) 15;     4) 18.

4. Сравнить дроби:

  и   

1)  >   2)  <   3)   =    .

5. Сравнить дроби:

   и  

1)  <   2)  >   3)   =    .

6. В сквере росли 35 деревьев.  всех деревьев составляли липы. Сколько лип было в сквере?

1) 5;        2) 25;        3) 49;

Учащиеся сдают бланк с ответом

Фамилия, имя                                                                                   класс

Номер задания

 1

2

3

4

5

6

Номер ответа

По ( слайду 11) учащиеся проверяют тест.

VI. Преодолев, гору Мудрости мы входим, в город и подходим  к Музею истории дробей (слайд 12). Пройдем в его библиотеку и узнаем много интересного о происхождении дробей (четверо учащихся рассказывают историю возникновения дробей).

С незапамятных времен охотникам при дележе добычи уже приходилось иметь дело с долями целого. Трудно было обходиться без дробей и при измерении различных величин.

Древние египтяне использовали лишь единичные дроби ,  ,   и т.д., то есть дроби, числители которых равны 1. Все вычисления с дробными числами производились с помощью этих единичных дробей, что было очень сложно. Поэтому вычисления с дробными числами могли выполнять лишь специально обученные писцы.

Современная форма записи обыкновенных дробей стала применяться лишь в 18 в. Первым дробную черту стал применять арабский ученый ал-Халар. В Европе дробную черту для записи обыкновенных дробей использовал итальянский математик Леонардо Пизанский, названный также Фибоначчи (то есть сын Бо-наччи).

Долгое время действия с дробными числами считались по праву очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение «Попасть в дробь», что означает «попасть в тупик, в трудное положение». Даже еще в 18 в. овладение действиями с дробными числами, которые иногда назывались ломаными числами, считалось очень трудным делом.

VII. Путешествие наше подошло к концу. Но в городе есть Дворец смекалки. (слайд 13,14)

Задача. Смекалкин загадал младшему брату загадку: «Дробь равна своему числителю, чему равен ее знаменатель?» Младший брат, отгадав загадку Смекалкина, придумал похожую загадку: «Дробь равна своему знаменателю, чему равен числитель?» Смекалкин объяснил, что отгадок здесь видимо-невидимо.

Например, — = 2;    - = 3;      - = 4.

2. «А ну-ка, сообрази!».

На рисунке изображены две группы линий. Чем отличаются линии одной группы от линий другой?

Ответ: линии первой группы самопересекающиеся, а линии второй группы – без точек самопересечения.  

Итог урока. Самооценка и суждения учащихся о работе класса, о своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке, что им хотелось бы пожелать. (слайд 15)

Задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока проверки знаний. Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".

Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".Цели урока:v   закрепление умения распознавать, понимать и объяснять правильные и непра...

Обобщающий урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби , смешанные числа "

Тип урока :Повторительно-обобщающий с использованием игровых технологий.Задачи урока :-закрепление изученных на прошлом уроке понятий « обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, смеша...

Открытый урок в 5 классе" Дроби.Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби"

Папка содержит разработку урока, приложения, презентацию. Урок разработан на основе урока учителя Лагуткиной Елены Александровны " Решение  уравнений и задач по теме"Обыкновенные дроби"" ....

Урок-путешествие «Правильные и неправильные дроби»

Урок для учащихся 5-го класса с использованием компьютерной презентации по теме "Правильные и неправильные дроби". Это урок обобщения и систематизации знаний, ...

Урок-путешествие «Правильные и неправильные дроби»

Урок для учащихся 5-го класса с использованием компьютерной презентации по теме "Правильные и неправильные дроби". Это урок обобщения и систематизации знаний, ...