Конспект и презентация к уроку "Десятичные дроби", 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Обобщающий урок по теме ««Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»  предназначен  для учащихся 5 класса, занимающихся по учебнику И. И. Зубарева, А. Г. Мордковича.  Цель урока: систематизация, обобщение и углубление знаний и умений учащихся по теме. Рекомендуется для учителей, работающий в системе СДО. Каждый этап урока сопровождается описанием формируемых на данном этапе УУД.  К конспекту урока приложен раздаточный материал и презентация.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока48.31 КБ
Office presentation icon презентация к уроку1.35 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по математике.

Тема урока: «Десятичные дроби.Сложение и вычитание десятичных дробей».

Тип урока: обобщающий урок

Цели урока:  

I.Образовательно–развивающие цели:

1.1. Систематизация, обобщение и углубление знаний и умений учащихся по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»;

1.2.Применение опорных понятий: число, целое число, дробное число, обыкновенные дроби, правильные дроби, неправильные дроби, десятичные дроби.

1.3.Развитие общеучебных умений: умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную письменную речь; оперировать понятиями (определять, формулировать проблемные вопросы, ответы в виде суждения или умозаключения), сравнивать изучаемые понятия.

1.4. Развитие специальных умений: складывать и вычитать десятичные дроби.

II.Воспитательная цель: воспитывать у учащихся умение слушать друг друга, уважать мнение других.

Материально-техническое
и дидактическое обеспечение урока:

бланки для ответов (приложение №1), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями, вопросами-суждениями, сравнениями (приложение №2), компьютерная презентация к уроку, интерактивная доска.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Время, баллы

Деятельность учащихся

1.

Организационная часть урока

Приветствие.

Выдает учащимся раздаточный материал, включающий:  бланки ответов (приложение №1), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (приложение №2).

1 мин

заполняют поле «ФИО, класс» в бланке ответов.

2.

Актуализация знаний

1) Как сказал персидский писатель и мыслитель Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”.

И мне бы хотелось, чтобы у вас было желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими “крыльями” будете “взлетать” все выше и выше.

2) тема сегодняшнего урока «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей». (слайд №1)

- Сформулируйте свои цели  на сегодняшний урок.

Заявка на оценку (на доске): 

«5» - 21 балл и более

«4» -  17-20 баллов

«3» -   13-16 баллов

Знакомит учащихся с правилами заполнения бланков ответов.

3 мин

2)формулируют цели урока: обобщить и закрепить знания и умения по теме.

3.

Выполнение задания на нахождение лишнего понятия

Задание №1:

- Найдите лишнее понятие, указав основание деления. (прил. №1. Задание №1, слайд №2)

3

Мин

(3-9 б.)

Выполняют задание, записывают ответ

4.

Обсуждение решения в группах  

Разбивает учащихся на 6 групп, распределяет по группам номера заданий для сверки ответов:

1 группа –задание №1,

2 группа – задание №2,

3 группа - задание №3,

4 группа – задание №1,

5 группа – задание №2,

6 группа –  задание №3

Контролирует ход и время обсуждения

1 мин

Обсуждают ответы на задания

5.

Защита работ  

Заслушивает ответы представителей от 1,2 и 3  группы, принимает возражения, дополнения, записывает на доске понятия: целое число, дробное число, десятичная дробь, обыкновенная дробь.

3 мин

Представители каждой группы называют лишнее понятие, указывают основание деления. Все учащиеся записывают полученные баллы в бланк ответов.

6.

Вопросы-понятия по заданию (фронтально)

-Составьте вопросы- понятия к полученным понятиям и ответьте на них

Контролирует четкость и грамотность формулируемых вопросов. Ведет учет активности по группам.

3 мин

( по 1б. за вопрос-понятие, дополнение, возражение)

Задают вопросы-суждения, дополняют, возражают:

  1. Что такое дробное  число? (это число, составленное из целого числа долей единицы)
  2. Что такое целое число? (это число, которое можно представить в виде разности натуральных чисел)
  3. Что называется десятичной дробью? (это дробь, в записи которой используется запятая)
  4. Что представляет собой обыкновенная дробь? (это частное двух чисел, в котором делимое – это числитель дроби, делитель – это знаменатель дроби)

Составление логической схемы

Задание №2 (слайд №3):

-Восстановите логическую схему (прил. №1. Задание №2), найдите в ней место числам:  2; 5/2; 0, 25; 25/100; 3,5; 3 и составьте по 1 вопросу-суждению по данной схеме.

3 мин

(1 б. за схему, 1 б. за числа, 2б. за вопрос-суждение. Итого – 4 б.)

Составляют логическую схему (прил. №1. Задание №2)

7.

Обсуждение решения в группах  

Распределяет по группам номера заданий для сверки ответов:

1 и 4 группа – обсуждают схему;

2 и 5 группа – обсуждают расставленные числа

3 и 6 группа – выбирают 2-3 вопроса-суждения.

Контролирует ход и время обсуждения

1 мин

Обсуждают ответы на задания

8.

Защита работ  

Заслушивает ответы представителей от 4, 5 и 6  группы, принимает возражения, дополнения.

- Чем объяснить, что человек наряду с обыкновенными дробями использует десятичные дроби?

4 мин

- Представитель 4  группы записывает на доске в схеме пропущенные понятия,

 - представитель 5 группы записывает в схеме числа,

Все учащиеся выполняют самопроверку.

 представители 6 группы задают классу 2-3 вопроса-суждения:

  1. Как доказать, что 0,25 – десятичная дробь?(Все дроби, в записи которых используется запятая называются десятичными дробями. В записи числа 0,25 есть запятая, значит число 0,25 – десятичная дробь);
  2. Каким образом смешанное число 2 5/10 представить в виде обыкновенной дроби? ( Чтобы смешанное число представить в виде обыкновенной дроби надо целую часть умножить на знаменатель и к сумме прибавить числитель. Полученное число записать в числитель дроби, знаменатель оставить тот же. Чтобы смешанное число 2 5/10 перевести в обыкновенную дробь надо 2*10+5, получится дробь 25/10);
  3. Чем объяснить, что дробь 0,25 равна дроби 25/100? (две дроби равны, когда они выражают одну и ту же величину. Если обыкновенную дробь 25/100 перевести в десятичную, то получится дробь, равная по величине дроби 0,25. Значит дробь 0,25 равна дроби 25/100).

Все учащиеся записывают полученные баллы в бланк ответов.

-По сравнению с обыкновенными дробями, арифметические действия с десятичными дробями выполнять намного удобнее.

9.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку:

Поднимает руки класс - это "раз"
Повернулась голова - это "два"
Руки вниз, вперёд смотри - это "три".
Руки в стороны пошире развернули на "четыре"
С силой их к плечам прижать - это "пять"
Всем ребятам надо сесть - это "шесть".

1 мин

Выполняют задания.

10.

Составление алгоритма сложения и вычитания дробей

На интерактивной доске в разном порядке записана последовательность действий при сложении и вычитании дробей.

Задание №3 (слайд №4):

- Установите последовательность действий при сложении и вычитании дробей.

1 мин

(1 б.)

В бланках ответов (прил.№1 Задание №3) нумеруют в хронологическом порядке последовательность действий при сложении и вычитании дробей.

1 человек выходит к доске, расставляет последовательность действий в хронологическом порядке.

Все учащиеся выполняют самопроверку.

11.

Выполнение практических заданий

Проводит инструктаж по выполнению задания (приложение №1. Задание №4, слайд №5,6,7).

6 мин

(7 б.)

Выполняют задание в бланке ответов (приложение №1. Задание №4).

12.

Обсуждение решения в группах  

Разбивает учащихся на 6 групп, распределяет по группам номера заданий для сверки ответов:

1 группа –пример  №1

2 группа – пример №2

3 группа - пример №3

4 группа – пример №4

5 группа – уравнение №1, задача

6 группа –  уравнение №2

Контролирует ход и время обсуждения

1 мин

Обсуждают ответы на задания

13.

Защита работ  

Заслушивает ответы каждой группы, принимает возражения, дополнения

8 мин

Представители каждой группы выходят к доске, записывают решение.

14.

Работа по карточке №3

- Сравните дроби 43,75 и 33,282. Выделите у них общие и особенные признаки.

4 мин

(По 2 б. за сравнение)

  1. Так же как и дробь 43,75, дробь 33,282 является десятичной дробью;
  2. Больше, чем дробь 33,282, дробь 43,75;
  3. Если в дроби 43,75 младший разряд – сотые, то в дроби 33,282 младший разряд – тысячные;

15.

Итоги, выставление оценок, домашнее задание

  1. Подводит итоги урока:

Закончить урок мне хочется словами известного российского математика А.И. Мордковича, автора учебника математики, по которому вы занимаетесь: “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”. Давайте посмотрим, насколько вы сегодня достигли своей цели. Поднимите руки, кто получил сегодня оценку «5», «4», «3».

  1. Демонстрирует на интерактивной доске слайд №8 с домашним заданием:
  1. №712, №717;
  2. Составить 3 вопроса-суждения по теме «Сложение и вычитание дробей»;
  3. Отразите отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера:

А – Десятичные дроби

В- Дроби

С– Обыкновенные дроби

Д – неправильные дроби

Е – 2/5 

  1.  раздает карточки с домашним заданием учащимся.
  2. Демонстрирует слайд №9: Спасибо за урок!

2 мин

Подсчитывают баллы, выставляют оценку в бланк ответов согласно заявке на урок.


                                           

Бланк ответов

Ф. И. ученика_______________________________________________Класс______________________

Задание №1.

Найди лишнее понятие, указав основание деления

1.

А- 2;

В -3,5;

С -  ;            

1–2 б.

А, т.к. В,С  по наличию в числе долей единиц– дробные числа, а А – целое число

2.

А – 0,3;

В -  ;

С -  

1–2 б.

А, т.к.  В и С по форме запичи -   обыкновенные дроби, а А – десятичная дробь

3.

А-0,25;

В - ;

С – 0,8 ;            

1–2 б.

1 вариант: В, т.к. А и С по форме записи - десятичные дроби, а В – обыкновенная дробь;

2 вариант: С, т.к. А и В по значению числа  равны по величине, а С им не равна

Итого баллов:

Задание №2

Восстановите логическую схему и найдите в ней место числам:  2; ; 0, 25;  ; 3,5;3; .

                                                     По наличию (отсутствию) долей единиц  

                                                                                          По форме записи

                                                                                                     

Итого баллов:

Составьте 1 вопрос-суждение используя понятия из задания №2:

_________________________________________________________________________

Итого баллов:

Задание №4

Установите последовательность действий при сложении и вычитании дробей:

  1. Выполните сложение, как сложение натуральных чисел;
  1. Уравняйте количество цифр после запятой в обоих числах;
  1. Поставьте запятую в сумме под запятой в слагаемых
  1. Запишите дроби друг под другом, чтобы запятая находилась под запятой;

Итого баллов:

Задание №5

Выполните действия:

  1. 42,67+18,5=61,17      - 1 группа                        3. 27,485+27=54,521   - 3 группа
  2. 58-14,25=43,75         - 2 группа                        4. 16,37- 11=5,37         - 4 группа

Решите уравнения:

  1. 39,182 - х=5,9  - 5 группа                                 2.  а + 0,184=0,4143 – 6 группа

Х=3,282                                                                а = 0,2303

Задача:

Площадь Украины составляет 603,7 тыс.кв.км, а Франции – 544тыс.кв.км.На сколько площадь Украины больше площади Франции?

Решение

603,7-544=59,7тыс.кв.км.

Итого баллов:

 

Всего баллов за урок:                         Оценка:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока (презентация) математики в 6 классе "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами времени"

Урок коррекции и закрепления новых знаний. Презентация к уроку и конспект урока могут быть использованы учителями коррекционной школы VIII  вида, работающие по учебнику Капустина Г.М., Перова М.Н...

конспект и презентация урока во 2 классе тема " Роспись Дымковской барыни"

Подробный конспект урока декоративного рисования  для учащихся 2 класса по теме " Роспись Дымковской барыни",предполагает знакомство с особенностями рисования  элементов и выбором цвета в...

Конспект и презентация урока во втором классе к УМК Биболетовой М,З, на тему "Ферма Джона".

Конспект открытого урока по английскому языку во втором классе на тему "Ферма Джона" по УМК Enjoy english  Биболетовой М.З. Разработка Шуваловой  И.В....

"Казан- Татарстанның башкаласы" конспект и презентация к уроку (6 класс русская группа)

"Казан- Татарстанның башкаласы" конспект и презентация к уроку по татарскому языку (6 класс русская группа)....

Конспект и презентация урока в 5 классе "Площадь треугольника".

Окрытый урок в 5 классе по учебнику И. И. Зубарева. Площадь треугольника  выводится из извесной детям площади прямоугольника и применяется для данной темы....

Конспект и презентация урока для 5 класса "Царство Грибы"

Тип урока: комбинированный. Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.  Системообразующим на уроке является четко отобранное содержание, соответствующее возрастным особенностям. Учебная де...

Конспект и презентация урока для 5 класса "Царство Грибы"

Тип урока: комбинированный. Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.  Системообразующим на уроке является четко отобранное содержание, соответствующее возрастным особенностям. Учебная де...