Элективный курс по математике в 9 классе. Тема занятия: «Дробно – рациональные уравнения».
план-конспект занятия по алгебре (9 класс) на тему

Коротких Эмма Александровна

Цель занятия: обобщение знаний по теме "Дробно-рациональные уравнения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективный курс по математике в 9 классе.

Тема занятия: «Дробно – рациональные уравнения»

Цели: 1. Систематизировать, обобщить знания и умения учащихся по применению методов решения уравнений;

          2. способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного; развивать творческие способности учащихся путём решения усложнённых уравнений;

         3. побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.

Оборудование: оценочные листы у учащихся, отпечатанные тесты, таблицы с уравнениями, таблица «Способы решений квадратных уравнений».

І.1). Сообщение темы занятия и целей.

  2). Устные упражнения: а). Чтобы решать уравнения, нужно совершать ряд преобразований, и делать это следует очень осмотрительно. Решая уравнения, ученик рассуждал так:

Пример 1

Пример 2

х(х + 3) = 2х

х + 3 = 2

х = -1

Ответ: -1

х2 + х – 1 = 4х – 3

х2 – 3х + 2 = 0

х = 1 или х = -2

Ответ: -2; 1

 

Правильно ли рассуждал ученик?. (В результате неравносильных преобразований в уравнении 1 потерян корень х = 0, а в примере 2 появился посторонний корень х = 1)

  1).Что называется областью определения уравнения? (Множество всех значений х, при которых определены обе части уравнения)

  2). Что называется корнем или решением уравнения? (Значение неизвестного, при подстановке которого в уравнение, получается верное числовое равенство. Решить уравнение - значит найти все его корни или доказать, что их нет.)

                           2. Классификация рациональных уравнений по виду.( Слайд)

3. Проверка  навыков решения простейших уравнений

Устный счет «Карусель» (приложение)

4. Главная задача при решении любого уравнения – свести его к простейшему.

Алгоритм решения дробно – рационального уравнения

  1. Разложение знаменателей на множители.
  2. Записать ОДЗ.
  3. Найти общий знаменатель.
  4. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
  5. Решить полученное целое уравнение.
  6. Записать ответ, исключив корни, не удовлетворяющие ОДЗ.

Замечание: можно вместо нахождения ОДЗ выполнить проверку уравнения.

5. Решить уравнение двумя способами. (У доски)

 

6. Решить  уравнение введением новой переменной:       ( ОДЗ: х)

Пусть t, тогда  

 + и т. д.

Ответ: -1; ; ; 4

7.Решить рациональное уравнение: (самостоятельно)    ОДЗ:()

Разложим на множители трёхчлен:  4 +10х – 6х2 = -6 (х+)(х – 2) = -2 (3х + 1)(х – 2)

Приведём к общему знаменателю

-16х2 +35х – 6 = 0

Д = 1225 – 384 = 841,            29

х = 2 (не удовлетворяет условию)

х =                                                               Ответ:

8.Тестирование .

Проверка «Дистанционное голосование»

9. Д/з: решить 5-10 примеров по данной теме занятия из тестов ОГЭ.

10.Итог занятия:  результаты учащихся

Приложение

                                       Тест                                                        Тест      

п/п

Вариант І

Ответы

п/п

Вариант І

Ответы

 1

 = 0

-6

1

 = 0

-6

2

-4

2

-4

3

-1; 3

3

-1; 3

4

4; -4

4

4; -4

5

х2 + 9 = 0

Ø

5

х2 + 9 = 0

Ø

6

Любое

6

Любое

                                                           

                                  Тест                                                         Тест

     

п/п

Вариант 2

Ответы

п/п

Вариант 2

   Ответы

1

11

1

11

2

0

2

0

3

6

3

6

4

3; 1

4

3; 1

5

Ø

5

Ø

6

х2 = 11

6

х2 = 11

1 «Карусель»

№ п/п

Примеры

Ответы

Фамилия

1

2

3

4

5

6

2 «Карусель»

№ п/п

Примеры

Ответы

Фамилия

1

2

3

4

5

6

3 «Карусель»

№ п/п

Примеры

Ответы

Фамилия

1

2

3

4

5

6

4 «Карусель»

№ п/п

Примеры

Ответы

Фамилия

1

2

3

4

5

6

5 «Карусель»

№ п/п

Примеры

Ответы

Фамилия

1

2

                 x-

3

4

5

6

6 «Карусель»

№ п/п

Примеры

Ответы

Фамилия

1

2

3

4

5

6

№ п/п

1«Карусель»

2 «Карусель»

3 «Карусель»

4 «Карусель»

5 «Карусель»

6 «Карусель»

1

2

3

4

5

6

№ п/п

1«Карусель»

2 «Карусель»

3 «Карусель»

4 «Карусель»

5 «Карусель»

6 «Карусель»

1

2

3

4

5

6

№ п/п

1«Карусель»

2 «Карусель»

3 «Карусель»

4 «Карусель»

5 «Карусель»

6 «Карусель»

1

2

3

4

5

6

Лист самооценки

Фамилия, имя

№ п/п

Задания

                  Условия оценивания

Оценка

1

Тест «Да-нет»

№ 1-6 – «5»

№ 1-5 – «4»

№ 1-4 – «3»

2

«Найди ОДЗ»

№ 1-3 – «5»

№ 1-2 – «0»

3

Работа в группе

Правильное решение – «5»

Наличие одной вычислительной

ошибки – «4»;

2 ошибки – «3»

4

Тренажер «Карусель»

№ 1-5 или 6 – «5»

№ 1-4 – «4»

№ 1-3 – «3»

5

Оценка за урок

Найти среднее арифметическое оценок

Лист самооценки

Фамилия, имя

№ п/п

Задания

                  Условия оценивания

Оценка

1

Тест «Да-нет»

№ 1-6 – «5»

№ 1-5 – «4»

№ 1-4 – «3»

2

«Найди ОДЗ»

№ 1-3 – «5»

№ 1-2 – «0»

3

Работа в группе

Правильное решение – «5»

Наличие одной вычислительной

ошибки – «4»;

2 ошибки – «3»

4

Тренажер «Карусель»

№ 1-5 или 6 – «5»

№ 1-4 – «4»

№ 1-3 – «3»

5

Оценка за урок

Найти среднее арифметическое оценок

Лист самооценки

Фамилия, имя

№ п/п

Задания

                  Условия оценивания

Оценка

1

Тест «Да-нет»

№ 1-6 – «5»

№ 1-5 – «4»

№ 1-4 – «3»

2

«Найди ОДЗ»

№ 1-3 – «5»

№ 1-2 – «0»

3

Работа в группе

Правильное решение – «5»

Наличие одной вычислительной

ошибки – «4»;

2 ошибки – «3»

4

Тренажер «Карусель»

№ 1-5 или 6 – «5»

№ 1-4 – «4»

№ 1-3 – «3»

5

Оценка за урок

Найти среднее арифметическое оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»

Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...

Программа элективного курса по математике в 10 классе "Способы решения нестандартных уравнений"

Разработка  программы элективного курса по математике в 10 классе "Способы решения нестандартных уравнений". Программа расчитана на 34 часа, состоит из 6 блоков....

Урок математики в 8 кл. Тема "Повторение темы "Дробные рациональные уравнения"

Урок повторения и обобщения изученного материала по теме "Дробные рациональные уравнения"....

Урок математики в 8 кл. Тема "Повторение темы "Дробные рациональные уравнения"

Урок повторения и обобщения изученного материала по теме "Дробные рациональные уравнения"....

Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль". Математика 5 класс. Тема "Десятичная запись дробных чисел".

Урок по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел" содержит конспект урока и презентацию.Цели урока: научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со...

Карточки по математике для 8 - 9 классов по теме "Дробно-рациональные уравнения". 32 варианта.

Данные карточки помогают отработать умение решать дробно-рациональные уравнения, применять формулы сокращенного умножения, разложение на множители, сокращать дроби....

Конспект урока по математике "Решение дробных рациональных уравнений"

Урок алгебры "Решение дробных рациональных уравнений" первый урок в этой теме. Урок изучения нового материала. Материал даётся в ходе диалога учителя с учениками. При подаче материала использует...