Бинарный урок истории и математики в 6-б классе "Школа в Древней Греции"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Калашник Наталья Ивановна

Урок рассчитан на 90 минут учебного времени. Связь математики и истории видна на протяжении всего урока. В математике  повторяются темы - пропорция, масштаб, проценты, модуль числа при решении задач. В истории закрепляется тема "Образование Древней Греции".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл бинарный урок математика+история120.03 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный урок истории и математики.                                                  Учит. Горбачева Н.В. Калашник Н.И.

Урок истории и математики  в 6-б классе                     "Школа в Древней Греции"

Не делай никогда того, чего ты не знаешь,                                                                   но научись всему, что следует знать,                                                                               и тогда ты будешь вести спокойную жизнь.

Пифагор Самосский

Цель урока: (история) познакомить учащихся с системой школьного образования древней Греции; с науками, изучаемыми в школах; (математика) повторить темы: пропорция, проценты, масштаб,

  • воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, к предмету математика;
  • подчеркнуть роль образования в развитии греческой цивилизации, и её влияния на современное общество;
  • развивать коммуникативные навыки, умение интегрировать знания;
  • развивать познавательную активность.

Ожидаемые результаты: В результате учащиеся должны знать историю развития Древнегреческого образования, особенности школ Древней Греции, работать с контурной картой, отмечая на ней изученный материал; уметь решать задачи с пропорциями, находить процент от числа, определять расстояние по масштабу на карте.

Тип урока: бинарный, комбинированный (повторение раннее изученного, сообщение и закрепление нового материала).

Технологии: При проведении урока используются игровая, проблемная, исследовательская, информационная технологии.

Оборудование: 

  1. Мультимедиа.
  2. Контурная карта “Древняя Греция” и атласы.
  3. Презентация  по истории Древней Греции
  4. Ученический раздаточный материал. 

                              План урока

I.Организационный момент.   (2 мин.)

II.Сообщение целей и задач урока.  (7 мин.)

III.Мотивация учебной деятельности.  (1 мин.)

IV.Проверка домашних  заданий (история, математика). (10 мин.)

V.Актуализация, применение знаний и умений.  (65 мин)

VI.Домашнее задание  (2 мин.)

VII. Рефлексия (2 мин.)

                                                  Ход урока:

I.Организационный момент. (2 мин.)

Учащиеся разделены на группы по 3-4 человека.

  • приветствие учителя,
  •  запись отсутствующих,
  •  обратить внимание на гостей и познакомить с ними.

II. Сообщение темы, целей и задач урока. (7 мин.)

Учитель математики предлагает детям записать в тетрадях дату , классная работа и обращает внимание детей  на слайд с  примерами и таблицей перевода чисел в буквы. Предлагает учащимся решить примеры (слайд 1) и, используя таблицу, прочесть тему урока(слайд 2-3)  . (5 мин.)

Учитель истории объявляет цели и задачи урока, зачитывает  эпиграф урока. (слайд 4-5-6) (2 мин)

III. Мотивация учебной деятельности.(1 мин.)

Учитель истории: « Ребята, сегодняшняя тема важна для дальнейшего изучения  раздела «Антическая  греческая  цивилизация классического периода» по которой мы уже через 5 уроков пишем проверочную работу.»

Учитель математики: «А по математике мы повторим и закрепим  знания, которые вы проходили дистанционно, с целью обобщения. Ведь «Повторение- мать учения!»»

IV.Проверка домашних  заданий (история, математика). (10 мин.)

Математика – домашним  заданием была тема «Модуль числа». Выполнив первое упражнение по нахождению модуля, каждый из лидеров команды оценивает своих членов команды по два балла и результаты заносит в   протокол. В конце урока подведем итог и проставим оценки.

История –домашнее задание проверим дополнив предложения исторического диктанта. слайд 7-13.

  1. Места, где греки проводили свой досуг, назывались …….. и …….. – специально оборудованные спортивные площадки.
  2. Древнегреческие мужчины одевали длинную рубашку без рукавов - ….. – и плащ, который назывался - …….
  3. Самыми торжественными среди греческих праздников считаются ……….. ….
  4. Борьба без правил и кулачный бой называется - ……….
  5. В V-IV вв. до н.э. возникла новая форма рабства , которую учёные называют ………… рабством.
  6. Имя дочери троянского царя Приама, которую боги наградили способностью предвидеть будущее

Ответы: 

  1. Палестры и гимнасии - 2бал.
  2. Хитон и гиматий - 2бал.
  3. Олимпийские игры - 2бал.
  4. Панкратион - 2бал.
  5. Классическое рабство - 2бал.
  6. Кассандра - 2бал.

V.  Актуализация,  применение  знаний и умений.  (65 мин.)

1.Видеоролик о Древнегреческом образовании (слайд 14)   (2 мин.)                                                Учитель истории (3 мин.): Попробуем представить себя учениками греческой школы. Надеюсь, нам не понадобится учитель с плеткой, повторяющий: “Невежда - самое дикое из существ на свете”? Какие науки вы хотели бы изучать? На каких уроках вам бы хотелось побывать?  (Учащиеся называют уроки.) Хорошо, давайте выберем сегодня следующие учебные дисциплины, например:

  1. Письмо.
  2. География.
  3. История
  4. Математика

Учащимся раздаются файлы с заданиями и вспомогательными материалами, заранее приготовленными учителем и теми учениками, кто искал дополнительный материал и готовился к выступлению.                                           Начнем наш учебный день в древней школе с утренней гимнастики (2 мин.) слайд15:

Вот мы руки развели

Словно удивились

 И друг другу до земли

 В пояс поклонились!

 Наклонились, выпрямились,

  Наклонились, выпрямились.

  Ниже, ниже, не ленись,

  Поклонись и улыбнись

2.“Первый урок” – урок письма (слайд 16)                                               Греческий алфавит.                                                                                         Ученик ( Данил О.) (2 мин.): Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые на письме стали обозначать и гласные, и согласные буквы. Греки заимствовали свой алфавит у финикийцев, имевших только согласные буквы. С одной стороны удобно, слова занимают очень мало места. Но попробуйте расшифровать слово (на слайде) – ДМ (дом, дым, дама и т.д.). При помощи 24 букв греки могли передавать всё звуковое многообразие. Многие народы используют греческий алфавит для своего письма (например, русский, французский, английский). Овладеть грамотой стало значительно п роще, и поэтому в Греции грамотный человек не был редкостью. В современном мире греческий алфавит используется не только греками, но и нами на уроках математики. Мы обозначаем греческими буквами геометрические фигуры, точки на координатной прямой.

Учитель истории (3 мин.): Запишите дату в тетрадях по  истории  и напишите своё имя греческими буквами, если знаете - переведите его. (Учащиеся используют образец с греческими буквами и словарик  в файлах на столах).  Попробуйте объяснить значение этих имен и слов при помощи словарика, который лежит в файле.                                                                                                                      Учитель математики:. Запишите при помощи математических знаков и греческих букв: а) треугольник МNS; б) квадрат  ALCE со стороной  3см: в) запишите названия  диагоналей. В какой фигуре их можно провести? г) придумайте и запишите название любого угла. Лидеры проверяют и оценивают  по 1 баллу за задание.                                                                            3.“Второй урок” – урок географии.                                                                                            Слайд17 . Карты мира, составленные древними греками.                                       Учитель истории (3 мин.): Откройте исторические атласы на стр. 9. Вспомните, как называется полуостров, на котором расположена Греция? Какие моря омывают полуостров?                                                                           Учитель математики (7 мин.): Посмотрите внимательно на  карту, что вы видите внизу под нею? (Масштаб). Прочтите масштаб этой карты. Используя данный масштаб, посчитайте расстояние от  острова Крит город Кносс  до острова Самос. В связи с тем, что этот материал изучался в прошлом семестре, вы можете найти подсказку№1  в файле  «Пропорция. Масштаб».

Проверить расчеты вы можете, взглянув на слайд18.                                    . Решение:                       М 1 :  6000000

                                     4,7  :      Х

                   Х=6000000 х 4,7/1=28200 000(см )=282 (км)                                      Учитель истории (7 мин.):  История Афин уходит вглубь веков. Сказать точно, когда и  кем были основаны Афины, уже сложно. Наибольший расцвет Афин пришелся на V в. до н.э. (слайд 19.) Так же сложно сказать о точной численности населения - перепись ведь не проводилась, да и потом - кто будет пересчитывать рабов как население - они же были имуществом. Помимо рабов, в Афинах жили зажиточные граждане ( рабовладельцы, ремесленники), демос (граждане победнее), метеки (переселенцы) .

Учитель математики (7 мин.) слайд 20.: Будем считать, что рабов в Афинах было 90 тыс. (Историки считают, что 75-100тыс.). Переселенцев  - 20%. Представим, что граждан было столько, сколько рабов и метеков вместе взятых. Сколько всего людей проживало в Афинах? Подсказка №2 в файлах на столах.

Решение:  Раб. – 90000 чел.

                Перес. -20%

                 Гражд.-?

Решение:1) 90000:100х 20=18000(чел.)

                2) 90000+18000=108000(чел.)

                 3)108000+108000=216000(чел.)

Ответ: в Афинах на то время проживало 216тыс. человек

 А теперь слово предоставим Карине К. (1 мин.)

 Ученица:Природа древней Греции была не похожа на природу Египта или Междуречья. Здесь нет больших рек и плодородного ила. Зато много гор и мало плодородной земли. Горы делили страну на три части: Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. (слайд 21.)

“Не говоря уже о славе и могуществе населивших её племён, само положение Эллады благоприятствует её преобладанию. Ибо множеством заливов, мысов, служащих прекрасными маяками, она раздробляется на несколько полуостровов, из которых один соединяется с другим”.

Учитель истории (1 мин.): - Какому именно занятию, в котором греки “преобладали”, благоприятствовало географическое положение их родины? (мореплаванию). А много ли было кораблей у греков и куда они исчезли?

В древние времена исчезали они, как правило, на дно морское - получив пробоину от неприятеля, рассыпавшись и прохудившись из-за невнимания команды, ну и главная причина исчезновения кораблей - это гнев Нептуна, а говоря современным языком - стихии. (Кстати, поэтому у моряков  укоренилась привычка говорить "пойти" вместо "плыть" - чтобы обмануть Нептуна (по-гречески "Посейдона")).  Слайд 22. Изображение греческого корабля. Щелчок – еще военный корабль.                                                                Учитель математики  (5 мин.) слайд 23:  Не избежали этой участи и 1200 кораблей времен греко-персидских войн. Пять двенадцатых потеряли персы, семь двенадцатых - греки.  Кто потерял больше кораблей и на сколько? Задачу можно решить двумя способами. Ну и конечно, каждый может постараться оценить - много или мало было в древности кораблей по сравнению с нынешними временами.  Подсказка №2 «Нахождение дроби от числа».Слайд 23. Проверьте себя

Решение:    Всего – 1 целая часть  -  1200

                   Персы -5/12                        -     -------

               греки-7/12                         -  ------------

1)1200:12х5=500(кораб.)    или  1)1200 х  5/12   =    500(кораб.)                     

2)1200:12х7=700(кораб)    или  2)1200 х  7/12   =   700(кораб.)                     

Ответ: греки потерял на 200 кораблей больше, чем персы.  

Учитель истории  (7 мин.)слайд 24: Вспомните, имена  древнегреческих богов.     слайд 25 – слушаем и смотрим                                                                                                                    Задание:На контурных картах с. 8  «Древняя Греция»  указать стрелками разных цветов направление расселения греческих племён.                                  Слайд 26. Карта Греции. Проверьте себя                                                              4.“Третий урок” – урок истории.  Слайд 24. Портрет Геродота.

Ученик (Вероника Р.) (1 мин.) слайд 27:История как наука зародилась в древней Греции. Жители Эллады гордились своим прошлым и считали своё государство лучшим. Поэтому они записывали события в назидание потомкам. “Отцом истории” называют греческого историка Геродота. Он много путешествовал, собирал сведения о жизни разных народов. Побывал в Вавилоне. Видел чудо света – Висячие сады царицы Семирамиды. Путешествовал по берегам Нила. Видел пирамиды. Когда он закончил путешествие, никто в Греции ещё не знал его.

Ученик (Настя Р.) (1 мин.) слайд 28: Греки глубоко чтили величайшего поэта – певца Гомера. Они помнили наизусть тысячи строк из его поэм “Илиада” и “Одиссея”. Но осталась загадкой вся жизнь поэта. Даже сами греки не знали, где и когда он родился, в каких местах бывал, кому читал свои стихи. Существовала легенда, что Гомер был слепым.                                                                                     Учитель истории  (2 мин.): - Вспомните, чему посвящена “Илиада”?

Слайд 29. Впишите недостающие буквы в имена действующих лиц поэмы Гомера “Илиада”:                                                                                                                                  Е - - - а -- красавица, из-за которой началась Троянская война.                                                  П - - - с - троянский царевич.                                                                                                 А - - - - - - а - богиня, которой досталось золотое яблоко.                                                  А - - - - - с - храбрейший из греков при осаде Трои.                                                             П - - - - - л - греческий воин, надевший чужие доспехи.                                                       П - - - м - старый царь троянцев.                                                                                           Г - - - - р - вождь троянцев                                                                                                   А - - - - - - - а - жена военного вождя троянцев.

5.“Четвертый  урок” – урок  математики. Слайд 30                                                 Учитель  математики (1 мин.): Геродот привез с собой несколько свитков папируса - это была его “История”. Чтобы познакомить с ней греков, он отправился в Олимпию, где в это время проходили Олимпийские игры. Туда съезжались сотни участников со всей Греции. Вместе со спортсменами там выступали музыканты, поэты, писатели. Слушатели с волнением слушали выступление Геродота, они пришли в такой восторг от его книги, что рассказы о ней разнесли по всей Греции. Многие события, по мнению Геродота, происходили по воле богов, потому что они управляли жизнью людей. В этих же  Олимпийских играх принимал участие знаменитый греческий философ и математик Пифагор Самосский, именем которого названа теорема. Он сражался в кулачных боях.                                                          Ученик (Володя Г. (1 мин.):):Родился Пифагор на острове Самос в Эгейском море, в семье купца Мнезарха. Путешествуя с отцом, будто бы в возрасте 18–20 лет он посетил старого тогда уже Фалеса, который и пробудил интерес юноши к математике и астрономии, посоветовал ему поехать для основательного образования в Египет. Пифагор последовал совету. Затем были Вавилон, Индия... По возвращении на Самос Пифагор основал свою школу, но затем покинул остров. В южноиталийском г. Кротоне им был основан знаменитый пифагорейский союз, бывший одновременно и научной школой, и политическим и религиозным сообществом, в котором Пифагор почитался чуть ли не божеством...                                                                                                   Ученик ( Соня О.) (1 мин.)::В школе Пифагора рассматривались четыре mathema (науки): арифметика, музыка (гармония), геометрия и астрономия с астрологией. Пифагорейцы считали, что в основе всего лежат числа и гармония, ими поддерживаемая, но что все в математике нужно доказывать. Изучению математики придавался мистический характер, что не помешало найти доказательство теоремы Пифагора! Это были великие математические открытия...  Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания. После его смерти ученики окружили тайной имя своего учителя, так что установить правду о Пифагоре невозможно.                                                                            Учитель математики (7 мин.) слайд 31: Но остались его задачи. Одну из них мы решим. Однажды Пифагора спросили:"Скажи мне, о великий ученый, - сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы? - Вот сколько - ответил философ - половина изучает математику, четвертая часть музыку, седьмая  пребывает в молчании, а кроме того, есть ещё три женщины. "

Всего   -    1                    ?                                                                                                    Матем. 1/2                 ------------                                                                                              Музыку – 1/4                     --------------------                                                                                         Молчит – 1/7                    --------------------                                                                                                   Женщин –  ?                 3                                                                                                         Слайд  Проверьте себя                                                                                                Решение:    1) 1/2 + 1/4  + 1/7 =25/28                                                                                                     2)1- 25/28  =  3/28 – что соответствует 3 женщинам                                                   3) 3:3х28=28 (чел.)                                                                                                                     Ответ: 28 учеников посещают пифагорийскую школу                                     VI.Домашнее задание   (1мин.) слайд32                                                                                      Математика: найти материал о греческих ученых-математиках, о науке «нумерология», о возникновении науки «геометрия» и подготовить сообщения;  История: §35ст. 170 – 175. Дополн. Составить предложения о воспитании и образовании греков разных возрастных групп. См. табл. стр.171

VI. Рефлексия ( 2мин.) слайд 33. В конце урока подводится итог работы  - Упражнение «Цветная феерия»

Урок понравился, настроении отличное

Урок понравился, настроении нормальное

Урок не понравился, настроении нормальное

Урок не понравился, настроении плохое

[Введите текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

Конспект бинарного урока истории и обществознания в 11 классе

Тема судьбы братских народов на Украине, и крымчан в частности, не могла оставить равнодушными граждан России во всех ее уголках, не остались в стороне и ученики нашей школы. И к этому уроку мы готови...

Бинарный урок-игра по математике в 6 классе по теме "Решение задач, содержащих обыкновенные и десятичные дроби. В мире животных"

Бинарный урок-игра по математике в 6 классе по теме "Решение задач, содержащих обыкновенные и десятичные дроби. В мире животных"...

статья Игровая технология на уроках истории Игра "Исторический баскетбол" 7 класс школа 8 вида

Статья с презентацией раскрывает возможности использования игровой технологии на уроках истории. Приложением является пример одной из игр....

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...

Интегрированный урок - викторина по истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода»

Интегрированный урок - викторина по  истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей ...