Презентация на тему :"Текстовые задачи. Как можно обойтись без уравнения ”
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (10 класс) на тему

Кармокова Марина Исмаиловна

Текстовые задачи являются  одним из самых трудных разделов

школьного курса математики, т.к. их решение связано с умением

проводить сложные, разветвленные логические построения.

Изучение многих физических процессов и геометрических

 закономерностей часто приводит к решению текстовых задач.

Такие задачи часто встречается в ЕГЭ, которые решаются не

стандартными методами. Изучая задания ЕГЭ по математике за

курс средней  общеобразовательной школы было выявлено, что в

раздел уровня В включены задачи связанные с этой проблемой. В

школе, это один из наиболее трудных разделов школьного курса

математики рассматриваются коротко и на элективных курсах.

Актуальность:  Решение текстовых задач традиционно - это из

самых трудных тем конкурсной элементарной математики. Перед

нами  стоит проблема –удачно сдать ЕГЭ, а умение решать задачи  дает шанс сдать экзамен удачно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovye_zadachi.pptx473.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Текстовые задачи. Как можно обойтись без уравнения ” Кармокова Марина И смаиловна МКОУ СОШ № 2 г.п.Нарткала 2014 г.

Слайд 2

В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики. И.Кант

Слайд 3

Введение Текстовые задачи являются одним из самых трудных разделов школьного курса математики, т.к. их решение связано с умением проводить сложные, разветвленные логические построения. Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению текстовых задач. Такие задачи часто встречается в ЕГЭ, которые решаются не стандартными методами. Изучая задания ЕГЭ по математике за курс средней общеобразовательной школы было выявлено, что в раздел уровня В включены задачи связанные с этой проблемой. В школе, это один из наиболее трудных разделов школьного курса математики рассматриваются коротко и на элективных курсах. Актуальность: Решение текстовых задач традиционно - это из самых трудных тем конкурсной элементарной математики. Перед нами стоит проблема –удачно сдать ЕГЭ, а умение решать задачи дает шанс сдать экзамен удачно.

Слайд 4

Цель: Научиться решать задачи , связанные с движением, с процентным содержанием, с производительностью . Обобщить знания и умения по данной теме . Формирование интереса к математике через изучения новых “трудных” глав математики. Сформировать творческое логическое мышление и математической культуры школьников, познакомить с основными приемами решения подобных задач.

Слайд 5

Задачи Найти и изучить литературу по теме исследование. Исследовать методы решения задач связанные с движением, с процентным содержанием, с производительностью . Метод : Вариант решения текстовых задач. Объект исследования : Задачи и ЕГЭ. Предмет исследования : Задачи связанные с движением, с процентным содержанием, и производительностью. Рекомендации : Данную тему можно использовать при подготовке к ЕГЭ.

Слайд 6

Задача 1 ( I - способ) От пристани А одновременно отправились вниз по течению катер и плот. Катер спустился вниз по течению на 96 км. Затем повернул обратно и вернулся в А через 14 ч. Найти скорость катера в стоячей воде и скорость течения, если известно, что катер встретил плот на обратном пути на расстоянии 24 км от А. Для решения этой задачи введем обозначения: Пусть скорость катера в стоячей воде – х км/ч Скорость течения- у км/ч. Тогда скорость по течению ( х+у ) км/ч, а против течения ( х-у ) км/ч.

Слайд 7

Составим уравнения

Слайд 8

Далее

Слайд 9

Как можно обойтись без уравнений «Текстовые задачи» – это задачи для решения которых достаточно знаний и умений, которыми располагает человек, окончивший начальную школу. Существует целый ряд задач, в том числе и встречающиеся на ЕГЭ, которые гораздо удобнее решать «арифметически», чем «алгебраически». Сталкиваясь с подобного рода ситуацией, старшеклассник может просто растеряться, поскольку он привык иметь дело с задачами, при решении которых надо вводить неизвестные и составлять уравнения.

Слайд 10

Задача 1 ( II - способ ) Решим арифметически: Если катер удаляется от плота или приближается к нему, то его скорость относительно плота равна скорости катера в стоячей воде, меняется лишь направление этой скорости. Следовательно, катер удаляется от плота за то же время, что и приближается к нему, т.е. путь в 96 км от А до В пройден за то же время, что и 72 км от В до встречи с плотом. Значит, скорости катера по течению и против относятся как 96:72=4:3. Время на путь от А до В и обратно равно 14 ч. Это время надо разделить на части пропорционально 3:4, чтобы узнать время туда и обратно. Имеем: от А до В катер шел 6ч, обратно-8ч. Скорость по течению равна 96:6=16км/ч, против -12км/ч. Скорость течения равна 0,5(16-12)=2км/. Скорость катера в стоячей воде равна 14 км/ч. Ответ: 2км/ч, 14км/ч.

Слайд 11

Задача 2 Имеется два слитка золота массой 300г и 400г с различным процентным содержанием золота. Каждый слиток следует разделить на две части таким образом, чтобы из получившихся четырех кусков можно было изготовить два слитка массой 200г и 500г с равным процентным содержанием золото. На какие части следует разделить каждый слиток? Решение: Эту задачу, безусловно, можно решить введя соответствующие неизвестные и составив уравнение или систему уравнений. Но лучше поступить следующим образом.

Слайд 12

Далее: Очевидно, что в новых слитках 200г и 500г-процентное содержание золота должно быть таким же, как и в 700-граммовом слитке, получившемся бы при сплавлении вместе исходных слитков. Следовательно, и отношение, в которых, должно быть равно 3:4. Имеем обычную задачу: разделить заданную величину на части, пропорциональные данным числам. Таким образом, 200-граммовый слиток должен содержать (3/7)×200 =600/7г первого исходного слитка и (4/7)×200=800/7г второго. Аналогично находим част, из которых должен состоять 500-граммовый слиток.

Слайд 13

Ответ: Слиток массой 300г следует разделить на части 600/7г и 1500/7г, слиток массой 400г- на части 800/7и и 2000/7г. Очевидно, метод решения этой задачи проходит при любом числе исходных и конечных слитков.

Слайд 14

Задача 3 В порту для загрузки танкеров имеется три трубопровода. По первому из них закачивается в час 300т нефти, по второму -400т, по третьему -500т. Нужно загрузить два танкера. Если загрузку производить первыми двумя трубопроводами , подключив к одному из танкеров первый трубопровод, а к другому танкеру- второй трубопровод, то загрузка обоих танкеров при наиболее быстром из двух возможных способов подключения займет12ч.При этом какой-то из танкеров, может быть, окажется заполненным раньше, и тогда подключенный к нему трубопровод отключается и в дальнейшей загрузке не используется. Если бы вместимость меньшего по объему танкера была вдвое больше, чем на самом деле, и загрузка производилась бы вторым и третьим трубопроводами, то при быстрейшем способе подключения загрузка заняла бы 14ч. Определить, сколько тонн нефти вмещает каждый из танкеров.

Слайд 15

Решение Очевидно, что более производительный трубопровод следует подключить к танкеру с большей вместимостью. Поскольку один из двух танкеров был заполнен ровно за 12ч, то либо меньший вмещает 12×300=3600т нефти, либо больший- 12×400=4800т. Первый случай невозможен, т.к. при удвоении вместимости меньшего танкера получим танкер, вмещающий 7200т, для заполнения которого даже третьим трубопроводом требуется более 14ч. Следовательно, больший танкер вмещает 4800т и заполняется вторым и тем более третьим трубопроводами быстрее, чем за 14ч. Значит, меньший танкер вмещает 0,5(14×500)=3500т. Ответ: 3500т и 4800т. Как видим, решение этой задачи, взятой из ЕГЭ, короче, чем условие.

Слайд 16

Рекомендации Данную тему можно использовать при подготовке к ЕГЭ.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Решение задач по кинематике с помощью квадратных уравнений".

Приводится наглядный материал к уроку в 9классе по теме "Решение задач по кинематике с помощью квадратных уравнений"...

Построение многоуровневой системы задач по теме: «Текстовые задачи»

Многие со мною согласятся, что на итоговой аттестации по математике основной школы учащимся трудно даётся решение текстовых задач. В связи с этим следует создать систему многоуровневых заданий, котора...

презентация к уроку "Текстовые задачи"

презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Текстовые задачи" из раздела "Десятичные дроби"...

«Применение технологии подводящих задач при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе по теме: «Текстовые задачи на движение»

Суть технологии подводящих задач - это планомерная корекционная работа с любым учащимся по любой теме для подготовки к ГИА, и не только. В данной статье приводится метод технологии подводящих задач пр...

Презентация по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений"

Презентация по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений"...

Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "Решение текстовых задач алгебраическим способом с помощью уравнения с двумя переменными.

Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: пополнение знаний учащихся о решении задач с помощью уравнений, научить подбирать арифметическое или алгебраическое решение задачи.Задачи:Отрабатывать знания...

Презентация на тему "Текстовые задачи", 8 класс

Презентация на тему "Текстовые задачи", 8 класс...