Урок в 5 классе по теме "Умножение дробей. Умножение смешанных чисел"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Урок в 5 классе по теме "Умножение дробей. Умножение смешанных чисел" по учебнику Дорофеева Г.В. и Петерсон Л.Г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

Урок математики

на тему «Умножение смешанных чисел»

http://mbou-ossh1.narod.ru/fotos/exam2.jpg    2 * 3 = ?

Составитель : Вакутина Л.С.

Учитель математики

Высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №2 с.Аскино

 Аскинского района

Республики Башкортостан

Стаж работы  31 год

Урок математики в 5 классе

Технологическая карта урока математики по теме  «Умножение смешанных чисел»

составлена на основе  требований Федерального государственного образовательного стандарта  по математике.

 УМК под редакцией Дорофеева Г.В., Петерсон Л.Г.

                             

Тема: «Умножение смешанных чисел».

Цели урока: Получить алгоритм умножения смешанных чисел, способствовать к его практическому использованию при решении примеров и задач.

Обучающая: вывести алгоритм умножения смешанных чисел и сформировать способность к его практическому использованию при решении примеров и задач.                                                                                                                Развивающая: развитие аналитического мышления учащихся, формирование умения у обучающихся  выделять главное и обобщать.             Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике, аккуратности.

Задачи урока:

  •  повторить, обобщить знания и умения связанные с умножением  дроби на число, дроби на дробь;
  •  получить алгоритм умножения смешанных чисел, способствовать к его практическому использованию;
  • способствовать формированию умений применять приемы анализа, сравнения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творческих способностей учеников;
  • побуждать учащихся к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.

Предметные результаты: алгоритм умножения смешанных дробей .

Метапредметные  и личностные результаты  :

  • Регулятивные УУД: постановка цели; план, получение результата
  • Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы
  • Коммуникативные УУД: работа в парах

Оборудование:  учебник математики 5 класс автор Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон, раздаточный материал, проектор.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

Цели:

– психологический настрой уч-ся на работу;
– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные: самоорганизация и организация своего рабочего места.

 Девиз нашего  урока такой: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух». (На экране )
– Значит, чему будет посвящён наш урок? 
– А были ли открытия в вашей жизни? Как вы думаете, что такое открытие? На этом  уроке мы тоже попытаемся совершить маленькое, но самостоятельное открытие. Для этого надо быть настойчивым и внимательным. 

Проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.

 

– Открытию нового знания.

 Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.

Ребята с места отвечают на вопросы

Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений.

Личностные: осознание своих эмоций, интереса к изучению математике.

Познавательные: актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций; умение из предложенной информации выделять главное.

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану; умение разбивать на группы, делать  выводы, мотивация к учебной деятельности.

 Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; уметь выслушивать и понимать речь других.

Фронтальный опрос:
Повторим изученный ранее материал по вопросам:
– Что называют сокращением дроби? Приведите пример.
 – Какую дробь называют несократимой? Приведите пример.
 –  Приведите  дробь
 к знаменателю 12.
 – Какая дробь называется правильной (неправильной)?
 – Как из неправильной дроби выделить целую часть?
 – Как записать число в виде неправильной дроби?
 – Как умножить дробь на натуральное число?
 – Как выполнить умножение двух дробей?
 – Свойства нуля при умножении?

  Отвечают с места.

1.=

2.Например:

3.    =

4.  -правильная дробь,

 - неправильная дробь.

5. = 1

6.3 ==;

7.   * 4=   ;

8.* = ;

9. * 0 = 0.

Постановка учебной проблемы
Цель: выявить место затруднения, зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Познавательные:   уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные: подготовка к самостоятельной формулировки темы урока.

Коммуникативные:формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности.

– Теперь, ребята, мы с вами поработаем в парах.
– О чём вы должны помнить, работая в парах?

Выслушивать друг друга, не перебивая.
Рассуждать спокойно, не мешая другим.
Помнить пословицу: «Умеешь сам – научи другого».

– Итак,  у Вас на столах лежат карточки с примерами. Вам необходимо решить их.

Вычислите:

  1.  *
  2.  *3
  3. 4 *2

После решения выполнить проверку, на слайде появились ответы.

Решают в группах.

– Какое задание вызвало затруднение?

4 *2

– Почему?

– Мы еще не умеем умножать такие примеры.

1.– Как называются числа4 2?

– Смешанные числа

– Как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока?

– Умножение смешанных чисел.

– Какие цели на сегодняшний урок вы перед собой ставите?

Формулируют цели урока: научиться умножать смешанные числа.

Открытие уч-ся нового знания

Цель: организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.

Познавательные: активизация мыслительной деятельности через проблемное задание; 
добывать новые знания извлекать информацию, представленную в разных формах;
ориентирование в условных обозначениях.

Регулятивные: определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале;
участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

Коммуникативные:оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений;
участвовать в обсуждениях, работая в паре.

Личностные: понимать свои желания и цели по  отношению к  общим учебным задачам.

– Давайте вспомним, как мы складывали и вычитали смешанные числа?

– Можем ли мы перемножать неправильные дроби?

– Попробуйте составить алгоритм умножения смешанных чисел?

_ Составить алгоритм умножения дроби на натуральное число.

Параллельно ответам появляется алгоритм на доске.

– Мы для этого переводили смешанные числа в неправильные дроби.

– Да

1. Перевести смешанные числа в неправильную дробь.
2.Выполнить умножение по правилу умножения дробей.
3. Сократить, если нужно, полученное произведение.
4. Выделить целую часть.

5.  * n  =

Первичное закрепление

Цель: зафиксировать новое знание в речи и знаках; уточнить тему урока.

Познавательные: умение следовать образцу и правилу.

Регулятивные: проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности.

Коммуникативные:

 умение вести диалог, выполнять различные роли (продавец, покупатель).

Давайте на практике попробуем применить данный алгоритм. Д ля этого решим следующие примеры.               № 300(а ,б, в, г), стр. 60

  

 На доске 4 ученика решают примеры.

Физкультминутка

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

 Зарядка для глаз.

(На экране знак бесконечности). Нужно 5 раз глазами пройти по знаку.

 Выполняют зарядку для глаз .

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
– организовать самопроверку по эталону.

Познавательные: понимание смысла задания;
возможность применить первоначальные способы поиска информации.

Коммуникативные:

осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания.

– А сейчас, ребята вы будете работать самостоятельно с последующей проверкой

  1. №300д, е, ж,

Проверка по образцу (презентация)

– Кто решил всё правильно? 
Похвалите себя.
– Кто допустил ошибки, не расстраивайтесь, у вас всё получится.
IX. Интересная пауза:

 «Давайте по рассуждаем…»

“Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле” (Л.Н. Толстой).Задумай тесь над этими словами.

 

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: включить новое знание в систему уже имеющихся.

Познавательные:

 находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Находить и формулировать решение задачи с помощью простейшей модели(рисунка).

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

– А сейчас откроем учебник стр.61,№ 303 (1; 2). Что нам нужно сделать?

– Прочитайте задачу.

1.Сколько литров воды в двух бочках?

2.Как найти вес воды в двух бочках?

3.Сколько килограммов соли в двух бочках морской воды?

– Решить задачу

1.

5 * 2 = =12(см3)

2.

1) 500+500= 1000(кг)

2) 1000*1 

= 8*137;

3) 8*137 *= = 27(кг).

Ответ: 27(кг).

Реши уравнения

№306 (свойства умножения числа на нуль, на единицу)

Ответы:

а) х=1

б) х=0

в) х=1

г) х=0

№307(1) Великий древнегреческий математик Архимед (3 век до н.э.) установил, что длина окружности примерно в 3 раза больше её диаметра.

Какова длина беговой дорожки ипподрома, имеющей форму круга радиусом  км?

* 3 =  = (км)

Решите задачу. Какое расстояние пройдут туристы за  ч  со скоростью  км/час?

Как найти расстояние?

Нужно скорость умножить на время.

 *

=  *  =12км.

 

Рефлексия

Цели:
– зафиксировать  содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Регулятивные: формирование умения адекватно оценивать свою деятельность.

Личностные: оценивание разного вида деятельности на уроке.

– Итак, каждый ставил перед собой цель, поднимите руки, кто достиг ее.
– Что помогало, что мешало вашей успешной работе?
– Скажите, пожалуйста люди какой профессии сталкиваются со смешанными числами и применяют алгоритм умножения смешанных чисел?
– Итак, повара, продавцы, бухгалтера применяют в своей работе алгоритм умножения смешанных чисел.
– Повторите алгоритм умножения смешанных чисел.  
– Спасибо  за урок,  сегодня  мы сделали еще одно открытие в  изучении математики. Вы все просто МОЛОДЦЫ!

Домашнее задание:/№342; №344(1).

Ответы учеников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умножение смешанных чисел Работа Вакутиной Людмилы Сергеевны Учителя математики МБОУ СОШ № 2 с.Аскино

Слайд 2

Девиз урока: « О, сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух» А.С.Пушкин

Слайд 3

Фронтальный опрос 1. Что называют сокращением дроби? Приведите пример. 2.Какую дробь называют несократимой? Приведите пример. 3.Приведите дробь ¾ к знаменателю 12 4.Какая дробь называется правильной? 5.Какая дробь называется неправильной? 6.Как из неправильной дроби выделить целую часть? 7.Как записать число в виде неправильной дроби? 8.Как умножить дробь на натуральное число? 9.Как выполнить умножение двух дробей? 10.Свойство нуля при умножении.

Слайд 4

Работа в парах Вычислите: 2/3 * 15/4 = 5/7 5/9 * 3 = 5/3 4 1/6 * 2 2/5 = 10

Слайд 5

Алгоритм умножения дробей При умножении двух дробей перемножают числитель с числителем, знаменатель со знаменателем, а потом первое произведение пишут в числителе, а второе – в знаменателе.

Слайд 6

Алгоритм умножения смешанных чисел 1. Перевести смешанные числа в неправильную дробь. 2. Выполнить умножение по правилу умножения дробей. 3. Сократить если нужно полученное произведение. 4. Выделить целую часть.

Слайд 7

Алгоритм умножения дроби на натуральное число При умножении дроби на натуральное число можно числитель дроби умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения

Слайд 8

Зарядка для глаз

Слайд 9

Выполни умножение

Слайд 10

Ответы.

Слайд 11

Давайте порассуждаем … « Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле» Л.Н.Толстой

Слайд 12

Задача 1 Сколько весит стеклянный кубик с ребром 5 см, если 1 см₂ стекла весит 2 2/5 г?

Слайд 13

Задача 2 В килограмме морской воды 1/40 кг соли. Сколько соли в двух бочках морской воды, содержащих по 500 литров воды каждая, если 1 л морской воды весит 1 12/125 кг?

Слайд 14

Задача 3 Великий древнегреческий математик Архимед (3 в до н.э.) установил, что длина окружности примерно 3 1/7 раза больше её диметра. Пользуясь этим результатом, реши задачу: Какова длина беговой дорожки ипподрома, имеющей форму круга радиусом 7/8 км.

Слайд 15

Задача 4 Какое расстояние пройдут туристы за 2 2/3 часа со скоростью 4 ½ км/ч ?

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение смешанных чисел. урок математики в 6 классе

На данном уроке  использовала частично- поисковый метод обучения, здоровьесберегающие технологии (ввела игровые моменты, меняла виды деятельности, постаралась создать положительный эмоциональный...

Открытый урок в 6 классе «Умножение смешанных чисел»

Изучение нового материала с элементами КСО...

Открытый урок на тему "Сложение, вычитание и умножение смешанных чисел"

Разработка урока содержит сценарий урока и презентацию. Урок - путешествие в 6 классе....

Технологическая карта урока "Умножение смешанных чисел" в 5 классе по учебнику Г. В. Дорофеев, Л.Г.Петерсон «Математика 5 класс», углубленный уровень

Тема урока  «Умножение смешанных чисел»(3 из 5 уроков по теме «Умножение дробей»)Учебник: Г. В. Дорофеев, Л.Г.Петерсон «Математика 5 класс», углубленный уровен...

Презентация к уроку "Умножение смешанных чисел" в 5 классе по учебнику Г. В. Дорофеев, Л.Г.Петерсон «Математика 5 класс»

Тема урока  «Умножение смешанных чисел » (3 из 5 уроков по теме «Умножение дробей»)Учебник: Г. В. Дорофеев, Л.Г.Петерсон «Математика 5 класс» углубленный урове...

ПРОЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Умножение смешанных чисел»

ПРОЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Умножение  смешанных  чисел»...