Главные вкладки

    Способы и технологии формирования метапредметных знаний на уроках математики
    учебно-методический материал по алгебре (6 класс) на тему

    Мязина Галина Викторовна

    Учить мыслям бессмысленно, т.к.в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Способы и технологии формирования                            
    метапредметных знаний на уроках математики»

    (СЛАЙД 2) На слайде одна из любимых мною картин Богданова-Бельского «Устный счёт». Которую сопровождает замечательное выражение древнего мыслителя и философа Китая  Конфуция - Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь.

    Лично для меня было  важно понять, (СЛАЙД 3) что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках. Какую литературу  нужно читать, чтобы двигаться в этом направлении. Ведь в тексте новых стандартов введены понятия «надпредметные умения», «метапредметные умения», «полипредметные умения». Как со всем этим разобраться?  Большую помощь в изучении этого вопроса оказало мне научно-методическое пособие (СЛАЙД4 ) доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО Андрея Викторовича Хуторского, которое он издал для учителей и  в котором рассмотрены научные основы метапредметного содержания образования и метапредметной деятельности.  

    (СЛАЙД 5) - Приведу пример с такой мыследеятельностной организованностью, как задача. На своих уроках я стараюсь выделить 5-7 минут для решения задач, развивающих метапредметные умения, дети любят решать такие задачи и всегда ждут их.

    (СЛАЙД 6) -  Данная задача выполняет несколько целей:  школьники учатся быть бережливыми, грамотно распределять семейный бюджет, формируются регулятивная, информационная, ценностно-смысловая и социально-трудовая компетенции. Учащиеся понимают, что математика необходима в повседневной жизни.

    (СЛАЙД 7)   - Анализируя представленную информацию по показателям птицефабрики «Покровская», Краснокутского района в задаче по теме «Бизнес и математика»,  учащиеся делают вывод, что производство мяса ежегодно увеличивается, что положительно влияет на развитие экономики нашего района. Изменение рассматривается как в числовом, так и в процентном выражении. Аналогично делаются выводы по производству яйца.  Формируются регулятивная, коммуникативная, ценностно-смысловая компетенции, умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

    (СЛАЙД 8) - Решая такую несложную математическую задачу в 6 классе (еще раз вспоминаем  исторические факты нашего района), отмечаем, что  улица Рабочая есть практически в каждом уголке нашей страны, возникает  проблемный вопрос, кто же такие рабочие, и почему улица носит такое название.  Формируются ценностно-смысловые, общекультурные, коммуникативные компетенции.

    (СЛАЙД 9) – Для решения этой задачи предварительно было дано задание,  самостоятельно найти информацию о собранном урожае в нашем районе в 2015году и провести сравнительный анализ валового сбора за указанный период. Хочу ещё раз заметить, что задачи из учебника детям малоинтересны. Напротив, задания,  основанные на информации о родном районе, гораздо более привлекают и мотивируют желание обязательно решить и затем проанализировать предложенный материал.

    (СЛАЙД 10)  - А в качестве поощрения за самое быстрое решение и с целью формирования компетенции личностного самосовершенствования, в конце занятия  вручается переходящий флажок лидера, который стоит на парте отличившегося ученика весь следующий урок.  

    (СЛАЙД 11) – В ходе формирования метапредметных навыков, я столкнулась с трудностью в развитии регулятивных умений.  Каждому педагогу известно, как трудно научить чему-либо учеников, если они не проявляют никакого интереса к содержанию урока, если в их глазах вместо любопытства и готовности действовать читается немой вопрос: «Зачем мне это нужно?», ведь тема урока определяется программой,  а ее границы – содержанием параграфа учебника. Таким образом, ученик вынужден делать что-либо независимо от его воли и желания. Вместе с тем известно, что любая деятельность может стать для человека личностно значимой, если она направлена на решение актуальных для него проблем. Это позволяет предположить, что если содержание школьного обучения связать с решением личностно значимых для ученика проблем – его интерес к учению будет обеспечен. Выход из этой ситуации мне «подсказал» сайт «1 сентября», где в качестве приёма мотивации предлагается использование контекстной задачи.

    (СЛАЙД  12) - Суть его заключается в том, что учитель создает на уроке реальную или моделирует воображаемую жизненную ситуацию и предлагает ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт. Поскольку ситуация представляется ученику знакомой, он принимается за выполнение предложенного учителем задания без страха и сомнения. Но «ларчик» непросто открывается: в какой-то момент ученик обнаруживает неполноту или недостоверность своих знаний  и ситуация, казавшаяся прежде знакомой и понятной, осознается им как проблемная. Осознанная проблема материализуется в сознании школьника в виде вопроса. Ученики задают вопросы – себе, друг другу, учителю, фиксируя тем самым границы своего незнания и демонстрируя неподдельное, искреннее желание и готовность искать на эти вопросы ответы. Как рождаются контекстные задачи? Очевидно, что каждая из них – это плод творческой фантазии учителя, помноженной на знание предмета. Но можно воспользоваться предложенным алгоритмом творческого поиска.

     (СЛАЙД 13) – Уже семиклассникам я напоминаю, что сегодня мало иметь  диплом об окончании одного вуза.  Если хочешь быть конкурентоспособным и востребованным, лучше иметь несколько дипломов.   Специалисты 21 века это те – кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем и может без труда профессионально двигаться в разных полях практики. Чтобы развивать у обучающихся   такие умения, я предлагаю усилить прикладную направленность уроков математики, (СЛАЙД 14) решать задачи практического содержания, тем более,  что такого рода задачи есть в итоговых контрольно-измерительных материалах по математике ЕГЭ и ОГЭ. Это задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задания позволяют развить метапредметные компетенции, показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета.

    (СЛАЙД 15) Математика имеет широкое прикладное применение и моя задача  не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, вкладывая все знания, умения  и частичку  души в своих учеников. Современный учитель обязан сочетать традиции и инновации, чтобы качественно выполнять возложенную на него такую нелёгкую, но благородную миссию.

    Спасибо за внимание.

    Мязина Г.В.

     учитель математики

      лицея-интерната №5 ОАО «РЖД»

    г. Красный Кут - 2016г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.

    Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...

    Статья "Формирование метапредметных компетентностей на уроках математики".

    Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения соб...

    Формирование метапредметных компетентностей на уроках математики

    Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена и в приоритетных программах Президента РФ, Концепции модер...

    Формирование метапредметных компетенций на уроках математики

    «Жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого учителя»...

    «Формы и способы формирования прочных знаний на уроках математики с применением ИКТ»

    Разрабатывая систему уроков по учебной теме, учитель определяет цель и содержание каждого урока. По результатам прошлого урока цель и содержание очередного урока уточняется. Перед учителем возникает в...

    Обобщение опыта на районном методическом объединении учителей математики по теме:" Формирование метапредметного подхода на уроках математики"

    Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности....