«Формы и способы формирования прочных знаний на уроках математики с применением ИКТ»
статья по математике на тему

Малыхина Маргарита Николаевна
Разрабатывая систему уроков по учебной теме, учитель определяет цель и содержание каждого урока. По результатам прошлого урока цель и содержание очередного урока уточняется. Перед учителем возникает вопрос, как строить урок, как лучше достичь его целей, какие методические подходы применить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формы и способы формирования прочных знаний  на уроках математики с применением ИКТ»

Разрабатывая систему уроков по учебной теме, учитель определяет цель и содержание каждого урока. По результатам прошлого урока цель и содержание очередного урока уточняется. Перед учителем возникает вопрос, как строить урок, как лучше достичь его целей, какие методические подходы применить.

Урок строится на основе дидактических принципов обучения (научность и доступность, систематизация и связь с практикой, прочность усвоения знаний, умений навыков и др.), с учетом личностно-ориентированных достижений каждого учащегося (подбираются разноуровневые задания – дифференцированный подход), учитывая потребности и возможности учащихся.

Учитель является организатором обучения и помощником при затруднениях, осуществляя индивидуальный подход.

Удачное применение форм и методов меняет пассивную роль учащихся на активную, самостоятельную, творческую деятельность при обучении.

В связи с этим на уроке математики часто используют активные методы формирования знаний: проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские. Перечисленные методы (продуктивные) отличаются от репродуктивных (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный),  которые связаны с усвоением учеником готовых знаний и воспроизведения, известных ему способов деятельности, тем, что ученик добывает субъективно новые знания в результате творческой деятельности.

Проблемное изложение относят к промежуточной группе, ибо оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Но продуктивные методы не всегда применимы, поэтому нельзя полностью игнорировать репродуктивные методы как эффективные.

Одним из методических приемов, которые я использую при обучении, наряду с вышеперечисленными, являются приемы развития интереса к математике (дидактическая игра или ее элементы), подбор контролирующих заданий различного уровня, создание ситуации успеха на уроке, тестовая проверка знаний и т. д.

Приведу пример создания проблемной ситуации на уроке: урок в 5 классе по теме «Треугольник», в начале урока учащимся предлагается отгадать загадку (слайды по теме Треугольник), отгадка является темой урока, которую озвучиваем (присутствует игровой элемент). Далее учащимся выдается опросный лист и по модели треугольника, работая в парах, учащиеся выполняют определенную практическую работу. Далее по ходу урока применяется исследовательский метод (слайды по теме Треугольник), учащиеся должны построить треугольник по трем заданным сторонам (если это возможно) и прийти к определенным выводам (слайды по теме Треугольник), затем выполнить задание с проверкой ответа (слайды по теме Треугольник).

Так же использую репродуктивный метод (объяснительно-иллюстративный), который связан с усвоением учеником готовых знаний (черчение слайд по теме Виды).

Методика изучения, осмысления и первичного закрепления нового материала предполагает методы обучения: наглядный, индуктивный (от частного к общему), практический и игровой.

Учащиеся выполняют задания по образцу (слайд по теме геометрия 7 класс).

Так же стараюсь включить в зависимости от характера теоретического материала, его особенностей и практической значимости в урок сведения из истории, занимательный материал (слайды по теме Треугольник).

Восприятие красоты математики у учащихся направлено на ее проявление в живой природе, в произведениях искусства и т.д.

В изучении темы 6 класса « Симметрия» на начальном этапе урока предлагается наглядный материал, затем проходит беседа о том, как они понимают это понятие «симметрия», «симметричные фигуры», находят в окружающей обстановке примеры, затем учащиеся самостоятельно работают с учебником и совместно выводится определение понятия. Затем групповая форма работы (работа в парах), учащиеся выполняют практическое задание с перегибанием листа и нахождением симметричных точек относительно линии перегиба, один представитель от пары рассказывает алгоритм построения, подводим итоги, домашнее задание.(презентация Симметрия)

Деятельность учащихся осуществляется различными формами восприятия материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память и т.д.

Домашняя работа может быть творческой: подготовить презентацию по теме. (презентация по теме параллельные прямые).

Не стоит забывать и таком важном этапе урока, как устный счет. Система устных упражнений способствует выработке у учащихся твердых и сознательных навыков вычислений, развивает внимание, память.

На этапе закрепления нового материала, первичного применения и текущего контроля ведущим методом является репродуктивный, дополняемый практическим и наглядным.(слайд дроби)

Дается разноуровневая  самостоятельная работа, затем учащиеся работая в парах, могут обменяться работами и оценить работу соседа, либо провести самооценку.(презентация взаимообратные числа).

Контроль приобретенных знаний распределяется на текущий, промежуточный и итоговый.

Для отработки навыков восприятия учебного материала на слух провожу математический диктант,  в котором озвучены небольшие тексты, заключающие предложения на определенные правила. Учащимся нужно вставить в текст пропущенные слова, цифры или знаки. Одним из видов контроля является тестирование выбор ответов из нескольких. Итоговый контроль – в виде контрольных работ в нескольких вариантах.

Во внеурочное время у учащихся необходимо развивать исследовательскую деятельность, используя проблемно-поисковый метод обучения: подготовка проекта по выбранной теме. Учащиеся должны уметь ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

Статья по теме "Мотивация и стимуляция на уроках математики через применение активных форм обучения с использованием ИКТ"

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интересы учеников к изучаемому предмету в течение всего урока.Мотивация (от латинского motus – движени...

Тема «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения».

Выступление по теме  «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения»....

Формирование учебно – познавательной компетенции на уроках математики посредством применения современных технологий

Этот материал представляет из себя выступление  на ШМО учителей естественно - математического цикла на тему:«Формирование учебно – познавательной компетенции на уроках математики посредством прим...

Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения

Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...

Способы формирование УУД на уроках математики

В данной статье рассматриваются основные УУД в рамках предмета математики в 5 класс. Предложены типы заданий, способствующих развитию тех или иных видов универсальных учебных действий, рассматриваются...

Методический семинар «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии интегрированного обучения»

В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности....