Программа элективного курса по математике в 9 кл.
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему

Комкова Елена Юрьевна

"Практикум по решению разноуровневых задач по математике к ГИА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_9_kl.elektivnyy_kurs_po_podgotovke_k_gia.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Ищеино

                                                                                                 Утверждаю

                                                                  Директор МБОУ СОШ с. Ищеино

                                                                                  _____________Е.Н. Салихова

                                                                «____»________________2015 г.

Программа

элективного курса по математике

в  9  классе

«Практикум по решению  разноуровневых

задач по математике к ГИА»

                                                                          Составила : учитель  математики

                                                                                               Комкова Е.Ю.

                           

2015 - 2016 уч.год

Пояснительная записка

      Данный элективный курс составлен на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего

        образования 2004 года.

  1. Примерной программы  по сборнику рабочих программ основного общего образования  по алгебре - Алгебра 7-9, составитель - Т.А. Бурмистрова, М.: Издательство «Просвещение», 2011г.

     3. Примерной программы  по сборнику рабочих программ основного общего

  образования - Геометрия 7-9 .Составитель  Т.А. Бурмистрова, М: Издательство

 «Просвещение», 2011 г.

  1. Учебного плана МБОУ СОШ с. Ищеино на 2015-2016 учебный год.
  2. Положения о рабочих программах МБОУ СОШ с. Ищеино.

         Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.

   

     Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки  к  ГИА   по  математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым

для его усвоения оптимально. Курс соответствует  возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.

    Курс предложен родителям на родительском собрании и нашел одобрение.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части: беседы, самостоятельная и тестовая  работы, диагностические работы, презентации.

    Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.

Тема курса актуальна и может быть использована учителями математики при подготовке к ГИА.

Цель курса:

1. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.

2. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в

      других дисциплинах.

3.  Создание условий для формирования и развития  у обучающихся навыков

      анализа и систематизации,  полученных ранее знаний; подготовка к

      итоговой аттестации в форме ГИА.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения

      в разделе математики, связи с другими темами.

  1. Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора,

      умение преодолевать трудности при решении более сложных задач

  1. Осуществление работы с дополнительной литературой.
  2. Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию

      за курс основной  школы;

  1. Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

Обоснование выбора данного элективного курса.

      Экзамен по алгебре ГИА 9 не только своим названием, но и формой, и

содержанием вызывает у многих испуг или удивление. Именно поэтому к нему начинаем готовить специально даже тех,  кто неплохо пишет обычные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.

     Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, при подготовке к различного  рода экзаменам, в частности, к ГИА.

Способы развертывания учебного материала и средства достижения поставленных целей.

      Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция,  практическая работа, беседы. В ходе изучения, проводятся краткие теоретические опросы   по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом, используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.

Текущий контроль уровня усвоения  учебного материала  осуществляется в результате выполнения самостоятельных работ, промежуточных тестов, с помощью самооценки и  взаимопроверки, выполняемых  тестов.   Итоговый контроль:  итоговый тест и диагностическая работа  в форме теста  заданий  с кратким и  развёрнутым ответом.

    При изучении курса используются технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа проектор, интерактивная доска.

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Числа

7

2.

Буквенные выражения

5

3.

Уравнения. Системы уравнений

4

4.

Неравенства. Системы неравенств

2

5.

Функции и графики

3

6.

Прогрессии

3

7.

Геометрия

7

8.

Диагностическая работа

2

9.

Анализ итогового теста и диагностической работы

1

Итого:

34

Содержание тем учебного курса

                                                            Арифметика.

Тема № 1      Натуральные числа  - 7 час.

Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби.  Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.

                                                                    Алгебра.

Тема №2   Буквенные выражения - 5 час.

Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменной. Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.

Тема №3   Уравнения. Системы уравнений. - 4 час.

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.

Тема №4    Неравенства  - 2 час.

Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.

Тема №5     Прогрессии  - 3 час.

Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена  и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.

Тема №6   Функции  и графики - 3 час.

Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции.  Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.

                                                               

                                                          Геометрия   - 7 ч.

 Основные понятия и утверждения геометрии . Вычисление  длин. Вычисление углов.

вычисление площадей. Тригонометрия. Векторы на плоскости. Задачи на доказательство.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

                                                       Учащиеся должны уметь:

1.Уметь выполнять действия с числами:

Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных

чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями.

Выполнять арифметические действия с рациональными числами.

Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений

2.Уметь выполнять алгебраические преобразования:

Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями.

Применять свойства арифметических квадратных корней  для вычисления

значений и преобразований выражений , содержащих корни.

3.Уметь решать уравнения и неравенства:

Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений.

Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы

4.Уметь выполнять действия с функциями:

Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять

формулы общих членов, суммы n членов  арифметической и

геометрической прогрессий.

Находить значения функции.

Определять свойства функции по графику.

Описывать свойства функций.

Строить графики.

5.Уметь выполнять вычисления  и приводить обоснованные доказательства

  в геометрических задачах:

Разбираться в основных геометрических понятиях и утверждениях, доказывать их верность.

Умело строить геометрические фигуры и чертежи для задач.

Применять геометрические формулы для решения задач.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б. и др.  М.: Просвещение, 2015.
  2. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2015. Под ред. Лысенко Ф.Ф.  Ростов на/Д: Легион-М, 2015
  3. ГИА — 2014. Экзамен в новой форме. Алгебра. 9 класс.  Кузнецова Л.В, Суворова С.Б, Бунимович Е.А. и др. М.: АСТ: Астрель, 2014

 4.  Л.И.Мартышова. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра.9 класс.

       М. : Вако, 2015.

       5.  ГИА.3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1. Под ред.

       А.Л.Семёнова, И.В.Ященко. М. : Издательство «Экзамен», 2015.

  1. И.В.Ященко, А.Л. Семенов, А.С.Трепалин: ГИА-2014. Математика. Типовые

       экзаменационные варианты. 30 вариантов.  М.: Издательство «Национальное

        образование»,2015г.

          Методические рекомендации. М.: МЦНМО, 2014 г.

       

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание учебного материала

Дата проведения

Примеч.

по плану

фактич.

                                        I Арифметика

Тема №1   Числа  (7 ч)          

1

Натуральные числа. Действия над натуральными числами

2

Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК.

3

Дроби. Действия с дробями

4

Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами.

5

Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени.

6

Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни.

7

Задачи на проценты.

Промежуточный  тест.

                                           II Алгебра

Тема №2  Буквенные выражения (5 ч)

8

Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменных.

9

Преобразование алгебраических выражений.

10

Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения.

11

Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей.

12

Действия с алгебраическими дробями.

Тема №3 Уравнения. Системы уравнений (4 ч)

13

Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения.

14

Дробно-рациональные уравнения.

Уравнения с модулем.

15

Уравнения с двумя переменными.

Системы уравнений. Методы  решений.

16

Промежуточный  тест

Тема №4  Неравенства. Системы   неравенств (2 ч)

17

Числовые неравенства. Свойства неравенств. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств.  

18

Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств.

   Тема №6  Функции и графики (3 ч)

19

Функции. Свойства функций и графики.

20

Линейная функция. Квадратичная функция. Обратная пропорциональность.  

21

Промежуточный тест.

      Тема №5      Прогрессии (3 ч)

22

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии.

23

Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии

24

Промежуточный тест.

                                           III Геометрия (7 ч)                            

25

Основные понятия и утверждения геометрии.

26

Вычисление  длин. Вычисление углов.

27

Вычисление площадей.

28

Тригонометрия.

29

Векторы на плоскости.

30

Задачи на доказательство.

31

Итоговый тест

32-33

Диагностическая работа  (2 ч)

34

Анализ итогового теста и  диагностической  работы  (1 ч)

Итого:   34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...

Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...