Развитие критического мышления как особенность акмеологической технологии обучения
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему

Журавлева Наталья Владимировна

В выступлении раскрата связь акмеологии с критическим мышлением

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Развитие критического мышления как особенность акмеологической технологии обучения»

1 слайд

Добрый день.

В настоящее время стране нужны творческие личности. Поэтому воспитание и обучение должны быть направлены на стимулирование процессов творческого саморазвития.

2 слайд

Обратимся к терминологии.

Акмеология (Дергач, Ананьев) – наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развития.

          Наивысшая ступень развития человека это акме. И моя цель выявить таких одаренных детей в классе, которые в последствии могут реализовать себя в какой-нибудь деятельности.

3 слайд

     Акмеологическая технология обучения – это технология достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии ученика на основе устойчивой мотивации достижений. Нужно заметить, что одной  из особенности акмеологической технологии является  развитие критического  мышления.

4 слайд

Если вспомнить  этапы урока при использовании критического мышления:

То на 1 этапе, который называется вызов, с  помощью различных приемов ученик рассказывает  своими словами о том, что он знает о теме  всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания.

На следующем этапе – осмысления обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст,  прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем.

На конечном этапе-рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

        5 слайд

В своей работе я применяю следующие методические приемы, характерные для  развития критического мышления:

  • «Мозговой штурм» он заключается в том, что задаются вопросы разного уровня.
  • Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
  • Разбивка на кластеры
  • Прием «Пометки на полях» Прием работы с книгой.
  • Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам.
  • Прием «Написание эссе»

6 слайд Что же дает критическое мышление ученику: 

Во-первых, повышается эффективность восприятия информации,
интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
Во-вторых, учащиеся критически мыслят; учатся работать в сотрудничестве с другими, вследствие чего повышается качества образования учеников.

7 слайд Мною проведены исследования познавательной потребности по методике Виктории  Соломоновны Юркевич.

На лицо рост познавательной потребности.

Познавательная потребность

5 класс

2014г.

6 класс

2015г.

Выражена сильно

32%

40%

Выражена умеренно

43%

41%

Выражена слабо

25%

19%

8 слайд Далее перед вами результаты  исследования наличия устойчивого интереса к изучаемому предмету по методике Галины Николаевны Казанцевой. На первое место учащиеся поставили то, что предмет занимательный (5 кл-45 %,6 кл-59%) и его нужно знать всем, а также им нравится, как преподает учитель. (52% и65%)

Люблю предмет потому, что

5 класс

6класс

 

Данный предмет интересен

45%

59%

Нравится, как преподает учитель

52%

65%

Предмет нужно знать всем

90%

90%

Предмет нужен для будущей профессии

65%

71%

Предмет занимательный

40%

49%

Хорошие взаимоотношения с учителем

56%

76%

Учитель интересно объясняет

85%

85%

9 слайд Диагностика уровня познавательной активности проводилась по тесту- опроснику, разработанному психологом Пашневым Борисом Константиновичем.  Результаты представлены на диаграмме.

Год

2014

2015

Класс

5 класс

6  класс

Кол-во уч-ся

24

21

Чел.

%

Чел.

%

Высокий уровень

(26-42 балла)

6

25%

8

38%

Средний уровень

(13-25 баллов)

6

25%

10

48%

Низкий уровень

(0-12 баллов)

12

50%

3

14%

Уровень познавательной активности растет, это говорит о повышении интереса к предмету и сознательном изучении математики. В результате  использования данных технологий я пришла к выводу, что у учащихся возросли познавательная потребность,  интерес, активность к изучению математики.

10 слайд  Каждую четверть мы заполняем карту сформированности познавательных и регулятивных УУД: проанализировав, можно увидеть  позитивную динамику развития учащихся.

 

11 слайд  Прослеживается позитивная динамика  уровня обученности по итоговой аттестации.

Рис 1. Динамика среднего балла обученности        Рис 2. Динамика качества знаний  обученности                                                                

      Акмеологический подход согласуется с концепцией личностно-ориентированного развития, поэтому современный учитель должен владеть методикой изучения личности школьника с тем, чтобы не только выявлять и учитывать индивидуальные особенности, общие и специальные задатки, но и создавать условия для совершенствования положительных особенностей, нейтрализации отрицательных для превращения задатков в способности.

       В современной науке есть понятие "латентные жертвы социализации", т.е. люди, не подозревающие об имеющихся у них задатках. Исследования психологов показывают, что большое количество людей принадлежит этой категории. Исправить это положение можно  в том случае, если будет правильно организовано воспитание молодого поколения. Решить эту задачу во многом может Акмеология, ориентирующая человека на максимальные использования своих задатков. И моя задача выявить у детей с помощью критического мышления те или иные  задатки, которые в последствии им помогут стать знаменитыми людьми: писателями, художниками.

         Самый простой пример: я предлагаю детям составить синквейн, они хорошо справляются с этим заданием, затем я усложняю – предлагаю сочинить стихотворение простое, но красивое, - не всем удается, но  были дети с 5 и  6 класса, которые справились с этим заданием. Затем я продолжаю работать уже  с этими детьми, а именно мы пишем эссе, затем мы  участвуем в открытых республиканских  конкурсах  сочинений «Герой нашего времени» и «100 лет создания газеты на марийском языке», т к я веду еще кружок «Юный журналист». И это у них  получается, они получают почетные грамоты и памятные призы.

     Поэтому  сразу видно, к чему ребенок больше расположен, и впоследствии помогать ему реализоваться в этой области, в области литературы или поэзии.

12 слайд Применение данной технологии, привело к тому, что обучение стало более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.

Мои ученики активно принимают участие в Международных  и всероссийских олимпиадах («Формула тысячелетия»/ «Третье тысячелетие»; «Олимпус»; «Кит-компьютеры, информатика, технологии»; «Рейтинг Рунета.рф»; «Кенгуру»; «Интернет-олимпиады»; «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине») имеют дипломы 1,2, 3 степени.

13 -14-15слайд

Такая система работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность.

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления как условие повышения качества обучения

В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано жел...

Методический материал по теме "ТРКМ (технология развития критического мышления) и её возможности в обучении математике"

В материале представлена структура технологии развития критического мышления (ТРКМ), её основные элементы, приемы, "плюсы" и "минусы" использования, возможности применения на уроках математики....

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (из опыта работы)

Использование на уроках технологии развития критического мышления, как способа организации активного обучения....

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Технология развития критического мышления поможет заполнить пробелы в обучении российских школьников.

По данным исследования PISA школьников разных стран, российские подростки отстают от своих сверстников из развитых стран по многим показателям на 20 процентов. Отсюда встает вопрос, что делать? К...

Использование технологии развития критического мышления «Кейсы» на уроке технологии «Чтение схем. Вязание по схеме».

Технология кейсовПрактическое применение технологии кейсов на уроке «Чтение схем. Вязание по схеме»…....

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....