Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Оксана Сергеевна Плотникова

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации образовательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели:

Образовательная: формирование умения складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;  развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательная: воспитание чувств коллективизма, взаимопомощи, ответственности, уважения к личности, индивидуальности, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Развивающаяформирование универсальных учебных действий.

Данная технологическая карта представляет собой методическую разработку урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Оксана Сергеевна Плотникова,

 учитель математики ГБОУ школа №413

 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Предмет: математика

Класс: 5

Учебник:Математика 5 класс, Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин., – М.: Просвещение, 2013

Тема:  Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации образовательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели: 

Образовательная: формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями;  развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательная: воспитание чувств коллективизма, взаимопомощи, ответственности, уважения к личности, индивидуальности, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Развивающая: формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД; 

Уметь:

-  устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,

- делать моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей,  

- способствовать эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений,

- проводить объективную самооценку и взаимооценку.

 Регулятивные УУД: 

Уметь:

- определять цели учебной деятельности,

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки;

- составлять алгоритм действий на уроке;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: 

Уметь:

-  слышать, слушать и понимать партнера,

- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,

- распределять роли,

- взаимно контролировать действия друг друга,

- договариваться, вести дискуссию,

- правильно выражать свои мысли,

- эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками.

Познавательные УУД: 

Уметь:

-добывать новые знания,

- находить нужную информацию в учебнике и других источниках,

- составлять алгоритм деятельности при решении проблемной ситуации,

- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Ожидаемые результаты учебного занятия:

Предметные: построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его практическому применению, объяснять содержательный смысл сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

познавательные: формировать навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; научить правильно, читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби;

Личностные: Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Используемая технология: технология системно-деятельностного подхода

Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель, знаменатель, дополнительный множитель, правильная и неправильная дроби, сокращение дробей        

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с ключами к заданию

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

Формируемые УУД

1-й этап.  Организационный

 Цель этапа: настроить   учащихся на сознательную  учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

1

Ребята, сегодня на уроке вы вновь будете настоящими   исследователями и откроете новые знания.

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Настраивает на сознательную учебную деятельность.

Предлагает  записать дату урока и «Классная работа»

Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест, садятся за парты.

Записывают дату урока и «Классная работа»

Ф

Л. Самоопределение, смыслообразование.

К. Планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

2-й этап. Актуализация знаний.

 Цель этапа: активизировать мыслительные операции учащихся

2

Выполнить устно (заранее записаны задания  на доске)

1.Сравните:

 

2.Приведите дроби      к наименьшему общему знаменателю:

 

3.Выдели целую часть из неправильной дроби: ,   ,             

4. Назовите наименьший общий знаменатель дробей:

5.Выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей:

 ,  

Самостоятельная письменная работа по карточкам с заданиями, которые подготовили для соседа по парте дома

Проблемная ситуация: ,

Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

Предлагает выполнить задания письменно, работая в парах.

Предлагает выполнить письменно задания, предложенные соседом по парте

Создает проблемную ситуацию: как сложить 2 дроби с разными знаменателями

Предлагает сформулировать тему, цели и задачи урока

Предлагает записать в тетрадь тему урока

Выполняют устные задания.

Формулируют правила, на которые опирались при выполнении данного задания. 

Выполняют задание, используя алгоритм «+» и «-»  дробей с одинаковыми знаменателями.

Решают задачу на 2 действия, осуществляют взаимопроверку, выставляют отметки в лист контроля

Обсуждают решение в парах проблему, высказывают свои предположения, предлагают свои варианты решения

Формулируют тему урока, цели и задачи

Записывают тему урока в тетрадь

Ф

П. Учатся извлекать информацию из иллюстраций, умение формулировать проблему и находить пути ее решения.

К. Учатся слушать, вести диалог в соответствии целями и задачами общения.

Р. Умение слушать, дополнять, уточнять высказанные мнения.

Л. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

3-й этап. Изучение нового материала

 Цель этапа: построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.

Алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями

Чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями нужно:

1.Найти наименьший общий знаменатель дробей (найти наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей).

2.Найти дополнительные множители для каждой дроби, разделив для этого наименьший общий знаменатель на знаменатель каждой дроби.

3.Умножить числитель и знаменатель каждой дроби на её дополнительный множитель, записать сумму (разность) получившихся дробей.

4.Знаменатель оставить без изменения.

5.Сложить (или вычесть) числители.

6.Если в результате получилась дробь:

1) сократимая, то ее обязательно сократить;

2)неправильная, то из нее обязательно выделить целую и дробную части.

Приглашает к доске учащегося для выполнения задания, требуя пояснения порядка своих действий, уточняет, корректирует решение

Предлагает выполнить задание, проводя обсуждения  в парах

Предлагает сформулировать алгоритм решения подобных заданий, проецирует его на экран

Предлагает записать правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями в буквенном виде в тетрадь и запомнить их.

Формулируют проблему:  как сложить и вычесть дроби с разными знаменателями?

Находят правила, которыми  будут пользоваться при выполнении данного задания.

Выполняют действия в тетради. Комментируют выполнение задания.

Формулируют алгоритм,

 выходят на необходимость формулирования правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями и записывают правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями  в буквенном виде.

Запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух.

Ф

И

П

П. Самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск  необходимой информации, осознанное  построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ и синтез информации. Самостоятельное создание способов решения проблем  поискового характера.

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение  полно и точно выражать свои мысли.

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и того, что ещё неизвестно. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция.

Л. Постепенное накопление учащимися информации (от простого к сложному), установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

4-й этап. Первичное закрепление  изученного материала.

Цель этапа: формирование практических навыков решения заданий.

№749(а,в,д), №750(а,в,д),757

Предлагает решить задания  у доски с комментированием решения, и в тетрадях. 

Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.

Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.

Ф

Л. Сознание ответственности за общее дело

П. Выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

К. Выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Физкультминутка

 Цель: предупреждение утомляемости учащихся.

5 –й этап. Закрепление изученного и  применение знаний в новой ситуации

Цель: самостоятельное выполнение учащимися заданий на применение изученного материала в новой ситуации

Самостоятельная работа в парах, №755 (а,в), 756 (а,в) Взаимопроверка.

Критерии оценивания:   

1 ошибка-«4»,

2 ошибки –«3»,

3 ошибки – «2»,

без ошибок –«5».

Предлагает выполнить задания самостоятельно и  проверить себя, насколько понят алгоритм сложения и вычитания и может его применить.

- Кто закончит задание, поднимите руку.

Предлагает  ключи для выполнения взаимопроверки.

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

Предлагает осуществить взаимооценку

Кто правильно выполнил задание?

Выполняют задания, обсуждают решение с соседом по парте.

Осуществляют взаимопроверку: проверяют  ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют взаимооценку.

Отмечают результаты выполнения задания в листе контроля.

П

П. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

К. Взаимодействие с соседом по парте, учет позиции собеседника, сотрудничество и кооперация с учителем и одноклассником.

Р. Оценивают предложенные варианты, выбирают наиболее точный.  Восприятие, осмысление, запоминания материала.

6-й этап. Информация о домашнем задании с комментированием

Цель: обсудить и записать домашнее задание

Домашнее задание.

Глава 9. П.9.1. –читать. Знать правила сложения и вычитания  дробей с одинаковыми и разными знаменателями и уметь записывать ихс помощью букв. №749(б,г,е), №750(б,г,е), 758.

Предлагает записать задание и

даёт комментарии к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.

Ф

8-й этап. Итоговый

Цель : провести рефлексию и оценивание учащимися учебной деятельности  на уроке

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников:

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? Чему научились на уроке?

- Проанализируйте свою работу.

Предлагает заполнить индивидуальные  листы контроля

Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями об уроке: что узнали нового, чему научились, какие сложности испытали во время урока, что удалось, что не удалось? Делятся планами на следующий урок. Осуществляют самооценивание и взаимооценивание и выставляют отметки за урок в лист контроля.

Ф

П. Поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме. Анализ и синтез информации.

К. Умение полно и точно выражать свои мысли. Разрешение конфликтов.

Р. Прогнозирование, саморегуляция, адекватная самооценка.

Л.  Нравственно-этическая ориентация. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

         Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 Сокращения, используемые в столбце формируемые УУД (универсальные учебные действия):

П – познавательные

Л – личностные

К- коммуникативные

Р - регулятивные  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" Учебник: под ред. Виленкина Н.Я. «Математика. 6 класс».

Обобщить и систематизировать знания детей о сложении, вычитании и сравнении дробей с разными знаменателями. Подготовиться к контрольной работе....

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...

Конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" с использованием  электронных образовательных ресурсов....

Методическая разработка по теме "Сложение дробей с разными знаменателями" 5 класс

Методическая разработка включает технологическую карту и презентацию Notebook  урока математики, соответствующего требованиям ФГОС по теме "Сложение дробей с разными знаменателями" , в 5 классе (...

Методическая разработка урока математики 6 кл, Т.А. Казанцева, учитель математики МАОУ гимназия №13 г. Томска. «СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ».

Цели деятельности педагога: используя правило нахождения наименьшего общего знаменателя и приведения к общему знаменателю, подвести к выводу правила сравнения дробей, сложения и вычитания дробей с раз...

Методическая разработка урока по математике на тему: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"

Данная разработка представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС и презентацию к уроку....

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»....