Дифференциация в обучении
статья по алгебре на тему

Осипова Мария Викторовна

Дифференциация обучения - это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Говоря о дифференциации обучения , мы делаем акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений. Дифференцированный подход к учащимся – это предъявление различных требований к различным группам в овладении ими содержанием образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_differentsirovannom_obuchenii.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

  Дифференциация в обучении

В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени.

Дифференциация обучения - это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Говоря о дифференциации обучения , мы делаем акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений. Дифференцированный подход к учащимся – это предъявление различных требований к различным группам в овладении ими содержанием образования.

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Отличие индивидуализации от дифференциации заключается в том, что при индивидуализации учитываются особенности каждого ученика, а при дифференциации – групп учеников.

Например, если  на уроке учебная работа организуется с учетом собственного темпа деятельности каждого ученика – это индивидуализация. Но если учитель разделяет учеников на группы развития их общих познавательных способностей или по какому-либо иному признаку и с каждой группой организует специфическую учебную работу – это дифференциация.

В современной педагогической литературе часто встречается понятие вариативности образования, его иногда смешивают с понятием дифференциации обучения. Если изменения содержания образования связаны с предпочтениями учителя, методиста, автора учебных пособий, их взглядами на учебный предмет, то речь идет о вариативности в образовании. Но не о дифференциации.

Дифференциация процесса обучения , как и индивидуализация, есть определенный способ реализации вариативности.

    Дифференциация обучения позволяет удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть и развить их способности, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.

Отличия в процессах восприятия, переработки, воспроизведения информации у учеников  есть, и в этом признаются противники дифференциации , дети отличаются обучаемостью и , соответственно, обученностью, поэтому одинаково учить всех нельзя.

Противники дифференциации утверждают, что дифференцировать необходимо не детей, а учебный материал. Можем не выделять группы явно, они могут быть гибкими, подвижными, допускающими переход учеников из одной группы в другую.

Признаки, на основе которых ученики делятся на группы - индивидуально-типологические особенности

Социопсихические особенности

Интересы, склонности, ценностные ориентации. Моральные качества

Психосоциальные особенности

Обученность:знания, умения, навыки. Субъективный опыт

Психические особенности

Особенности познавательных прцессов и свойств(восприятия и памяти, внимания, мышления). Особенности эмоционального и волевого развития

Биопсихические особенности(физиологические и психофизические)

Возраст, пол, конституционные особенности, состояние здоровья, дефекты физического и психического развития. Особенности нервной системы, ткмперамента, задатки способностей

Организация дифференцируемого обучения в школе – дело необходимое и очень интересное, если к нему подходить теоретически обоснованно и действовать постепенно, анализируя каждый шаг и корректируя учебный процесс при необходимости.

Приложения

Методики психолого-педагогической диагностики, применяемые в условиях дифференцированного обучения

  1. Определение концентрации и сосредоточенности внимания.

  Взять любые печатные тексты – шрифт крупный. За 5 минут нужно найти и зачеркнуть все буквы «а» ( и прописные , и строчные).

Затем можно усложнять задание:меняются буквы, по-разному зачеркиваются, отыскиваются 2 буквы – одна зачеркивается, другая подчеркивается и т.д.

   Норматив: 4 и меньше пропусков – нормальная концентрация внимания.

  1. Определение уровня развития смысловой памяти.

    Учитель медленно зачитывает учащимся 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь, например, таких: шум – вода, стол – обед, мост – река, рубль – копейка, лес – медведь, дуб – желудь, дичь – выстрел, рой – пчела, час – время,  гвоздь – дска. После небольшого перерыва он читает лишь первое из слов каждой пары, а учениеи должны припомнить вторые слова и записать эти пары слов на листке бумаги.

Подсчитывается число правильных воспроизведенных пар. Отношение этого числа к 10 является показателем словесно-логического (смыслового)запоминания. Если он больше 0,6, то смысловая память развита вполне удовлетворительно.

  1. Изучение интересов учащихся

Анкета

  • Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся?
  • Почему тебе нравятся эти предметы (напиши, к какому предмету относится):
  • а) нравится учитель;
  •  б)знания пригодятся в жизни;
  • в) на уроках всегда интересно;
  •  г) легко запоминается материал

д) …

  • Что тебе больше всего нравится на уроках:

а)слушать учителя;

б) узнавать новое;

в)решать задачи;

г)отвечать у доски;

д)выполнять контрольные работы

е) …..

  • Хотел бы ты, чтобы уроки в школе были короче?
  • Хотел бы ты увеличить каникулы?
  • О чем ты больше всего любишь читать?
  • О чем больше всего любишь смотреть фильмы?
  • Назови 5 самых любимых твоих занятий.

Расписание.

Учащимся предлагается составить расписание уроков на неделю, включая в него те уроки и в таком количестве, в котором ученики пожелают. По составленному расписанию можно судить о тех предметах,  которые они предпочитают.

  1. Определение учебного профиля школьника.

Методика «Альтернатива»

Отнесите (присоедините) слово «движение» к одной из ниже перечисленных групп слов:

-Молекулы, концентрация, раствор.(Химия)

-Неподвижность, стабильность, остановка. (Язык)

- Ветры,  течение, дрейф. (География)

- Траектория, путь, перемещение. (Физика)

- Развитие, эволюция, революция. (История)

- Скорость, направление, вектор. (Математика)

- Жизнедеятельность, органы передвижения, среда обитания. (Биология)

В скобках  приведены учебные предметы, о склонности к которым свидетельствует выбор ученика).

Методика «Мир вокруг нас»

Опишите или дайте определение содержанию следующих понятий: земля, человек, природа, время, живое, слово, количество, огонь, воздух.

При обработке учитывается, через какие понятия (естественно-математического или гуманитарного ) ученик описывал предложенные объекты: например, если сказано, что земля – это планета, содержит много химических элементов, является шаром, проявляются элементы естественно-математического профиля ученика; если даны образные представления – «земля – наш дом, на земле существуют цивилизации, это место обитания человека», проявляются элементы гуманитарного профиля.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

В нашей школе изучаются возможности развития дифференцированного обучения. Просим Вас ответить на следующие вопросы.

1)Хотели бы Вы, чтобы в школе были созданы классы с углубленным изучением предметов:

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

2.Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок углубленно изучал(подчеркните):

-математику,

-русский язык и литературу,

-биологию,

-физику,

-химию,

-историю,

-географию,

-иностранный язык?

3. С какого класса Вы предложили бы начать углубленное изучение предметов?

Хотелось бы Вам, чтобы в старших класах у Вашего ребенка был индивидуальный учебный план в зависимости от его профессиональных намерений?

а)да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

5. Как бы Вы предложили изменить учебный процесс в школе, чтобы образовательные потребности Вашего ребенка были удовлетворены более точно?

О дифференцированном обучении

«За»  и «против» дифференцированного обучения

    Дифференциация обучения позволяет удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть и развить их способности, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.

С одной стороны дифференцированное обучение позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, профессиональных намерениях, способностях учеников.

С другой стороны, считается негуманным делить учащихся на группы, тем самым принимая на себя роль судьи, определяющего, кому какое образование дать.

Но, отличия в процессах восприятия, переработки, воспроизведения информации у учеников  есть, и в этом признаются противники дифференциации , дети отличаются обучаемостью и , соответственно, обученностью, поэтому одинаково учить всех нельзя.

Противники дифференциации утверждают, что дифференцировать необходимо не детей, а учебный материал. Тем самым мы признаем, что детей мы тоже разделяем на группы, так как различный учебный материал, естественно ,  предназначен для разных групп учащихся.

Мы можем не выделять группы явно, они могут быть гибкими, подвижными, допускающими переход учеников из одной группы в другую.

Основные понятия : дифференциация, индивидуализация, вариативность

В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени.

Дифференциация обучения - это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Говоря о дифференциации обучения , мы делаем акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений. Дифференцированный подход к учащимся – это предъявление различных требований к различным группам в овладении ими содержанием образования.

Индивидуализация обучения – организация учебного прцесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Отличие индивидуализации от дифференциации заключается в том, что при индивидуализации учитываются особенности каждого ученика, а при дифференциации – групп учеников.

Например, если  на уроке учебная работа организуется с учетом собственного темпа деятельности каждого ученика – это индивидуализация. Но если учитель разделяет учеников на группы развития их общих познавательных способностей или по какому-либо иному признаку и с каждой группой организует специфическую учебную работу – это дифференциация.

В реальной школьной практике с наполняемостью классов 25-30 учеников осуществить индивидуализацию обучения в полном масштабе, т.е. учесть индивидуальные особенности каждого ученика невозможно, поэтому как приближение к индивидуализации обучения можно рассматривать дифференциацию, когда учитываются особенности групп учеников.

В современной педагогической литературе часто встречается понятие вариативности образования, его иногда смешивают с понятием дифференциации обучения. Если изменения содержания образования связаны с предпочтениями учителя, методиста, автора учебных пособий, их взглядами на учебный предмет, то речь идет о вариативности в образовании. Но не о дифференциации.

В этом случае вариативность связана с профессиональной компетентностью учителя с субъективным опытом учителя. Понятие вариативности образования шире понятия дифференциации обучения. Дифференциация процесса обучения , как и индивидуализация, есть определенный способ реализации вариативности. Но вариативность образования может быть реализована и в условиях недифференцированного процесса обучения.

Классификация форм дифференцированного обучения

Признаки, на основе которых ученики делятся на группы - индивидуально-типологические особенности

Социопсихические особенности

Интересы, склонности, ценностные ориентации. Моральные качества

Психосоциальные особенности

Обученность:знания, умения, навыки. Субъективный опыт

Психические особенности

Особенности познавательных прцессов и свойств(восприятия и памяти, внимания, мышления). Особенности эмоционального и волевого развития

Биопсихические особенности(физиологические и психофизические)

Возраст, пол, конституционные особенности, состояние здоровья, дефекты физического и психического развития. Особенности нервной системы, ткмперамента, задатки способностей

Организация дифференцируемого обучения в школе – дело необходимое и очень интересное, если к нему подходить теоретически обоснованно и действовать постепенно, анализируя каждый шаг и корректируя учебный процесс при необходимости.

О дифференциации в обучении

В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени.

Дифференциация обучения - это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Говоря о дифференциации обучения , мы делаем акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений. Дифференцированный подход к учащимся – это предъявление различных требований к различным группам в овладении ими содержанием образования.

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Отличие индивидуализации от дифференциации заключается в том, что при индивидуализации учитываются особенности каждого ученика, а при дифференциации – групп учеников.

Например, если  на уроке учебная работа организуется с учетом собственного темпа деятельности каждого ученика – это индивидуализация. Но если учитель разделяет учеников на группы развития их общих познавательных способностей или по какому-либо иному признаку и с каждой группой организует специфическую учебную работу – это дифференциация.

В современной педагогической литературе часто встречается понятие вариативности образования, его иногда смешивают с понятием дифференциации обучения. Если изменения содержания образования связаны с предпочтениями учителя, методиста, автора учебных пособий, их взглядами на учебный предмет, то речь идет о вариативности в образовании. Но не о дифференциации.

Дифференциация процесса обучения , как и индивидуализация, есть определенный способ реализации вариативности.

    Дифференциация обучения позволяет удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть и развить их способности, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.

Отличия в процессах восприятия, переработки, воспроизведения информации у учеников  есть, и в этом признаются противники дифференциации , дети отличаются обучаемостью и , соответственно, обученностью, поэтому одинаково учить всех нельзя.

Противники дифференциации утверждают, что дифференцировать необходимо не детей, а учебный материал. Можем не выделять группы явно, они могут быть гибкими, подвижными, допускающими переход учеников из одной группы в другую.

Признаки, на основе которых ученики делятся на группы - индивидуально-типологические особенности

Социопсихические особенности

Интересы, склонности, ценностные ориентации. Моральные качества

Психосоциальные особенности

Обученность:знания, умения, навыки. Субъективный опыт

Психические особенности

Особенности познавательных прцессов и свойств(восприятия и памяти, внимания, мышления). Особенности эмоционального и волевого развития

Биопсихические особенности(физиологические и психофизические)

Возраст, пол, конституционные особенности, состояние здоровья, дефекты физического и психического развития. Особенности нервной системы, ткмперамента, задатки способностей

Организация дифференцируемого обучения в школе – дело необходимое и очень интересное, если к нему подходить теоретически обоснованно и действовать постепенно, анализируя каждый шаг и корректируя учебный процесс при необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дифференциация в обучении матиматике."

В работе описаны виды дифференциации:уровневая и профильная на уроках математики....

Реализация принципов уровневой дифференциации при обучении химии

В данном материале сделана попытка отметить те необходимые элементы, которые должны содержаться в деятельности любого учителя,приступившего к реализации идей уровневой дифференциации при обучении хими...

Разноуровневая дифференциация при обучении математике и физике.

Обучение в межклассных группах учащихся 8-9 классов в технологии личностно-ориентированного подхода....

Дифференциация в обучении приёмам баскетбола.

В презентации рассматриваются этапы обучения игре в баскетбол в различных возрастных группах....

Уровневая дифференциация при обучении математике 5-9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида

Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать технологию уровневой дифференциации (УД)....

Применение технологии уровневой дифференциации в обучении физике

Индивидуально - дифференцированный подход, лежащий в основе технологии уровневой дифференциации, позволяет создавать условия для развития потенциальных возможностей ребенка, обеспечить каждому учащ...