Разноуровневая дифференциация при обучении математике и физике.
статья по алгебре на тему

Ковычева Надежда Семеновна

Обучение в межклассных группах учащихся 8-9 классов в технологии личностно-ориентированного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разноуровневая дифференциация при обучении математике и  физике.

     Одной из основных задач школы является создание благоприятных эмоционально-психологических условий обучения и воспитания учащихся. Не секрет, что интерес детей к учебе в среднем звене падает. Иногда один и тот же урок оказывается по-разному эффективным для различных категорий школьников. При традиционной организации учебного процесса учитель вынужден ориентироваться на среднего ученика. Но на одном и том же уроке сложно продуктивно работать как с отстающими, так и с опережающими детьми.   Замечено, что  только 15-20 %  учащихся усваивают материал достаточно быстро и глубоко и в состоянии сразу применять его, а более половины класса  отстают в понимании  сути явлений, в скорости усвоения теории и навыков решения задач. Они нуждаются в подсказках и помощи педагога. Эти проблемы изучаются специалистами,  освещаются  на страницах разных изданий [1-2].Психологи [3-6] объясняют, что спад успеваемости  может быть вызван  объективными причинами. Существует неравномерность и асимметричность в развитии отдельных интеллектуальных способностей и интеллектуальной продуктивности подростков. Если не разрешать психологические затруднения учащихся, то происходит  процесс накопления недопонимания, что ведет к резкому снижению успеваемости, интереса к учебе и отражается на здоровье наших детей. Известно, что любые длительные психологические затруднения рано или поздно проявляются в поведении человека, в его личностном отношении к тому, что вызывает дискомфорт психики. Специалисты отмечают, что это может выражаться негативизмом и мировоззренческими расстройствами, неадекватными реакциями на замечания, изменениями в поведении на уроках, медлительностью и замкнутостью, невротическими состояниями. Работая в параллели седьмых-восьмых  классов, вот уже несколько лет мы сталкиваемся с неравномерностью психофизического развития детей, с тем, что стало больше ребят испытывающих трудности по математике и физике. Это действительно сложный период для отдельных учащихся. Вместе с тем следует отметить и то, что максимально продуктивным в плане интеллектуального развития в подростковом возрасте является 8-й класс. Именно в этом возрасте активно проявляются и развиваются математические способности, поэтому образовательный стандарт рекомендует углубленное изучение математики  с 8-го или с 10-го класса [5,7,9]. Таким образом, в школьной практике возникает необходимость дифференциации образовательного процесса в среднем звене.

В педагогической практике известны различные виды и формы внешней и внутренней  дифференциации [9-10]. Внутренняя дифференциация конечно же присутствуют практически на каждом уроке в виде заданий различного уровня сложности; групповой и индивидуальной работы; различной степени оказания помощи ученику учителем. Тем не менее, в случае очень неоднородного класса этого недостаточно как для удовлетворения интересов сильных, так и для испытывающих затруднение учащихся. В этом случае предпочтительнее внешняя дифференциация. Она позволяет путем  формирования гомогенных классов или групп создать более комфортные условия для развития школьников, проявляющих сходные способности. 

Проведя анализ литературы по проблемам дифференциации обучения, и изучив инновационный опыт своего педагогического коллектива в этой области (МПИ проект), мы  провели в 2008-2009 учебном году внутришкольный эксперимент, рассчитанный на два года  «Обучение в межклассных группах учащихся 8-х-9-х классов в технологии личностно-ориентированного обучения» [11,12].

Были созданы межклассные группы двух уровней для обучения математике и физике на базовом и предпрофильном уровне. Деление на межклассные группы осуществлялось по желанию учащихся с учетом успешности и результатов тестирования, проведенного психологом школы для определения качества и уровня сформированности ключевых компетенций в различных образовательных областях. В том числе оценивались лингвистические и математические способности, был получен  широкий спектр результатов. Уровень выполнения математических заданий варьировался от  70 до 5 процентов. Процесс формирования  уровневых групп прошел спокойно, интересы детей полностью соответствовали результатам теста и мнению учителей. В течение первого и второго триместра некоторые ребята переходили из группы в группу, часть из них вернулась к первоначальному выбору. В контрольный  класс никто не перешел. Мы убедились на собственном опыте, что обучение в гомогенной группе более комфортно для каждого ученика. Оно происходит на уровне возможностей и способностей ребенка, что снимет эмоциональное напряжение от сравнения «сильных и слабых» учащихся. Выбор эффективного темпа работы в каждой подгруппе позволяет избежать перегрузки учащихся. Специальный подбор упражнений, опорных конспектов, реализация принципа «от простого к сложному», позволяют наметить индивидуальный путь развития ученика, повысить качество его знаний. Адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся позволяет сохранить здоровье учащихся и реализовать  личностный потенциал.

По результатам эксперимента мы можем сказать, что дифференциация по уровням действительно позволяет шире учитывать индивидуальные особенности учащихся в структуре урока и в подборе дидактического материала, повышает мотивацию школьников и успешность обучения. На рис. 1 показана динамика качества знаний учащихся параллели восьмых классов по физике, а на рис.2 изображены диаграммы качества знаний  этих же групп по математике. Как видно, разделение на двухуровневые группы позволило постепенно повысить качество знаний по физике в первой группе базового уровня до среднего уровня  8 «В» класса. На стабильно высоком уровне сохранилось качество знаний учащихся по физике и математике в группе второго уровня.

Рис. 1. Динамика качества знаний учащихся параллели восьмых классов по физике в 2008-2009 учебном году (по триместрам).

Рис. 2. Качество знаний учащихся параллели восьмых классов по математике по итогам 2008-2009 учебного года.

В 10 классе  данные учащиеся осознанно выбрали профильные классы и в этом году успешно заканчили 11 класс. Они активно участвовали в научно-практических конференциях, конкурсах технического творчества, интернет- олимпиадах школьников, во Всероссийской олимпиаде не только по физике и математике, но и по другим предметам.

 В настоящее время в нашей школе организован учебный процесс в виде межклассных уровневых групп в 7 классе, начиная со второго полугодия данного учебного года, и длится второй год в 8 «Б» и  «В» классах. В  этих параллелях сформированы  по две межклассные  группы для обучения физике и математике. На остальных предметах дети учатся в составе своих  классов. Обе межклассные группы занимаются по одной и той же программе, по одним и тем же учебникам, у одних и тех же учителей.

Первая межклассная группа ориентирована на изучение предмета на базовом уровне. Ритм работы в группе спокойный, явления и задачи разбираются  детально и поэтапно, анализируются подробно. При этом создаются условия для «озарения»  ребенка и самостоятельного нахождения им разрешения затруднения или решения проблемы. Учитель не предлагает готовых ответов, а направляет  и стимулирует мыслительный процесс путем подбора уточняющих и подводящих вопросов и заданий. На уроках активно используется учебник. Ребята учатся работать с книгой,  получать из нее максимальную информацию. В случае «длительной» заминки учитель  предлагает найти подсказку или уточнение на соответствующем рисунке или странице учебника, содержащего ранее пройденный материал. Это позволяет продемонстрировать логическую стройность физической теории, взаимосвязь  явлений,  проследить причинно-следственные связи и сформировать целостную картину событий.  Процесс обучения становится творческим  и радостным  практически для каждого ученика. Дети преодолевают неуверенность в своих действиях, робость в выражении собственного мнения. Практикуются групповые формы работы и работа в парах, ребята совместно составляют план и алгоритм выполнения задания, помогают и контролируют друг друга. Групповые формы работы воспитывают взаимоуважение и взаимопомощь учащихся. Несмотря на то, что большее количество заданий, выполняемых учащимися, носит тренировочный характер, связано с работой по алгоритму, с постепенным введением более сложных комбинированных заданий,  мы успеваем пройти и обсудить почти столько же, что и в более сильной группе.

Вторая группа изучает математику и физику на несколько расширенном, «предпрофильном» уровне. Мыслительные процессы  у этих ребят происходят несколько быстрее, работа по шаговому алгоритму часто скучна для них. Их интересует более широкий охват материала, вместе с тем они менее кропотливы, требуют частой смены деятельности на уроке. Они свободно высказывают свое мнение, устраивают дискуссии друг с другом по подходам к решению проблемных ситуаций, соревнуются по количеству и способам решения задач. Уроки проходят на достаточно высоком эмоциональном подъеме, часто с азартом и увлечением. С этой группой ребят мы  отрабатываем речь, ее аргументированность и  навыки публичных выступлений, шире предлагаем домашние экспериментальные задания и творческие работы. Эти учащиеся получили возможность рассматривать задания повышенного уровня сложности, прикладные и комбинированные задачи, обсуждать проблемы и достижения современной науки. В этой подгруппе чаще проводятся самостоятельные работы, частично-поисковые занятия и уроки с элементами исследования.

Опыт нашей школы показывает, что межклассная дифференциация по уровням действительно позволяет шире учитывать индивидуальные особенности учащихся в структуре урока, путем  подбора дидактического материала и  оптимальных приемов разрешения конкретных педагогических ситуаций, создание «ситуации успеха» для каждого ученика. Практика школы показывает, что создание межклассных групп повышает мотивацию школьников и успешность обучения, воспитывает коммуникабельность, расширяет круг ученических контактов, ребята из параллельных классов лучше узнают друг друга.

Таким образом, в основной школе психологически более комфортным является  вариант гибкой внешней уровневой дифференциации в виде создания межклассных групп учащихся, объединенных одной задачей и обладающих близким интеллектуальным уровнем и интересами. При этом реализуются цели уровневой дифференциации в обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременно создаются условия, как для развития индивидуальных способностей, так  и для преодоления психологических затруднений учащихся.

В последние годы в обществе активно осуждается вопрос о том, какой же должна стать современная школа. Утверждается, что новые стандарты - это новая парадигма(образец) отечественного образования, и в ней мы от школы информационно-трансляционной идем к школе деятельностной (13,14). Мнение разработчиков ФГОС, что на  смену системе Яна Амоса Коменского (классно-урочная система) придёт школа как открытая образовательная среда, основная задача которой — развитие личности человека. Предполагается, что такая школа даст возможность каждому ученику двигаться под руководством педагога по своему пути. Обучение будет происходить в составе различных групп учащихся на разных занятиях в соответствии с интересами и потребностями ребенка.  Делается это с целью формирования тех ключевых компетенций, которые обеспечат личности  гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру.

Литература

  1. Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения: схема введения понятия "физическая величина" // Школьные технологии. – 2004. – №5. – С. 38-
  2.  Кеняев Е.Д. О качественном моделировании, “Физика в школе”, №1, 2001
  3. Сафронова М. В. Психологические и социальные факторы школьной успешности и психического здоровья учащихся. Дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2003
  4. Е. Р., Сафронова М. В., Ахметова О. А. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков // Психологическая наука и образование. –2008. №2. –C. 70 – 79.
  5. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004
  6. Голубева Э.А. и др. Биоэлектрические корреляты памяти и успеваемости у старших школьников // Вопр. психол. 1974. № 5. С.40-52.
  7. Белоусова А. Г. Системный анализ результатов диагностики обучения математике (способностей к усвоению математики) среди учащихся 7-х классов.//fectival. 1september.ru /authors/100-193-803/
  8. Кожухов С. Как провести отбор учащихся в класс с углубленным изучением математики // Математика в школе, N4, 2000.
  9. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
  10. Якиманская И.С.Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы.// Директор школы. 1995. № 3. С. 39-45.
  11. Загвязинский В.И., Поташник М.М.. Как учителю подготовить и провести эксперимент. М.: Педагогическое общество России, 2006. 
  12. Ковычева Н.С., Лебедева Р.Г.,  Школьный эксперимент по уровневой дифференциации. Вестник образования и науки УР, №1,
    2010. г Ижевск,стр37 – 38.
  13. Игорь Мытько Главный риск — низкая конкурентоспособность российских выпускников. Интернет-издание для учителя. Естественные науки. 2012.http://www.enauki.ru  
  14. Борис Старцев. Главный элемент школы индивидуальности. Интернет-издание для учителя. Естественные науки. 2012.http://www.enauki.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневая дифференциация как средство повышения качества обучения учащихся

В статье рассмотрены способы дифференцированного подхода на разных этапах уроков биологии на прмере темы "Фотосинтез" в 9 классе....

Уровневая дифференциация при обучении математике 5-9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида

Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать технологию уровневой дифференциации (УД)....

Применение технологии разноуровневой дифференциации с целью создания положительной мотивации к изучению математики

Данный материал представляет собой опыт работы по применению технологии дифференцированного обучения. Материал состоит из теоретической основы данной технологии и её применения к изучению темы "Формул...

Итоговая аттестационная работа. Индивидуализация и дифференциация в обучении математике как средство развития творческих способностей обучающихся. март 2017 год

Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть  дифференцированный  подход  к  проведению уроков математики. Для  создания условий диф...

Некоторые приемы внутренней (уровневой) дифференциация в обучении математике.

Данная статья содержит некоторые приемы внутренней (уровневой) дифференциации из личного опыта....