Некоторые приемы внутренней (уровневой) дифференциация в обучении математике.
статья по математике

Данная статья содержит некоторые приемы внутренней (уровневой) дифференциации из личного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гизатуллина Г.Н.,

учитель математики

МОУ «Красногорская средняя

 общеобразовательная школа№2»

Некоторые приемы внутренней (уровневой) дифференциация в
обучении  математике  

В современной образовательной практике принято выделять два основных вида дифференцированного обучения: внешняя и внутренняя

Внешняя дифференциация предполагает создание особых типов школ и классов

Внутренняя (уровневая) дифференциация предполагает организацию работы внутри класса соответственно  группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.

Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), который задается образцами типовых задач. На основе этого уровня формируется более высокий уровень овладения материалом - уровень возможностей.

Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений.

Я делю учащихся класса на три группы в соответствии с уровнем их обученности, т.е. уровнем имеющихся у них знаний, умений и навыков:

  • Первая группа (пробелы в знаниях, самостоятельное решение задач в один-два шага);
  • Вторая группа (имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных задач, затрудняются при переходе к решению задач нового типа);
  • Третья группа (творческая) (высокий  уровень знаний и умений). Осуществляется применение знаний в нестандартной ситуации.

Различные виды целей для учащихся  приводят к необходимости дифференциации заданий:

  • коррекционные (для слабых)
  • обучающие (для средних)
  • обогащающие (для сильных учащихся)

Ну, вообще в математике большинство контрольных и самостоятельных работ составлены с учетом принципа мини-макса, т.е. в работе всегда имеются задания, рассчитанные на разную подготовку учащихся. (Я думаю, как и в любом другом предмете). Поэтому на контрольных работах я не делю учащихся на разноуровневые группы.

Другое дело – самостоятельные  работы, контролирующего или обучающего характера.  В кабинете математики имеется большое количество дидактических материалов, в том числе и разноуровневых, которые можно использовать при работе по уровням. Почти на всех самостоятельных работах учащиеся делятся на разноуровневые группы и получают соответствующие их подготовке задания. Во-первых, слабые учащиеся не имеют возможности списать с более успешных товарищей, т.к. те заняты своими заданиями, и поэтому им приходится как-то самим выходить из этой затруднительной ситуации, что побуждает их думать, спрашивать учителя, искать ответы на свои вопросы в учебнике. Во  вторых усиливается мотивация, это становиться заметно сразу. В третьих посильность заданий тоже играет здесь не маловажную роль.

Та же ситуация получается и у второй группы. Что греха таить, даже достаточно успешные дети с возрастом начинают лениться и предпочитают списывать, всеми мыслимыми и немыслимыми способами с более сильных товарищей, т.к. верят безоговорочно, что у них сделано все правильно. Работая же в своей группе они, даже если и общаются, то ничего не принимают на веру, проверяют, а значит думают.

Стараюсь рассадить детей таким образом, чтобы сильные дети сидели за одной партой со слабыми учащимися. Это дает возможность детям при затруднении  получить консультацию у «соседа». Когда такое сотрудничество складывается и дает результаты (к сожалению это бывает не всегда, в силу психологической несовместимости), то обязательно поощряю и консультанта, что стимулирует и подает положительный пример.

Традиционная устная работа так же дифференцируется: ребята первой группы во время устной работы выполняют  письменно индивидуальные задания с последующей проверкой, которая проводится либо учителем, либо в паре с соседом по парте. Ребята второй и третьей группы во время устной работы решают более сложные, логические задачи.

Работаю так же с группами, составленными из учащихся разной подготовки.  На этапе закрепления знаний: группы получают задания разного уровня, сильные учащиеся, решая задания, помогают слабым детям разобраться в задаче, а слабые заинтересованы в том, чтобы понять задачу и разобраться в ней, т.к. именно их я вызываю затем к доске, без тетрадей и шпаргалок для защиты решения. Данная техника эффективна при подготовке к контрольной работе. Так же групповая работа может быть использована при открытии новых знаний, работаем по той же схеме.

Необходимость внешней дифференциации до сих пор остается дискуссионным вопросом. Тогда как внутреннюю (уровневую) дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Список источников:

Биктанова Рита Альфитовна «Дифференцированный подход в обучении математике» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/diffierientsirovannyi-podkhod-v-obuchienii-matiema.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...

Технология уровневой дифференциации

В статье описывается опыт применения технологии уровневой дифференциации как средства обучения детей в одном классе с разными способносями ....

Из опыта работы по технологии уровневой дифференциации.

Из опыта работы по технологии уровневой дифференциации.Такой подход к обучению предложила детям в 7-ом «Б» классе. С 7-ого клас­са (второе полугодие) они начали сдавать зачеты по теории и отдель...

Технология уровневая дифференциация. Карточки- помощники для самостоятельной работы с учебником с учётом способностей учащихся. Тема: " Строение и значение систем внутренних органов рыб"

Данные карточки применяются как раздаточный материал при работе с учебником, при индивидуальном изучении данной темы и при изучении данной темы, используя групповые технологии. По образцу можно сделат...

Групповая работа как средство уровневой дифференциации на уроках алгебры

В работе показано с какими трудностями я столкнулась, организуя групповую работу на уроках алгебры. Попыталась дать рекомендации по ниболее удобному формированию групп....

Некоторые приемы, облегчающие процесс автоматизации и дифференциации звуков.

Процесс автоматизации и дифференциации звуков требует терпения и систематического подхода. Но часто эта работа идет как «под гипнозом» практической направленности. Ребенку дается установка: «Повтори п...