Технология уровневой дифференциации
статья по алгебре по теме

В статье описывается опыт применения технологии уровневой дифференциации как средства обучения детей в одном классе с разными способносями .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differenciaciya_obucheniya.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Дифференциация обучения (из опыта работы)

           Одним из направлений перестройки школы является гуманизация и демократизация образования, предполагающие индивидуальный подход к учащимся. Индивидуальный подход подразумевает одинаково уважительное отношение как к одаренным ребятам,  так и к «слабым» учащимся, которым, безусловно, надо дать обязательный уровень знаний.

  Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

        Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения предмету учитывала потребности всех школьников – не только сильных, но и тех, кому этот предмет дается с трудом или чьи интересы лежат в другой плоскости.  

        При  условии успешной дифференциации учебной работы слабоуспевающие ученики должны перейти в разряд среднеуспевающих, «средние»- стать хорошо успевающими, а последние сделаться еще более знающими, умеющими и способными.

        Существует 2 вида дифференциации: профильная и уровневая. Разновидностью профильной дифференциации является  углубленное изучение того или иного предмета, открытие профильных классов, открытие лицеев, гимназий и т. п.

      В начальной  и основной школе ведущим направлением дифференциации является уровневая дифференциация, хотя оба вида сосуществуют и дополняют друг друга на всех ступенях школьного образования.

       Технология уровневой дифференциации отвечает условиям здоровьесбережения учащихся и является здоровьесберегающей по сути.

     Дифференциация делится на 2 вида: внешнюю и внутреннюю. Одним из направлений внешней дифференциации, например, является создание в школе классов компенсирующего обучения.

      Имею опыт работы в 2-х классах компенсирующего обучения: с 1997 по 2000 год и с 2002 по 2005г.

          Главная особенность обучения математике в классах компенсирующего обучения состоит в том, чтобы придать математическому курсу наибольшую оперативную направленность, сочетая ее с доступностью. Урок в классе компенсирующего обучения отличается от урока в обычном классе тем, что помимо общеизвестной триединой цели он включает в себя коррекционную цель.

      Прочные умения и навыки  учащихся этих классов   формирую на простых примерах, обеспечивающих дальнейшее применение изученного, содержание материала носит практико-ориентированный характер.

      У учащихся с задержкой психического развития каждое умение  довожу до навыка, как можно чаще побуждая их к выполнению самостоятельных работ различного характера: математических диктантов, практических, контрольных работ, зачетов. При этом часто предлагаю работу на 1 вариант и разрешаю (даже поощряю) советоваться, общаться, консультироваться со мной, пользоваться учебником, устно давать ответы на некоторые вопросы.  И ещё одно главное условие- многократное повторение и проговаривание материала.  

   В классах компенсирующего обучения использую  на уроках следующие виды работ:

  1. Обзорные работы (перед изучением новой темы провожу письменную тематическую работу с целью выяснения, насколько учащиеся готовы к восприятию нового материала).
  2.  Карточки для индивидуальной работы, в том числе с образцами решения типовых задач.

Пример карточки:

  1. Задания с выбором ответов.
  2. Деформированные задания, в которых требуется закончить фразу или заполнить пропуски в тексте.

Например, Закончите фразу: «Треугольник, у которого 2 стороны равны, называется……».

Или: «При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели…….».

  1. Разрезные» теоремы или формулы, то есть из множества частей (условие, заключение, чертеж, доказательство) следует собрать одну теорему или формулу.

 Например: «Составьте из частей известные вам формулы»- Р, S, 4а, ав, 2(а+в), с2 , а 22 .

    Упор делаю на осознанное усвоение основных математических понятий, обучаю мышлению, рефлексивным представлениям. Простое зазубривание материала эффекта не дает.  Ребята не смогут сориентироваться в чуть измененной ситуации. 

      На уроках геометрии  отрабатываем смысл формулировок определений геометрических понятий и теорем. Применение их на практике осуществляем посредством выполнения практических работ. Большое внимание уделяю упражнениям на измерение.

     Среди наглядных пособий, кроме таблиц и чертежей, использую специальные рейки, набор геометрических фигур, разноцветные листы бумаги, ножницы, масштабные линейки. Такая системная работа даёт положительные результаты.

    Так, все учащиеся из классов компенсирующего обучения в 2001 и 2005 годах сдали успешно письменный экзамен по математике за курс основной школы и продолжили обучение в лицеях и профессионально-технических училищах города Калининграда.

      Уровневая дифференциация   позволяет успешно вести работу в обычных классах с традиционным составом учащихся без деления их на сильных, средних и слабых, что негативно сказывается на самооценке и самочувствии школьников. То есть, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебному комплекту, школьники могут усваивать материал на различных уровнях.

      На смену прежней установке « ученик обязан выучить все, что дает ему учитель», приходит новая- «возьми столько, сколько ты можешь, но не меньше обязательного». Сделав выбор, школьник переходит в позицию самостоятельности, стремится к самоутверждению и тем самым идет к результату от внутренней мотивации, а не от внешнего принудительного воздействия учителя. В этом вижу яркое проявление гуманизации по отношению к личности ученика. Кроме того, умение принимать решение связано с реальным опытом, и чем раньше ребенок столкнется с различными альтернативами обучения, тем активнее будет он осмысливать свое решение, тем эффективнее станет его дальнейшее продвижение к желаемому результату.    

      В условиях малокомплектной школы технология УД является одной из приемлемых, так как в одном классе можно наблюдать школьников с крайними, противоположными друг другу уровнями развития (от очень высокого до очень низкого) и здесь важно не выпустить из поля зрения ни одного ребенка. Технологию УД применяю не первый год, а вот обучение на курсах  «Современные подходы в образовании по обучению и воспитанию детей в условиях интегрированного обучения» (2007г.)  дало мне дополнительные знания возрастной психологии школьников, и, соответственно, новые возможности  для организации работы.

    По алгебре и геометрии  по всем классам составляю календарно-тематическое планирование в 2-х  вариантах: на общеобразовательный класс и на учащихся со специальными потребностями, интегрированных в общеобразовательный класс.

         Уровневая дифференциация (далее УД)- это технология, при которой школьники, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, могут усваивать материал на различных уровнях.

       Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (то есть тот, минимум, которым должен овладеть каждый ученик -государственный образовательный стандарт, заложенный в учебных программах по предметам).

 На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

      Острота проблемы заставляет многих учителей заниматься изучением и внедрением этой технологии в рамках самообразования.

     Главной педагогической установкой УД обучения является формирование положительной мотивации у школьников. Все дети могут достигнуть уровня обязательных  результатов обучения по каждой теме, но эта технология напрямую подразумевает и индивидуальную работу с каждым ребенком.    Технология уровневой дифференциации предполагает 3 уровня развития учащихся.  Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. Свобода выбора - главная ценность и достояние учащихся. Каким бы ни был выбор ученика- это его выбор, а позиция учителя- рядом с учеником, а не над ним.

                         Каковы же эти уровни обучения?

1-й уровень – минимальный. Он включает базовые элементы содержания, необходимые каждому ученику для формирования целостного, системного знания основ предмета, для формирования целостной системы мира.

 Этот уровень служит фундаментом для расширения и углубления знаний остальных учащихся, он обязателен для всех, не допускает пробелов и недочетов.

2-й уровень –основной  (продвинутый). Он обеспечивает более полное, глубокое представление об изученных на минимальном уровне сведениях, расширяет их за счет введения новых, однако не выходит за рамки общеобразовательных знаний, то есть сохраняет общезначимость, актуальность для всех учащихся, не предполагает специализацию, но готовит базу для нее. Это оптимальный для большинства учащихся объем знаний.

 3-й уровень – творческий. Он включает специальные знания по предмету, адресован учащимся, заинтересованным этим предметом и способным к его успешному углубленному изучению (этот уровень больше подходит для школьников 2 и 3 ступеней, но и в начальных классах есть одаренные ученики, с которыми нужно работать индивидуально, дополнительно).

  Вот примерная схема уровней усвоения материала:

Уровень

Оценка

Тип учебной деятельности

Тип ориентировки

Характер задач

       1

минимальный

«3»

удовлетворит

Репродуктивный

Воспроизведение фактов

1.Случайные признаки.

Узнавание.

Припоминание

Шаблонные

    2

   продвинутый

«4»

хорошо

Реконструктивный

Воспроизведение способов получения фактов

2.Локальные признаки.

Анализ

Членимые на подзадачи с одним типом связей.

             3

     творческий

«5»

отлично

Вариативный

Воспроизведение способов получения способов

3.Глобальные признаки

Членимые на подзадачи с явными и неявными

связями

Для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации выполняю ряд условий:

1-е условие: Обязательные результаты обучения (гос.стандарт) должны быть открыты для учащихся. То есть ребенок должен знать, что он должен знать и уметь, изучив ту или иную тему. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизируют познавательные способности школьников. Открытость уровней подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной работе. Выделение обязательного уровня сразу снижает напряжение в классе.

 

        Например, тема «Процент. Нахождение процента от числа».

      Выпускник должен:

  - выражать отношение чисел в процентах, записывать процент в виде дроби;

  - находить процент от заданного числа.

     Примеры:

  1.Выразите отношение данных чисел в процентах:

 2 к 5;   3 к 4;   17 к 25;  19 к 20;  31 к 50.

  2.Запишите в виде обыкновенной дроби:

  10%;   20%;   25%;   60%;   3%;   71%.

  3.Запишите в виде десятичной дроби:

  8%;   29%;  53%.

  4.Сколько процентов числа составляет его:

    а ) половина;  б ) четвертая часть; в ) пятая часть?

  5.В весеннем кроссе приняли участие от 7 класса 10 человек и от 8 класса-9 человек. В 7 классе учатся 30 человек, а в 8-25 человек. Какой процент учеников каждого класса принял участие в кроссе? Где он был больше?

  6.Найдите:

  а) 25 % числа 48;                            б) числа 120;

  в) 20 % числа 140;                          г) 16 % числа 75.

  7.Товар стоил 3500 рублей. Затем он подешевел на 8 %. Найдите новую стоимость этого товара.

2-е условие- наличие «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения. Уровень преподавания должен быть существенно выше обязательного уровня усвоения материала, иначе учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше. Так, каждый ученик должен пройти полноценный учебный процесс- в полном объеме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями, ознакомимться с образцами рассуждений. Иными словами,УД достигается не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам одинаковы объем материала, мы устанавливаем различные уровни требований к его усвоению.

3-е условие, дополняющее предыдущее, состоит в том, что в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. Это означает, что в ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки. Надо, чтобы трудности в учебной работе были для таких школьников посильными, соответствовали индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. Если для таких учащихся следует продлить этап отработки основных,  опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе.

4-е условие, реализация которого существенно усиливает эффективность дифференцированного обучения- добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Именно такой подход позволяет формировать у школьников познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности, то есть свобода выбора уровня. Свобода выбора уровня неразрывно связана с ответственностью. Выбор сделан- выполни взятые на себя обязательства.

  «Свобода –это собственный темп ребенка. Темп кого-нибудь другого – для него рабство»

       Уровневую дифференциацию можно организовать в различных формах.

            В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения рассматриваю формирование мобильных групп.

       В первой группе на любом этапе работой руковожу постоянно  (или консультант- из числа хорошо успевающих учащихся) и непосредственно при полном моем контроле. Использую в основном фронтальные формы объяснения нового материала. Большое значение на этом этапе имеет наглядность. Широко использую метод комментирования,  таким образом увеличивается доля разговорной речи на уроке.  Задания для самостоятельного выполнения обычно снабжаются руководством к действию.

     Во второй группе  комбинирую различные формы деятельности. При усвоении новых знаний учащиеся действуют под доминирующем влиянием учителя. Вместе с тем происходит постепенный переход к самостоятельному выполнению заданий в знакомой и измененной ситуации. Используются творческие задания, которые предполагают фронтальную работу: ответы на проблемные вопросы, формирование вопросов по прочитанному, приведение примеров, иллюстрирующих теоретический вопрос, составление заданий .

   В третьей группе основной акцент делаю на развитие самостоятельности учащихся.  На уроке и для домашней работы планирую развивающие задачи; задачи, пробуждающие любознательность, так как в основе технологии лежит также принцип развития познавательных интересов учащихся.

    Второй принцип создания групп- это когда в группу входят как сильные, так и слабые дети. В связи с этим встает вопрос об использовании консультантов- учеников. Но использовать их следует не часто, несколько раз в месяц.

 

                                 Примеры разноуровневых заданий.

Разложите многочлен на множители:

Первый уровень

х2 - 36=

Второй уровень

0,0025х-1,69 у2=

Третий уровень

4 + 5х2х2 +у4=

                       Решите неравенство методом интервалов:

Первый уровень

(х +1)(х- 4)< 0

Второй уровень

(х- 8)(х +1)(х2 -1)>о

Третий уровень

1/Зх(х+1)> (х -1)2

                     Упростите выражение:

Первый уровень

2,5 а2 в24 ав3

Второй уровень

(0,4а в)2 а4 в8

Третий уровень

(0,1ав2)3(3/5а2в2)4

                                                        Сократите дробь

1 уровень

2 уровень

3 уровень

      В каких формах проявляется дифференциация?

Это:

  • отработка материала на уроках  и контроль усвоения на разных уровнях с использованием всей имеющейся методической литературы, набора учебников разных авторов и дидактических материалов;
  • начиная с 7 класса по геометрии ребята сдают зачеты по каждой главе по билетам и вопросам различной степени сложности. Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания, и по характеру проведения (предусматривается необходимость пересдачи в случае отрицательного результата). При проверке знаний в зачетной форме учителю принципиально важно получить определенный ответ: овладел или не овладел ученик формируемыми умениями на обязательном уровне. То есть здесь наиболее естественной является оценка «да» или «нет». А если ученик не справился с зачетом,  организую доработку соответствующего материала и его повторную проверку. Дополнив задания более сложными задачами, ученик может получить за их решение оценки «4» или «5».

Итоговое оценивание знаний  (четверть, полугодие, год) зависит от результатов сдачи зачетов. То есть если у ученика текущие оценки «5», а хотя бы один зачет не сдан, он не имеет права претендовать на положительную оценку и наоборот. В зависимости от причин несдачи зачета, итоговую оценку можно отложить, пока не ликвидируются долги. Что касается вопроса освобождения от сдачи зачета сильных учеников, то зачет в моих классах сдают все учащиеся. Зачетная система позволяет учитывать позитивные достижения каждого школьника, а не недостатки в его подготовке.

  • домашние задания даю также в разных объемах и степени сложности.
  • система дополнительных занятий как со слабыми (доведение до обязательного минимума), так и с сильными учащимися ( подготовка к олимпиадам, решение задач повышенной трудности и занимательных упражнений).

Каковы основные результаты дифференциации?

  • Значительно улучшается четкость и организация работы класса
  • Каждый ученик лучше осознает свои ближайшие цели и задачи, так как работает на посильном уровне сложности;
  • Работая на определенном уровне трудности, ученик видит, как работают другие, его самооценка становится более реальной;
  • Четкость в работе дает возможность постоянно контролировать ЗУНы;
  • Наличие сильных учеников как группы позволяет постоянно продумывать работу с ними, учитывать возможности их развития.

     Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход. В процессе обучения контроль, как правило, присутствует на всех этапах, начиная с самых первых моментов в овладении учениками новым материалом и до завершения темы. Здесь следует помнить, как велика управляющая роль  контроля. В зависимости от содержания он может оказывать организующее влияние на усвоение знаний школьниками или, наоборот, дезориентировать учебный процесс.

     Традиционные методы контроля полностью ориентированы на некоторый максимальный уровень усвоения материала (особенно это касается текстов контрольных работ по геометрии), однако эта система жестока для тех, кто шел ниже этого уровня и строится она по методу «вычитания», то есть точкой отсчета служит оценка «5» и в зависимости от ошибок и недочетов ученика она снижается. Оценка в этом случае является наказанием,  а не средством поощрения и свидетельством уровня достижений ученика. Она не дает реальной картины об уровне знаний и умений учащихся.

  Альтернативной рассмотренной является оценка методом «сложения». В ее основу кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки. Достижение этого уровня требуется от каждого учащегося в обязательном порядке. Критерии оценок более высоких уровней формируются на базе минимального посредством содержательного приращения по глубине и объему усвоения. В настоящее время имеется достаточно литературы, позволяющей контролировать знания по уровням усвоения материала.     Так, тесты, тексты контрольных работ по математике, алгебре и геометрии, зачеты по геометрии предусматривают поуровневый контроль. В этом вижу новые подходы к оцениванию.  Считаю свою систему оценивания в какой-то степени гибкой: предоставляю учащимся возможность пересдачи зачета или переписать контрольную работу.  Стимулирую также само- и взаимооценку,  выступая при этом как партнер. Моя оценочно-аналитическая деятельность направлена на формирование положительной «Я-концепции». Если ребенка подбадривать, он учится верить в себя, если хвалить - он учится быть благодарным, растет в атмосфере терпимости - учится понимать других, верить в людей.

   Формами контроля могут быть контрольная работа, тестирование, устный или письменный зачет и др. В целом контроль должен обеспечивать возможно большую полноту проверки на обязательном уровне. Это поможет выявить затруднения учащихся, предупредить устойчивые пробелы в знаниях учащихся. На повышенном уровне не следует требовать от учащихся полноты усвоения материала: здесь основной акцент делается на проверку глубины усвоения, гибкость знаний, понимание.

Литература

1.//Современные образовательные технологии, Г.К.Селевко, Москва, Народное образование, 1998г

2.//Взаимодействие участников уровневой дифференциации, В.Малютина,Н Филиппова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по технологии уровневой дифференциации.

Из опыта работы по технологии уровневой дифференциации.Такой подход к обучению предложила детям в 7-ом «Б» классе. С 7-ого клас­са (второе полугодие) они начали сдавать зачеты по теории и отдель...

Технология уровневая дифференциация. Карточки- помощники для самостоятельной работы с учебником с учётом способностей учащихся. Тема: " Строение и значение систем внутренних органов рыб"

Данные карточки применяются как раздаточный материал при работе с учебником, при индивидуальном изучении данной темы и при изучении данной темы, используя групповые технологии. По образцу можно сделат...

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка

Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...

Технология уровневой дифференциации

Материал содержит рекомендации по использованию разноуровневой дифференциации. Данная технология обучения основана на педагогической системе, которая отличается четким выделением микроцелей и результа...

Технология уровневой дифференциации

В методической разработке приводится теоретический материал и разработки уроков...

Технология уровневой дифференциации на уроках математики.

Не берусь утверждать, что технология УД панацея от всех проблем в обучении, это всего лишь одна из многочисленных технологий современного образования. Прежде всего в УД привлекает демократизация образ...